РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2015 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Алексеевой Т.В.,
при секретаре Егоровой С.А.,
с участием истцов Вельш Г.Э., Казариной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1195/2015 по иску Вельш Г.Э., Казариной Е.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, администрации г. Тулы о признании права общей долевой собственности на земельный участок,
установил:
Вельш Г.Э., Казарина Е.В. обратились в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, администрации г. Тулы о признании права общей долевой собственности на земельный участок площадью 1755 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальный жилой дом, кадастровый №. В обоснование заявленных требований истцы сослались на то, что они являются собственниками жилого дома <адрес>. Решением мирового судьи судебного участка № 79 Центрального судебного района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ определен порядок пользования земельным участком, на котором расположено данное домовладение по фактически сложившемуся порядку пользования. Будучи сособственниками жилого дома, истцы в настоящее время желают зарегистрировать право собственности на земельный участок, однако в передаче вышеназванного земельного участка в собственность бесплатно им отказано, в связи с тем, что право собственности на долю жилого дома у Вельш Г.Э. возникло после вступления в силу Земельного кодекса РФ. Считая отказ в регистрации права собственности на земельный участок незаконным, истцы просили суд признать за ними право общей долевой собственности на земельный участок: за Вельш Г.Э. в размере 943/1755 долей, за Казариной Е.В. - 812/1755 долей.
В судебном заседании истцы Вельш Г.Э., Казарина Е.В. поддержали заявленные исковые требования по изложенным основаниям и просили их удовлетворить.
Представители ответчиков Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, администрации г. Тулы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили ходатайства, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения истцов, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что домовладение <адрес> принято на первичный технический учет в 1959 году на земельном участке общей площадью 1274,3 кв.м., и первоначально принадлежало <данные изъяты>, что подтверждается материалами инвентарного дела.
На основании регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ владельцем строения стала <данные изъяты>.
Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> продал ФИО1 36/71 доли домовладения, расположенного по адресу: <адрес>. 35/71 доли указанного домовладения переданы администрации г. Тулы по праву оперативного управления <данные изъяты>, согласно постановления Главы администрации г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ №, удостоверенного нотариусом г. Тулы ФИО2 36/71 доли домовладения перешли в собственность ФИО3 (12/71 доли), ФИО4 (12/71 доли), Вельш (<данные изъяты>) Г.Э. (12/71 доли).
После смерти ФИО3, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ., домовладение, расположенное по адресу: <адрес> стало принадлежать на праве общей долевой собственности (в соответствии с определением Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., определением Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., определением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., решением Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.) Вельш Г.Э. и ФИО4 в размере 773/2326 долей в праве общей долевой собственности.
В соответствии с договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрированным ДД.ММ.ГГГГ за №, ФИО4 подарила Вельш Г.Э. свою долю наследства, в результате чего истец Вельш Г.Э. стала обладателем 773/1163 долей в праве долевой собственности на указанный выше дом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору передачи № от ДД.ММ.ГГГГ квартира <адрес> передана в совместную собственность ФИО5 и ФИО6 Данный договор зарегистрирован в администрации Центрального района г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ за №, записан в реестровую книгу № 2. На квартиру выдано свидетельство о праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер. Постановлением Главы администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ оставлены на месте строения под лит.А1, al, A3. Узаконена общеполезная и жилая площадь, изменившаяся за счет внутренней перепланировки и переоборудования 39 кв.м., жилая площадь - 31,9 кв.м.
Согласно сделки об определении долей в общей совместной собственности от ДД.ММ.ГГГГ., удостоверенной нотариусом ФИО2, определены доли в совместной собственности ФИО5 и ФИО6 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> по ? доли за каждым.
ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследство по закону после смерти ФИО5 на наследственное имущество, состоящее из ? доли трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>.
Право собственности ФИО6 зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № удостоверяющим право собственности ФИО6 на трехкомнатную квартиру <адрес>.
Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. (удостоверен нотариусом ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.) ФИО6 продала истцу Казариной Е.В. принадлежащую ей по праву собственности квартиру № 2 общеполезной площадью 39 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются решением Центрального районного суда г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ, которым за Казариной Е.В. было признано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 39 кв.м.
Согласно выданному свидетельству серии № от ДД.ММ.ГГГГ в собственности истца Казариной Е.В. находилось 390/1163 долей в праве общей долевой собственности на указанный выше дом.
В соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ стороны договорились произвести реальный раздел жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего сторонам на праве общей долевой собственности. В собственность Казариной Е.В. выделена часть жилого дома, общей площадью 39 кв.м, номера на поэтажном плане А2-1, А - 4, 5, 6, лит.А2, А., а., а2; Вельш Г.Э. - часть жилого дома, общей площадью 77,3 кв.м, номера на поэтажном плане А1- 1, 2, А4 - 1, 2, А - 1, 2, 3, лит.А1, А4, А, а3.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 271 ГК РФ, ч. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с п. 3 ст. 36 ЗК РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
С учетом установленных по делу обстоятельств и исходя из вышеприведенных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что в связи с переходом к Вельш Г.Э., Казариной Е.В. права собственности на жилой дом <адрес>, к ним на законных основаниях перешло и право пользования земельным участком, на котором расположен указанный жилой дом, на тех же условиях, что и у прежних сособственников.
В силу ст. 9.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Принимая во внимание то обстоятельство, что спорный земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации без установления какого-либо срока, то есть в бессрочное пользование, суд приходит к выводу о том, что истцы, к которым на законных основаниях перешло право пользования указанным земельным участком, вправе зарегистрировать право собственности на него.
Согласно п. 8, 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно представленных суду правоустанавливающих документов, материалов инвентарного дела жилой дом <адрес> расположен на земельном участке общей площадью 1274 кв.м. (по документам), 1739 кв.м (по инвентаризации).
Из кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данный участок площадью 1755 +/- 15 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера № и установлением вида разрешенного использования – индивидуальный жилой дом.
Фактическая площадь спорного земельного участка в настоящее время составляет 1755 +/- 15 кв.м.
При этом как следует из анализа вышеуказанной технической документации в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, его внешние границы не изменялись, самовольного занятия какого-либо участка земли не производилось.
Согласно исследованных судом материалов дела следует, что спорный земельный участок площадью 1755 +/- 15 кв.м., относящийся к данному жилому дому, не выходит за пределы красной линии.
Изложенное свидетельствует о том, что границы спорного земельного участка прав и законных интересов смежных землепользователей не нарушают.
Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности позволяет сделать вывод, что изменение фактической площади спорного земельного участка с 1739 кв.м. до 1755 +/- 15 кв.м. произошло за счет более точных измерений, выполненных с помощью геодезической съемки, по сравнению с измерениями органа технической инвентаризации.
Площадь земельного участка уточнена в соответствии с требованиями ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и решением Тульской городской Думы от 27.10.2010 г. N 8/189 "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории муниципального образования город Тула".
Проанализировав исследованные по делу доказательства в их совокупности, и принимая во внимание, что обстоятельств, с которыми действующее законодательство связывает невозможность передачи земельных участков в частную собственность (п. 2, п.4 ст. 27 ЗК РФ) по настоящему делу не установлено, суд, исходя из приведенных выше норм материального права, приходит к выводу, что Вельш Г.Э.. Казариной Е.В. не может быть отказано в передаче в собственность бесплатно находящегося в его пользовании на законных основаниях земельного участка.
В связи с изложенным доводы министерства имущественных и земельных отношений Тульской области о невозможности бесплатной передачи истцам в собственность спорного земельного участка суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со ст.12 ГК РФ истец вправе требовать судебной защиты своих прав путем признания права, в том числе и признания права собственности на имущество.
На основании ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
В материалах дела имеется решение мирового судьи судебного участка № 79 Центрального судебного района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого определен порядок пользования между сособственниками вышеуказанным земельным участком, в пользование Вельш Г.Э. выделен земельный участок площадью 943 кв.м. в границах точек 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14, Казариной Е.В. - земельный участок площадью 812 кв.м. в границах точек 14-13-12-11-10-9-8-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24.
При таких обстоятельствах суд находит подлежащими удовлетворению требования о признании за Вельш Г.Э., Казариной Е.В. права собственности на земельный участок, с кадастровым №, площадью 1755 +/- 15 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в следующем размере: Вельш Г.Э. - 943/175 доли в праве, Казариной Е.В. - 812/1755 доли в праве.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Вельш Г.Э., Казариной Е.В. удовлетворить.
Признать за Вельш Г.Э. право собственности на 943/175 доли в праве на земельный участок с кадастровым №, площадью 1755 +/- 15 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальный жилой дом.
Признать за Казариной Е.В. право собственности на 812/1755 доли в праве на земельный участок с кадастровым №, площадью 1755 +/- 15 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальный жилой д.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
В окончательной форме решение изготовлено 22.05.2015г.
Председательствующий -