Решение в окончательной форме
принято 15 июля 2014 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2014 года Полевской городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Коряковой Н.С.,
при секретаре Ореховой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1051/2014 по иску Ефремовой Н.В. к Полевскому городскому округу в лице органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Ефремова Н.В. обратилась в суд с иском к Полевскому городскому округу в лице органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа о признании права собственности на земельный участок, мотивируя требования тем, что в марте 1998 года она приобрела у Ш. земельный участок, расположенный по адресу: <. . .>, коллективный сад «<. . .> площадью 600 кв.м, заключив нотариальный договор в письменной форме. Право собственности по свидетельству о праве собственности на землю надлежащим образом не зарегистрировали. По истечение 15 лет с момента заключения договора она обратилась в Учреждение юстиции по государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области для регистрации права собственности на земельный участок, в чем ей было отказано по причине отсутствия продавца. Ей известно, что продавец земельного участка выехала на постоянное место жительства в Германию. Ш. получила земельный участок в соответствии с действующим законодательством, являясь собственником земельного участка. С 1998 года она является членом коллективного сада «Уральские зори», оплачивает членские взносы и другие платежи, поэтому на основании приобретательской давности приобрела имущество. Просит признать за ней право собственности на земельный участок расположенный по адресу: <. . .> площадью 600 кв.м.
В судебном заседании истец Ефремова Н.В. поддержала иск и доводы искового заявления, суду пояснила, что с момента владения и пользования земельным участком претензий со стороны третьих лиц к ней не имелось. Считает, что приобрела право собственности на земельный участок в силу приобретательской давности.
Представитель ответчика – Полевского городского округа в лице органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа в судебное заседание не явился, представив отзыв на иск, из которого следует, что истица является законным собственником земельного участка, и в дополнительном признании ее права собственности нет необходимости. При уклонении одной из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности. Истице было необходимо обратиться в суд с иском к Ш. о государственной регистрации перехода права собственности. Просит вынести решение на усмотрение суда, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заслушав истца, свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п. 1 ст. 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Статьей 550 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
В силу ст. 551 Гражданского Кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами. В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.
В соответствии с п. 3 Правил ведения ЕГРП, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, единый государственный реестр прав предназначен для ведения унифицированной в пределах Российской Федерации системы записей о правах на недвижимое имущество, о сделках с ним, а также об ограничениях (обременениях) этих прав.
Как следует из пункта 3 статьи 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", датой государственной регистрации прав (ограничения права) является день внесения (фактического совершения) в ЕГРП соответствующих записей.
В судебном заседании установлено, что Ш. являлась собственником земельного участка, расположенного в коллективном саду «<данные изъяты>», площадью 600 кв.м, что подтверждается копией свидетельства о праве собственности на землю, выданного постановлением Главы Администрации г. Полевского от . . . № (л.д.7).
Между Ш. (продавец) и Ефремовой Н.В. (покупатель) . . . заключен договор купли-продажи недвижимого имущества (земельного участка), принадлежащего продавцу согласно свидетельства о праве собственности на землю, выданному Главой администрации города Полевского Свердловской области . . . № 474, что видно из копии договора (лд.7).
Договор и переход права собственности на земельный участок не зарегистрированы в установленном законом порядке.
Членская книжка садовода . . . на участок № выдана на имя Ефремовой Н.В., что подтверждается копией этой книжки (л.д.10).
С 1998 года имеются документальные подтверждения об оплате истцом членских взносов (лд. 11-15). Претензий по поводу владения истцом земельным участком ни от продавца, ни от его родственников не поступало.
Свидетели 1., 2. подтвердили факт владения и пользования истцом земельным участком в коллективном саду более 15 лет.
Суд приходит к выводу, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Судом установлено, что недвижимое имущество принадлежало продавцу на праве собственности, договор купли-продажи заключен в письменной форме.
Согласно п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания (пункт 2 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со ст. ст. 301 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям (п. 4).
По смыслу приведенной нормы, для возникновения права собственности в силу приобретательной давности недостаточно просто пользоваться имуществом, необходимо соблюсти предусмотренные законом условия, а именно: добросовестность, открытость и непрерывность владения в течение 15 лет. Тогда как отсутствие какого-либо из них исключает признание за лицом права собственности на имущество в силу приобретательной давности.
В силу положений ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности: давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества.
Абзац 3 п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которым в силу п. 4 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со ст. ст. 301 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Датой начала течения пятнадцатилетнего срока приобретательной давности, с учетом трехлетнего срока исковой давности, установленного для истребования собственником данного имущества из чужого незаконного владения, будет являться 24.03.2001, а окончания - 24.03.2016.
Кроме того, учитывая, что земельный участок не является государственной или муниципальной собственностью, находился в собственности Ш., иск заявлен к ненадлежащему ответчику - Полевскому городскому округу в лице органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа.
В удовлетворении иска о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности следует отказать.
Учитывая, что договор купли-продажи недвижимого имущества (земельного участка) между продавцом Ш. и покупателем Ефремовой заключен надлежащим образом, оформлен в соответствии с требованиями закона, но переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю не зарегистрирован, истец не лишен права в силу ст. 551 Гражданского Кодекса Российской Федерации обратиться с требованиями о государственной регистрации перехода права собственности в отсутствии стороны, необоснованно уклоняющейся от государственной регистрации перехода права собственности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ефремовой Н.В. к Полевскому городскому округу в лице органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа о признании права собственности на земельный участок, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Судья Корякова Н.С.