Дело № 12-1143/2019
Р Е Ш Е Н И Е
25 июля 2019 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Вискулова В.В.,
при секретаре Мосикян А.А.,
с участием представителей АО «Асфальт» Зарва А.В., Симбирцевой И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в здании Благовещенского городского суда, жалобу Дуплий В.В., действующего в интересах АО «Асфальт», на постановление Управления Росприроднадзора по Сахалинской области № ЕВ-03-37/2019 от 15.05.2019 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области от 15 мая 2019 г. № ЕВ -03-37/2019 АО «Асфальт» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа 400000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Асфальт» обратилось в суд с жалобой о его отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование жалобы представитель АО «Асфальт» указал, что привлечение к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ возможно при наличии необходимых и достаточных доказательств невыполнения или несвоевременного выполнения требований о рекультивации земель, под которой в силу ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы» понимается комплекс работ направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества. АО «Асфальт» своевременно и в полном объеме указанные работы в отношении земель, расположенных на участке 400+км416 линейного объекта «Реконструкция автомобильной дороги Южно-Сахалинск – Оха», выполнило, что подтверждается актом приемки-сдачи указанных рекультивированных земель от 20.11.2018 г. Будучи подрядчиком строительных работ, АО «Асфальт» требования муниципальных контрактов и действующего законодательства о рекультивации нарушенных земель исполнены, поэтому событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, в действиях АО «Асфальт» отсутствует. Просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание явилась представители АО «Асфальт» Зарва А.В., Симбирцева И.П. В судебном заседании представитель АО «Асфальт» Зарва А.В., действующий по доверенности от 13.07.2018 г., представитель АО «Асфальт» Симбирцева И.П., действующая по доверенности от 21.03.2019 г. доводы жалобы поддержали в полном объеме.
В судебное заседание не явился представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области, будучи надлежащим образом и своевременно извещен о времени и месте рассмотрения жалобы. Суд на основании ст. 25.2 КоАП РФ полагает возможным рассмотрение жалобы АО «Асфальт» по настоящему делу в отсутствие указанного представителя.
Выслушав представителей Зарва А.В., Симбирцеву И.П, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Ч.1 ст.8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде административного штрафа в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
Из материалов дела следует, что 14.02.2017 г. АО «Асфальт» получило разрешение на использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в целях строительства временных и вспомогательных сооружений, складирования строительных и иных материалов, техники для реконструкции линейного объекта «Реконструкция автомобильной дороги Южно-Сахалинск – Оха на участке 400-км416». 20.11.2018 постоянная рабочая комиссия по приемке (передаче) рекультивированных земель, назначенная распоряжением администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области, приняла у АО «Асфальт» рекультивированные земли по объекту «Реконструкция автомобильной дороги Южно-Сахалинск- Оха на участке км 400-км416».
20.11.2018 был подписан акт приемки-сдачи рекультивированных земель по рассматриваемому участку.
В постановлении Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 15 мая 2019 г. отмечается, что уведомление о завершении работ по рекультивации земель в адрес Управления поступало только в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении 15.05.2019, акт приема-передачи представлен в рамках административного расследования 15.03.2019. Однако согласно п. 31 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее – Правила) в срок не позднее, чем 30 календарных дней со дня подписания акта, предусмотренного пунктом 30 Правил, лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, обеспечившие проведение рекультивации земель, консервации земель, направляют уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, а также в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. Учитывая, что разработка проекта рекультивации земель и ее проведения включает следующие этапы:
1) разработка проекта рекультивация земель;
2) процедура, предшествующая процессу утверждения проекта рекультивации земель;
3) утверждение проекта рекультивации земель и направление уведомления об утверждении проекта рекультивации с приложением утвержденного проекта рекультивации земель уполномоченным лицам;
4) проведение рекультивации земель с обязательным направлением правообладателю земельного участка уведомления о начале выполнения работ;
5) завершение работ по рекультивации земель посредством составления акта о рекультивации земель с обязательным приложением и направлением уведомления о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии акта уполномоченным лицам, -
Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области сделан вывод о том, что АО «Асфальт» несвоевременно выполнило обязанность по рекультивации нарушенных земель, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.7 КоАП РФ.
С указанным постановлением административного органа согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, основополагающее значение для данного дела является установление: момента окончания процесса рекультивации, момента реализации обязанности по рекультивации, факта невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по рекультивации земель.
В соответствии с пунктом 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, «рекультивация земель» - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Согласно пункту 8 Правил, рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий. Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Пунктом 30 Правил предусматривается, что завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил. Обязательным приложением к акту являются копии договоров с подрядными и проектными организациями в случае, если работы по рекультивации земель, консервации земель выполнены такими организациями полностью или частично, а также акты приемки выполненных работ; финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования и материально-технических средств.
Таким образом, моментом окончания процесса рекультивации и моментом реализации обязанности по рекультивации является момент подписания акта о рекультивации земель, консервации земель лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, АО «Асфальт» завершило работы по рекультивации земель подписанием акта о рекультивации земли по объекту «Реконструкция автомобильной дороги Южно-Сахалинск- Оха на участке км 400-км416» 20.11.2018. Довод Управления Росприроднадзора о том, что разработка проекта рекультивации земель и ее проведения завершается моментом составления акта о рекультивации земель с обязательным приложением и направления уведомления о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии акта уполномоченным лицам, не находит своего подтверждения, поскольку уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта направляется лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию в соответствии с пунктом 15 Правил, а также в федеральные органы исполнительной власти, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 24 Правил в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта, т.е. после завершения процесса рекультивации.
Направление уведомления о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии акта уполномоченным лицам не может быть отнесено ни к техническим, ни к биологическим мероприятиям, составляющим понятие «рекультивация земель» (п.8 Правил).
При таких обстоятельствах факт несвоевременного выполнения обязанностей по рекультивации земель АО «Асфальт» не подтверждается материалами дела. Выводы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области, отраженные в Постановлении от 15 мая 2019 г. № ЕВ -03-37/2019 о наличии в действиях АО «Асфальт» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обоснованными признать нельзя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Из содержания пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения суда первой инстанции по результатам рассмотрения жалобы, и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренного статьей 24.5 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области от 15 мая 2019 г. № ЕВ -03-37/2019, вынесенные в отношении АО «Асфальт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса - в связи с отсутствием в действиях АО «Асфальт» события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области от 15 мая 2019 г. № ЕВ -03-37/2019, вынесенное в отношении АО «Асфальт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях – за отсутствием события административного правонарушения.
Решение судьи может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
Судья Благовещенского
городского суда В.В. Вискулова