Дело № 2-272/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Бутурлиновка 04 июля 2018 года
Бутурлиновский районный суд Воронежской области в составе председательствующего – судьи Науменко В.А.,
при секретаре Соловых Л.А.,
с участием истицы Гуляевой В.П.,
представителя истицы, Полищук Н.Г.,
представителей ответчика, администрации Клеповского сельского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области, по Уставу, Подлесных Ю.И., по доверенности, Доброскокиной Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бутурлиновского районного суда Воронежской области гражданское дело по исковому заявлению Гуляевой Валентины Петровны к администрации Клеповского сельского поселения о возложении на ответчика обязанности провести надлежащим образом обследование состояния жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признать указанный дом непригодным для проживания и предоставить истице жилое помещение взамен непригодного для проживания, отвечающее санитарным, гигиеническим и техническим требованиям,
у с т а н о в и л :
Истица обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Клеповского сельского поселения, указав, что она с сыном инвалидом проживает по адресу: <адрес>.
Их дом 1930 года постройки, является ветхим, аварийным, перекошен и начал рушиться, стены и потолки перекошены, окна продувает, на полу образовались трещины. Полагает, что находиться в таком доме опасно, но местная администрация бездействует, не смотря на ее обращения, расселять жильцов не собирается.
Она обратилась к администрации Клеповского сельского поселения для создания комиссии в целях обследования дома. Заключением установлено, что дом пригоден для проживания. Она с заключением не согласна. В настоящее время жилой дом находится в запущенном, ветхом состоянии, для проживания непригоден, жилое помещение сильно изношено. Полагает, что проживать в таком доме невозможно, ввиду чего он должен быть признан ветхим и непригодным для проживания.
В целях защиты нарушенных прав и законных интересов она обратилась в ООО «ПРАВОВЕД 36» и понесла расходы в размере 24000 рублей, так как она не имеет юридического образования.
В связи с приведенными обстоятельствами истица просила суд обязать ответчика провести надлежащим образом обследование состояния жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признать указанный дом непригодным для проживания и предоставить истице жилое помещение взамен непригодного для проживания, отвечающее санитарным, гигиеническим и техническим требованиям, а также взыскать в ее пользу с ответчика в счет понесенных расходов на оказание юридических услуг 24000 рублей.
В судебном заседании истица и ее представитель заявленные требования поддержали. После неоднократного разъяснения судом права на изменение предмета и основания иска, уточнение заявленные требований, представление дополнительных доказательств заявили, что настаивают на рассмотрении иска в том виде, в котором он ими был заявлен, представленные доказательства считают достаточными.
При этом истица показала, что в 2008 году она приобрела индивидуальный жилой дом, цена и состояние которого ее устроили. Со временем дом стал приходить в негодность. Ремонт она не делала, так как достаточные средства для этого у нее отсутствовали. Пользуется ли она льготами при обеспечении жильем, она пояснить не может. Она не работает, так как ухаживает за совершеннолетним сыном – инвалидом. Полагает, что жильем ее должна обеспечить администрация. Самостоятельных исследований конструкций жилого дома она не проводила.
В судебном заседании истица дополнительно заявила о взыскании в ее пользу 50000 рублей, потраченных на оплату юридических услуг.
Представители ответчика иск не признали и просили в его удовлетворении отказать, так как жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, предусмотренным Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений, в состав которой включаются представители органов местного самоуправления, а также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, а также в случае необходимости – представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Распоряжением администрации Клеповского сельского поселения от 12.04.2016г. № 14 такая комиссия создана и произвела обследование жилого дома Гуляевой В.П., по результатам которого установила удовлетворительное состояние дома, его пригодность для проживания, нуждаемость в ремонте.
В связи с заключением комиссии оснований для признания жилого дома непригодным для проживания не имеется.
Требование истицы об обязании ответчика провести надлежащим образом обследование состояния жилого дома является нецелесообразным, так как в межведомственной комиссией уже проведены аналогичные обследования, по результатам которых составлены соответствующие акты, вынесены заключения, которые собственником жилого дома не оспаривались, не отменены и имеют юридическую силу.
Требование о возложении на ответчика обязанности признать принадлежащий истице индивидуальный жилой дом непригодным для проживания также является необоснованным, поскольку решение вопроса о признании жилого помещение непригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
В связи с необоснованностью указанных требований, отсутствием оснований для обеспечения истицы жилым помещением, в удовлетворении третьего требования также следует отказать.
Расходы истицы на оплату юридической помощи в общей сумме 74000 рублей являются необоснованными и неразумными, из обосновывающих их документов не следует, что они понесены непосредственно в связи с производством по делу. В связи с отсутствием оснований для удовлетворения иска, во взыскании судебных расходов представители ответчика также просили отказать.
Выслушав объяснения истицы, ее представителя, представителей ответчика, исследовав представленные материалы, суд признает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. № 47 (далее – Положение), оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
Согласно п.8 Положения, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Копией распоряжения администрации Клеповского сельского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области от 12 апреля 2016 года № 14 «О назначении межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» подтверждается, что предусмотренная приведенными нормами комиссия создана в установленном порядке.
В соответствии с п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Из п.33 Положения следует, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Согласно п.47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 52 Положения, указанное заключение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
На наличие иных оснований для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, истицей не указано. Доказательств, подтверждающих наличие оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания, истицей не представлено.
Согласно п/п. 3 п.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ, ст. 210 ГК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Копией паспорта истицы подтверждается, что она ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 22 декабря 2008 года.
В соответствии с копиями свидетельств о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГг. № и №, ФИО1 на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом площадью 65,1 кв.м и земельный участок площадью 3002 кв.м.
Согласно копии договора купли-продажи земельного участка и жилого дома и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ, указанное недвижимое имущество было приобретено у ФИО6 за 59000 рублей.
Права продавца в отношении отчужденной недвижимости подтверждаются копией договора дарения жилого дома и земельного участка.
Характеристики жилого дома подтверждаются копией технического паспорта домовладения, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии выписки из похозяйственной книги, год постройки жилого дома Гуляевой В.П. 1930, первые сведения о нем значатся в похозяйственной книге № 10 лицевой счет № 1268, заложенной в 1991 году.
В соответствии с копией акта обследования помещения № 3 от 08 июля 2016 года, межведомственная комиссия, назначенная на основании распоряжения администрации Клеповского сельского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области № 14 от 12.04.2016г. в составе председателя, главы администрации сельского поселения Подлесных Ю.И., членов комиссии, ведущего специалиста администрации поселения ФИО7, ведущего специалиста администрации – главного бухгалтера ФИО8, заместителя председателя Совета н/д ФИО9, при участии приглашенных экспертов, специалиста первой категории отдела муниципального хозяйства, строительства, архитектуры и экологии администрации Бутурлиновского муниципального района, ФИО10, начальника отдела надзорной деятельности по Бутурлиновскому и Воробьевскому районам, ФИО11, генерального директора ООО «ОКС», ФИО12, и собственника домовладения ФИО1 произвела обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, при этом установлено, что домовладение 1930 года постройки, состоит из 3-х комнат, комнаты сухие, отопление печное, окна деревянные, дымоотводящие каналы не требуют ремонта, кровля, шифер, стены, дерево, нижний сруб стен в удовлетворительном состоянии, полы деревянные, двери простые деревянные, основные конструктивные элементы жилого дома находятся в удовлетворительном состоянии. Электропроводка находится в удовлетворительном состоянии. Помещение сухое. Состояние дома удовлетворительное. Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения: жилой дом пригоден для проживания, требует ремонта.
Аналогичные выводы приведены и в заключении № 3 от 08.07.2016г. о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания на основании указанного акта, что подтверждается его копией. Как следует из заключения, оно принято единогласно всеми членами межведомственной комиссии.
Как следует из копии заключения № 2 от 27.04.2018г. о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, межведомственная комиссия, назначенная на основании распоряжения администрации Клеповского сельского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области № 14 от 12.04.2016г. в составе председателя, главы администрации сельского поселения Подлесных Ю.И., членов комиссии, ведущего специалиста администрации поселения ФИО7, ведущего специалиста администрации – главного бухгалтера ФИО8, заместителя председателя Совета н/д ФИО9, при участии приглашенных экспертов, и.о. первого заместителя главы администрации Бутурлиновского муниципального района, ФИО13, начальника отдела надзорной деятельности по Бутурлиновскому и Воробьевскому районам, ФИО11, генерального директора ООО «ОКС», ФИО12, по результатам рассмотрения акта 2 от 27.04.2018г. обследования жилого дома межведомственной комиссии признала жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, пригодным для проживания, требующим капитального ремонта. Для более детального обследования собственнику рекомендовано обратиться в организацию, имеющую лицензию на проведение инструментального обследования зданий и сооружений.
Иными представленными истицей письменными материалами подтверждается, что она обращалась в различные органы по вопросам признания индивидуального жилого дома непригодным для проживания, оказания финансовой помощи на газификацию домовладения, предоставления жилого помещения, при этом ее обращения были рассмотрены, по существу признаны необоснованными.
Некоторые из представленных истицей материалов не имеют отношения к рассматриваемому делу.
Как усматривается из представленных материалов, порядок признания жилого помещения пригодным или непригодным для проживания в настоящем случае не нарушен.
Как установлено из исследованных материалов, вопрос о признании жилища Гуляевой В.П. непригодным для проживания рассмотрен в установленном законом порядке, ее индивидуальный жилой дом требует ремонта, однако не пригодным для проживания не является.
Изложенный вывод подтверждается актами и заключениями от 08.07.2016г., от 27.04.2018г., которые надлежащим образом мотивированы и по существу истицей и ее представителем не оспорены.
Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является попыткой ограничения права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, нарушающей установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Из объяснений истицы и ее представителя следует, что провести надлежащим образом обследование состояния жилого помещения для них означает безоговорочное признание его непригодным для проживания.
Судом истице и ее представителю было разъяснено право изменить предмет и основания иска, уточнить заявленные требования и состав лиц, участвующих в деле, ходатайствовать о назначении и проведении по делу экспертизы для опровержения выводов комиссии, от чего они отказались, в связи с чем, на основании ст. 79 ГПК РФ, суд признает их возражения относительно правильности выводов комиссии недоказанными.
Как следует из искового заявления, суть спора заключается именно в признании жилища Гуляевой В.П. непригодным для проживания.
Исследованными доказательствами наличие оснований для предоставления истице иного жилого помещения не подтверждено.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств, опровергающих выводы суда, истицей и ее представителем не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу о необоснованности иска.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, судебные расходы истицы возмещению не подлежат. При рассмотрении подтверждающих их материалов суд считает необходимым обратить внимание на то, что основания для признания их разумными и необходимыми в связи с рассмотрением дела отсутствуют, сумма заявленных расходов многократно превышает стоимость услуг адвоката по составлению иска и представлению стороны в суде, к оплате заявлены услуги, которые заведомо не могли быть оказаны истице или отсутствуют основания для их оказания за плату, не обеспечено надлежащее качество оказания услуг.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении искового заявления Гуляевой Валентины Петровны к администрации Клеповского сельского поселения о возложении на ответчика обязанности провести надлежащим образом обследование состояния жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признать указанный дом непригодным для проживания и предоставить истице жилое помещение взамен непригодного для проживания, отвечающее санитарным, гигиеническим и техническим требованиям, отказать полностью.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда через Бутурлиновский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Науменко
С П Р А В К А
Решение суда изготовлено в окончательной форме 09 июля 2018 года.
Судья В.А. Науменко
Дело № 2-272/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Бутурлиновка 04 июля 2018 года
Бутурлиновский районный суд Воронежской области в составе председательствующего – судьи Науменко В.А.,
при секретаре Соловых Л.А.,
с участием истицы Гуляевой В.П.,
представителя истицы, Полищук Н.Г.,
представителей ответчика, администрации Клеповского сельского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области, по Уставу, Подлесных Ю.И., по доверенности, Доброскокиной Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бутурлиновского районного суда Воронежской области гражданское дело по исковому заявлению Гуляевой Валентины Петровны к администрации Клеповского сельского поселения о возложении на ответчика обязанности провести надлежащим образом обследование состояния жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признать указанный дом непригодным для проживания и предоставить истице жилое помещение взамен непригодного для проживания, отвечающее санитарным, гигиеническим и техническим требованиям,
у с т а н о в и л :
Истица обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Клеповского сельского поселения, указав, что она с сыном инвалидом проживает по адресу: <адрес>.
Их дом 1930 года постройки, является ветхим, аварийным, перекошен и начал рушиться, стены и потолки перекошены, окна продувает, на полу образовались трещины. Полагает, что находиться в таком доме опасно, но местная администрация бездействует, не смотря на ее обращения, расселять жильцов не собирается.
Она обратилась к администрации Клеповского сельского поселения для создания комиссии в целях обследования дома. Заключением установлено, что дом пригоден для проживания. Она с заключением не согласна. В настоящее время жилой дом находится в запущенном, ветхом состоянии, для проживания непригоден, жилое помещение сильно изношено. Полагает, что проживать в таком доме невозможно, ввиду чего он должен быть признан ветхим и непригодным для проживания.
В целях защиты нарушенных прав и законных интересов она обратилась в ООО «ПРАВОВЕД 36» и понесла расходы в размере 24000 рублей, так как она не имеет юридического образования.
В связи с приведенными обстоятельствами истица просила суд обязать ответчика провести надлежащим образом обследование состояния жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признать указанный дом непригодным для проживания и предоставить истице жилое помещение взамен непригодного для проживания, отвечающее санитарным, гигиеническим и техническим требованиям, а также взыскать в ее пользу с ответчика в счет понесенных расходов на оказание юридических услуг 24000 рублей.
В судебном заседании истица и ее представитель заявленные требования поддержали. После неоднократного разъяснения судом права на изменение предмета и основания иска, уточнение заявленные требований, представление дополнительных доказательств заявили, что настаивают на рассмотрении иска в том виде, в котором он ими был заявлен, представленные доказательства считают достаточными.
При этом истица показала, что в 2008 году она приобрела индивидуальный жилой дом, цена и состояние которого ее устроили. Со временем дом стал приходить в негодность. Ремонт она не делала, так как достаточные средства для этого у нее отсутствовали. Пользуется ли она льготами при обеспечении жильем, она пояснить не может. Она не работает, так как ухаживает за совершеннолетним сыном – инвалидом. Полагает, что жильем ее должна обеспечить администрация. Самостоятельных исследований конструкций жилого дома она не проводила.
В судебном заседании истица дополнительно заявила о взыскании в ее пользу 50000 рублей, потраченных на оплату юридических услуг.
Представители ответчика иск не признали и просили в его удовлетворении отказать, так как жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, предусмотренным Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений, в состав которой включаются представители органов местного самоуправления, а также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, а также в случае необходимости – представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Распоряжением администрации Клеповского сельского поселения от 12.04.2016г. № 14 такая комиссия создана и произвела обследование жилого дома Гуляевой В.П., по результатам которого установила удовлетворительное состояние дома, его пригодность для проживания, нуждаемость в ремонте.
В связи с заключением комиссии оснований для признания жилого дома непригодным для проживания не имеется.
Требование истицы об обязании ответчика провести надлежащим образом обследование состояния жилого дома является нецелесообразным, так как в межведомственной комиссией уже проведены аналогичные обследования, по результатам которых составлены соответствующие акты, вынесены заключения, которые собственником жилого дома не оспаривались, не отменены и имеют юридическую силу.
Требование о возложении на ответчика обязанности признать принадлежащий истице индивидуальный жилой дом непригодным для проживания также является необоснованным, поскольку решение вопроса о признании жилого помещение непригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
В связи с необоснованностью указанных требований, отсутствием оснований для обеспечения истицы жилым помещением, в удовлетворении третьего требования также следует отказать.
Расходы истицы на оплату юридической помощи в общей сумме 74000 рублей являются необоснованными и неразумными, из обосновывающих их документов не следует, что они понесены непосредственно в связи с производством по делу. В связи с отсутствием оснований для удовлетворения иска, во взыскании судебных расходов представители ответчика также просили отказать.
Выслушав объяснения истицы, ее представителя, представителей ответчика, исследовав представленные материалы, суд признает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. № 47 (далее – Положение), оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
Согласно п.8 Положения, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Копией распоряжения администрации Клеповского сельского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области от 12 апреля 2016 года № 14 «О назначении межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» подтверждается, что предусмотренная приведенными нормами комиссия создана в установленном порядке.
В соответствии с п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Из п.33 Положения следует, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Согласно п.47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 52 Положения, указанное заключение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
На наличие иных оснований для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, истицей не указано. Доказательств, подтверждающих наличие оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания, истицей не представлено.
Согласно п/п. 3 п.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ, ст. 210 ГК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Копией паспорта истицы подтверждается, что она ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 22 декабря 2008 года.
В соответствии с копиями свидетельств о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГг. № и №, ФИО1 на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом площадью 65,1 кв.м и земельный участок площадью 3002 кв.м.
Согласно копии договора купли-продажи земельного участка и жилого дома и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ, указанное недвижимое имущество было приобретено у ФИО6 за 59000 рублей.
Права продавца в отношении отчужденной недвижимости подтверждаются копией договора дарения жилого дома и земельного участка.
Характеристики жилого дома подтверждаются копией технического паспорта домовладения, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии выписки из похозяйственной книги, год постройки жилого дома Гуляевой В.П. 1930, первые сведения о нем значатся в похозяйственной книге № 10 лицевой счет № 1268, заложенной в 1991 году.
В соответствии с копией акта обследования помещения № 3 от 08 июля 2016 года, межведомственная комиссия, назначенная на основании распоряжения администрации Клеповского сельского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области № 14 от 12.04.2016г. в составе председателя, главы администрации сельского поселения Подлесных Ю.И., членов комиссии, ведущего специалиста администрации поселения ФИО7, ведущего специалиста администрации – главного бухгалтера ФИО8, заместителя председателя Совета н/д ФИО9, при участии приглашенных экспертов, специалиста первой категории отдела муниципального хозяйства, строительства, архитектуры и экологии администрации Бутурлиновского муниципального района, ФИО10, начальника отдела надзорной деятельности по Бутурлиновскому и Воробьевскому районам, ФИО11, генерального директора ООО «ОКС», ФИО12, и собственника домовладения ФИО1 произвела обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, при этом установлено, что домовладение 1930 года постройки, состоит из 3-х комнат, комнаты сухие, отопление печное, окна деревянные, дымоотводящие каналы не требуют ремонта, кровля, шифер, стены, дерево, нижний сруб стен в удовлетворительном состоянии, полы деревянные, двери простые деревянные, основные конструктивные элементы жилого дома находятся в удовлетворительном состоянии. Электропроводка находится в удовлетворительном состоянии. Помещение сухое. Состояние дома удовлетворительное. Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения: жилой дом пригоден для проживания, требует ремонта.
Аналогичные выводы приведены и в заключении № 3 от 08.07.2016г. о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания на основании указанного акта, что подтверждается его копией. Как следует из заключения, оно принято единогласно всеми членами межведомственной комиссии.
Как следует из копии заключения № 2 от 27.04.2018г. о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, межведомственная комиссия, назначенная на основании распоряжения администрации Клеповского сельского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области № 14 от 12.04.2016г. в составе председателя, главы администрации сельского поселения Подлесных Ю.И., членов комиссии, ведущего специалиста администрации поселения ФИО7, ведущего специалиста администрации – главного бухгалтера ФИО8, заместителя председателя Совета н/д ФИО9, при участии приглашенных экспертов, и.о. первого заместителя главы администрации Бутурлиновского муниципального района, ФИО13, начальника отдела надзорной деятельности по Бутурлиновскому и Воробьевскому районам, ФИО11, генерального директора ООО «ОКС», ФИО12, по результатам рассмотрения акта 2 от 27.04.2018г. обследования жилого дома межведомственной комиссии признала жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, пригодным для проживания, требующим капитального ремонта. Для более детального обследования собственнику рекомендовано обратиться в организацию, имеющую лицензию на проведение инструментального обследования зданий и сооружений.
Иными представленными истицей письменными материалами подтверждается, что она обращалась в различные органы по вопросам признания индивидуального жилого дома непригодным для проживания, оказания финансовой помощи на газификацию домовладения, предоставления жилого помещения, при этом ее обращения были рассмотрены, по существу признаны необоснованными.
Некоторые из представленных истицей материалов не имеют отношения к рассматриваемому делу.
Как усматривается из представленных материалов, порядок признания жилого помещения пригодным или непригодным для проживания в настоящем случае не нарушен.
Как установлено из исследованных материалов, вопрос о признании жилища Гуляевой В.П. непригодным для проживания рассмотрен в установленном законом порядке, ее индивидуальный жилой дом требует ремонта, однако не пригодным для проживания не является.
Изложенный вывод подтверждается актами и заключениями от 08.07.2016г., от 27.04.2018г., которые надлежащим образом мотивированы и по существу истицей и ее представителем не оспорены.
Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является попыткой ограничения права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, нарушающей установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Из объяснений истицы и ее представителя следует, что провести надлежащим образом обследование состояния жилого помещения для них означает безоговорочное признание его непригодным для проживания.
Судом истице и ее представителю было разъяснено право изменить предмет и основания иска, уточнить заявленные требования и состав лиц, участвующих в деле, ходатайствовать о назначении и проведении по делу экспертизы для опровержения выводов комиссии, от чего они отказались, в связи с чем, на основании ст. 79 ГПК РФ, суд признает их возражения относительно правильности выводов комиссии недоказанными.
Как следует из искового заявления, суть спора заключается именно в признании жилища Гуляевой В.П. непригодным для проживания.
Исследованными доказательствами наличие оснований для предоставления истице иного жилого помещения не подтверждено.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств, опровергающих выводы суда, истицей и ее представителем не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу о необоснованности иска.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, судебные расходы истицы возмещению не подлежат. При рассмотрении подтверждающих их материалов суд считает необходимым обратить внимание на то, что основания для признания их разумными и необходимыми в связи с рассмотрением дела отсутствуют, сумма заявленных расходов многократно превышает стоимость услуг адвоката по составлению иска и представлению стороны в суде, к оплате заявлены услуги, которые заведомо не могли быть оказаны истице или отсутствуют основания для их оказания за плату, не обеспечено надлежащее качество оказания услуг.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении искового заявления Гуляевой Валентины Петровны к администрации Клеповского сельского поселения о возложении на ответчика обязанности провести надлежащим образом обследование состояния жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признать указанный дом непригодным для проживания и предоставить истице жилое помещение взамен непригодного для проживания, отвечающее санитарным, гигиеническим и техническим требованиям, отказать полностью.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда через Бутурлиновский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Науменко
С П Р А В К А
Решение суда изготовлено в окончательной форме 09 июля 2018 года.
Судья В.А. Науменко