№2-1172/2104
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2014 года
Промышленный районный суд г.Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Ивановой В.В.,
При секретаре Филимоненковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Прилепиной Т.А. на решения и действия (бездействие) администрации г. Смоленска.
У С Т А Н О В И Л:
Прилепина Т.А. обратилась в суд с жалобой на решения и действия (бездействие) администрации г. Смоленска, указав следующее. Прилепиной Т.А. на праве собственности принадлежит земельный участок на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровым номером № площадь 766 кв.м., категория земель: земли поселений, разрешенное использование для садоводства расположенный по адресу: г. <адрес>, садоводческое товарищество <данные изъяты>», участок № №
На данном земельном участке построен жилой дом, год постройки январь ДД.ММ.ГГГГ г., деревянный, одноэтажный, общей площадью 106,8 кв.м на основании решения Промышленного районного суда города Смоленска, от ДД.ММ.ГГГГ, признан жилым домом с правом регистрации и проживания в нем.
Данный жилой дом подключен к сетям инженерно- технического обеспечения, имеет центральное электричество, центральное газоснабжение, центральный водопровод, автономную канализацию. Имеются отдельные лицевые счета, по которым регулярно производится оплата за энергоносители.
В настоящий момент земельный участок, имеющий разрешенное использование для садоводства используется не по назначению, в связи с нахождением на нем жилого дома. На земельном участке не обрабатывается земля, для посадки овощей и фруктов. Площадь данного земельного участка не соответствует Правилам землепользования и застройки территориальной зоны СД.
Согласно Правилам землепользования и застройки в редакции решения Смоленского городского Совета IV созыва территория по адресу: г<адрес>, садоводческое товарищество « <данные изъяты>», участок № отнесена к территориальной зоне занятой садоводствами с установлением в отношении земельных участков, расположенных на территории данного товарищества градостроительного регламента СД - зоны, занятой объектами садоводства, без возможности осуществления жилищного строительства.
Как усматривается из карты (схемы) планируемых границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон, являющегося приложением к решению Смоленского городского Совета 33 сессии III созыва от 22.12.2009 № 1347 "Об утверждении генерального плана г. Смоленска", данный земельный участок находится в производственной зоне, а именно примыкает к зоне Ж4-п зоне застройки жилыми домами смешанной этажности, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры и существующих производственных объектов.
Для того чтобы эффективно использовать объект капитального строительства, реализовать в полном объеме свои права и законные интересы гражданина, предприняты попытки внести изменение в Правила землепользования и застройки г. Смоленска.
В заявлении главе города Смоленска вх. № от 05.12.13 г. Прилепина Т.А. просила внести изменения с целью смены разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 33 Гр.К предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
В письме Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска № от 20.12.2013 г. комиссией по землепользованию и застройке города Смоленска была принята рекомендация об отказе во внесении изменений в территориальное зонирование Правил землепользования и застройки города Смоленска.
Основание отказа явилось то, что площадь данного земельного участка не соответствует минимальной площади земельного участка для размещения индивидуального жилого дома 1000 м2, а также отсутствует проект планировки малоэтажной застройки для всей территории СТ « <данные изъяты>
Прилепина не согласна с действиями Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска считает, что они не основаны на законе, нарушают её права и законные интересы гражданина.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод; решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 1 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.»
Статья 6 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом. На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.»
Исходя из положении ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законам и требованиями специальных федеральных законов.
В силу положений п. 9 ст. 1 Гр.К виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами.
Статья 42 ЗК РФ устанавливает, что и собственники земельных участков, и лица, не обладающие правом собственности на земельные участки, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым видом использования, причём способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Кроме того, собственники земельных участков должны своевременно приступать к использованию земельных участков.
Согласно статье 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к топ или иной категории земель и разрешённым использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, влечёт наложение административного штрафа: на граждан от 1000 руб. до 1 500 руб.; на должностных лиц от 2000 руб. до 3000 руб., на юридических лиц от 40 000 руб. до 50 000 руб.
Статья 285 ГК РФ устанавливает, что земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, например если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.
Таким образом, указанный земельный участок, согласно Генеральному плану города Смоленска, находится в функциональной зоне Ж4-п зоне застройки жилыми домами смешанной этажности, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры и существующих производственных объектов.
п.1. Основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствуют основным и условно разрешенным видам использования установленных для зоны Ж 4.
Статья 30. Градостроительный регламент зоны застройки жилыми домами смешанной этажности Ж4 п.З. Основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для каждого квартала принимаются в соответствии с типом жилых домов и соответствуют основным, условно разрешенным видам использования установленным для зон Ж1ти Ж2 или ЖЗ исходя из типа застройки
квартала.
П.2. В квартале могут быть размещены жилые дома только одного типа.
Согласно ч. 9 ст.31 Гр К РФ при подготовке проекта правил землепользования и застройки орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
В силу ч.ч.3, 9, 10 ст.31, п.1 ч.2 ст.33 Гр.К РФ положения Правил землепользования и застройки, в том числе, относительно видов разрешенного использования земельных участков, определяемых градостроительным регламентом территориальной зоны, должны соответствовать требованиям генерального плана городского округа.
Согласно ст. 33 Гр.К РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном ст.ст. 31, 32 настоящего Кодекса.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения,
генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования
муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или
схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении
градостроительных регламентов (ч.2 ст.33 Гр.К РФ).
Постановление от 20 августа 2007 г. N 451 (О Комиссии по землепользованию и застройке города Смоленска).
П.4.1 Комиссия обязана: обеспечивать гласность при подготовке решений по землепользованию и застройке, в том числе путем предоставления всем заинтересованным лицам возможности доступа на общественные слушания, а также возможности высказывания по обсуждаемым вопросам; проводить публичные слушания по рассмотрению предложений о внесении дополнений и изменений в действующие Правила.
Из приведенных норм земельного законодательства, толкуемых в нормативном единстве с п.9 ст.1, ч.б ст.30, ст.36 Гр.К РФ, следует, что установленный для соответствующей территориальной зоны градостроительный регламент, содержащий обязательные требования относительно видов использования соответствующих земельных участков, может существенно ограничивать право собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких участков, на осуществление их застройки, а также последующего использования объектов капитального строительства.
Кроме того доводы администрации города Смоленска, что площадь земельного участка не соответствует градостроительному регламенту необоснованная, т.к. нормы данного решения относятся к земельным участкам, выделяемым после его принятия. Более того, в случае если размер земельного участка, предоставленного гражданину в установленном порядке до вступления в силу настоящего решения, ниже вышеуказанного предельного минимального размера, либо превышает вышеуказанный предельный максимальный размер, то для данного земельного участка этот размер является соответственно минимальным или максимальным.
Уточнив требования, просит суд признать действия Администрации города Смоленска по принятию решения об отказе Прилепиной Т.А. в письме № от 20.12.2013г. по внесению изменении в Правила землепользования и застройки города Смоленска незаконными; Обязать Администрацию города Смоленска повторно рассмотреть заявление Прилепиной Т.А. от 05.12.2013 г. вх. № с учетом
фактического землепользования и Генерального плана города Смоленска
относительно функционального назначения соответствующий территории Ж4П,
предусматривающее осуществление на ней индивидуального жилищного
строительства.
В судебном заседании представитель заявителя Матвеев С.В. доводы уточненной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации г. Смоленска Андреева О.В. в судебном заседании жалобу не признала, указав следующее.
В своем уточнении к жалобе заявитель указывает на положения ст. 42 ЗК РФ, устанавливающие обязанность лиц, во владении которых находятся земельные участки, использовать их в соответствии с целевым назначением.
Однако, данная норма права как раз и направлена на установлении обязанности в отношении владельца земельного участка использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением. В таком случае тем более не может быть установлена обязанность в отношении органа местного самоуправления изменять вид разрешенного использования данного земельного участка и изменении территориальной зоны вследствие неправомерных действий его владельца по ненадлежащему использованию.
Таким образом, у Администрации нет оснований по изменению территориального зонирования.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Гр.К РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному
плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме
территориального планирования муниципального района, возникшее в
результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального
планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Однако, согласно ч. ч. 4 и 5 ст. 33 Гр.К РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
При этом, обязанности комиссии по землепользованию и застройке города Смоленска, касающиеся проведения публичных слушаний по рассмотрению предложений о внесении дополнений и изменений в действующие Правила (Постановление Главы города Смоленска № 451 от 20.08.2007 г.), относятся только к той ситуации, когда комиссией приняты рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки.
Таким образом считает, что действия управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска по отказу во внесение изменений в Правила Прилепиной Т.А. (письмо № от 20.12.2013 г., протокол заседания комиссии по землепользованию и застройке города Смоленска № от 12.12.2013 г.) с указанием причин отклонения являются правомерными.
Оснований для повторного рассмотрения заявления Прилепиной Т.А. не имеется.
Относительно доводов Администрации о необходимости минимальной площади 1000 кв.м. для данного земельного участка, следует отметить, что Администрацию руководствовалась, при этом, ч. 4 ст. 27 Правил землепользования и застройки города Смоленска, в которых указываются следующие предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: минимальная площадь земельных участков: для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома - 1000 квадратных метров; для размещения блок-секции блокированного жилого дома - 400 квадратных метров; для размещения объектов иных видов разрешенного использования - в соответствии со статьей 17 части II Правил; максимальная площадь земельных участков: для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома - 1800 квадратных метров; для размещения блок-секции блокированного жилого дома - 700 квадратных метров; для размещения объектов иных видов разрешенного использования - в соответствии со статьей 17 части II Правил.
Земельный участок Прилепиной Т. А. составляет 766 кв.м., что недостаточно для минимальной площади земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере 1000 кв.м. Просит в удовлетворении жалобы отказать.
Представитель третьего лица- Смоленского горсовета Артамонов Р.А. в судебном заседании указал, что жалобу Прилепиной Т.А. не признает, оснований для изменения зоны не усматривается. Градостроительным регламентом предусмотрена минимальная площадь земельного участка 1000 кв.м.
Представитель третьего лица - председатель СТ «<данные изъяты>» Филатова Г.А. суду пояснила, что Прилепина Т.А. имеет земельный участок площадью 766кв.м., который она приобрела по договору купли-продажи в 2006 году у предыдущего собственника данного садового участка, входящего в состав садоводческого товарищества и включенный в общий отвод земельного участка СТ «<данные изъяты> находящегося в зоне сельскохозяйственного использования.
Изменение вида разрешенного использования данного земельного участка влечет за собой исключение этой земли из садоводческого товарищества, изменение условий на соседних участках, кроме того изменится конфигурация общего отвода садоводческого товарищества, что повлечет за собой большие затраты по выполнению геодезических работ нового отвода. Это является значимым обстоятельством существенно повлияющим на денежные средства садоводства в целом.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования участка затрагивает интересы всего садоводческого товарищества. Считает, что Прилепина Т.А. в настоящее время эффективно использует своей «объект капитального строительства». Она может круглогодично проживать и быть зарегистрированной в своем доме. В настоящее время в СТ круглогодично проживает более 200 садоводов.
Согласно «Правил землепользования и застройки города Смоленска» зона сельскохозяйственного использования не предполагает размещение индивидуальных жилых домов коттеджного типа. Прилепиной Т.А. нужно было приобретать земельный участок в жилой зоне Ж 1, а не в зоне СД занятой под садоводством.
Считает, что Прилепина Т.А. действует в нарушение Устава СТ и Федерального закона от 15.04.1998г № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» и Правил землепользования г. Смоленска
В силу Федерального закона (ст.21.п.1) к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого товарищества относится и такой вопрос, как изменение границ общего земельного участка товариществ. Просит в удовлетворении жалобы Прилепиной Т.А. отказать.
Заслушав объяснения представителей сторон и третьих лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Заявителю Прилепиой Т.А.на праве собственности принадлежит жилой дом с правом регистрации и проживания в нем, общей площадью 106,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, СТ <данные изъяты> на земельном участке № №, с кадастровым номером №, площадью 766 кв.м., категория земель: земли поселений, разрешенное использование для садоводства.
Прилепина Т.А. обратилась в Администрацию города Смоленска с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска в части включения ее земельного участка в границы территориальной зоны Ж1.
Протоколом комиссии по землепользованию и застройки города Смоленска от12.12.2013 года Прилепиной Т.А. во внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска было и письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска, было отказано по тем основания, что планировка существующего СТ <данные изъяты>» не соответствует требованиям СНиПа и технических регламентов, предъявляемым к планировке индивидуальной жилой застройке. Площадь данного земельного участка не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны Ж1((зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа) Минимальная площадь земельного участка для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома 1000 кв.м.
Внесение изменений в территориальное зонирование Правил землепользования и застройки города Смоленска возможно при наличии проекта планировки малоэтажной жилой застройки для всей территории СТ «<данные изъяты>». Даная градостроительная документация согласно требованиям законодательства включает в себя материалы по обоснованию размещения объектов жилищного, социального, культурного и коммунально –бытового назначения, информацию по плотности и параметрам застройки, и сведений по социальному, транспортному обслуживанию и инженерно-техническому обеспечению.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Гр.К РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному
плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме
территориального планирования муниципального района, возникшее в
результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального
планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Согласно ч. ч. 4 и 5 ст. 33 Гр.К РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
При этом, обязанности комиссии по землепользованию и застройке города Смоленска, касающиеся проведения публичных слушаний по рассмотрению предложений о внесении дополнений и изменений в действующие Правила (Постановление Главы города Смоленска № 451 от 20.08.2007 г.), относятся только к той ситуации, когда комиссией приняты рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки.
Таким образом, суд считает, что процедура рассмотрения заявления Прилепиной Т.А. соблюдена.
Причины по которым Прилепиной Т.А. отказано во внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска в части включения ее земельного участка в границы территориальной зоны Ж1 также указаны в отказе и суд находит их правомерными и основанными на законе.
Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не обладающие правом собственности на земельные участки, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным видом использования, причем способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Данная норма направлена на установлении обязанности в отношении владельца земельного участка использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением.
Относительно доводов Администрации о необходимости минимальной площади 1000 кв.м., суд исходит из следующего. Согласно 4 ст. 27 Правил землепользования и застройки города Смоленска, в которых указываются следующие предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: минимальная площадь земельных участков: для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома - 1000 квадратных метров; для размещения блок-секции блокированного жилого дома - 400 квадратных метров; для размещения объектов иных видов разрешенного использования - в соответствии со статьей 17 части II Правил; максимальная площадь земельных участков: для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома - 1800 квадратных метров; для размещения блок-секции блокированного жилого дома - 700 квадратных метров; для размещения объектов иных видов разрешенного использования - в соответствии со статьей 17 части II Правил.
Земельный участок Прилепиной Т. А. составляет 766 кв.м., что недостаточно для минимальной площади земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере 1000 кв.м.
Таким образом действия управления архитектуры и градостроительства Администрции города Смоленска по отказу во внесение изменений в правила Прилепиной Т.А.( письмо № от 20.12.2013г., протокол заседания комиссии по землепользованию и застройки города Смоленск № от 12.12.2013г) с указанием причин отклонения являются правомерными, оснований для повторного рассмотрения заявления Прилепиной Т.А. не имеется, в заявленных требованиях Прилепиной Т.А. следует отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований Прилепиной Т.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В.Иванова