Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-224/2016 от 22.04.2016

дело № 12-224/2016

Р Е Ш Е Н И Е

02 июня 2016 года г. Пушкино, М.о.

Судья Пушкинского городского суда Московской области Чернозубов О.В., с участием защитника ФКП НИИ «Геодезия» – представителя по доверенности Зайцева И.И., с участием прокурора Московской областной прокуратуры Корнилова П.С., рассмотрев материалы административного дела по жалобе ФКП НИИ «Геодезия» на постановление № 13/2015/154 заместителя главного государственного инспектора города Пушкино, Пушкинского района Московской области по использованию и охране земель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Боковой М.С. от 03 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением № 13/2015/154 заместителя главного государственного инспектора г. Пушкино, Пушкинского района Московской области по использованию и охране земель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Боковой М.С. от 03 августа 2015 года ФКП НИИ «Геодезия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том, что ФКП НИИ «Геодезия» в нарушение требований земельного законодательства использует не по целевому назначению земельный участок площадью 7 га, входящий в состав земельного участка площадью 138870000 кв.м с кадастровым номером 50:65:0030801:1, расположенный по адресу: Московская область, г. Красноармейск, проспект Испытателей, д. 14, в районе площадки № 14.

ФКП НИИ «Геодезия» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, ставя вопрос о его отмене, ссылаясь на то, что заявитель был объявлен государственным боеприпасным полигоном и указанный выше земельный участок используется под полигон для испытания боеприпасов. В процессе проведения испытаний боеприпасов и вооружения происходит воздействие на почвенный покров. В соответствии с требованиями действующего законодательства заявитель обязан произвести рекультивацию указанного земельного участка, в связи с чем между ФКП НИИ «Геодезия» и ООО НПО «Экостройресурс» был заключен договор, в соответствии с условиями которого ООО НПО «Экостройресурс» приняло на себя обязательства по изготовлению инженерно-проектной и нормативно-разрешительной документации, а также по выполнению комплекса технологических работ, связанных с рекультивацией производственной площадки площадью 15га с применением обезвоженного и обезвреженного осадка сточных вод от фильтр-прессов ЛСА в качестве дополнительного рекультиванта. Рекультивация принадлежащего заявителю земельного участка не является самостоятельным видом деятельности, а является обязательным условием землепользования, проводилась в соответствие с требованиями законодательства, в связи с чем не является нецелевым использованием земельного участка. Также указал, что рассмотрение дела в порядке ст. 29.7 КоАП РФ не проводилось. При назначении наказания административным органом был неверно исчислен размер взыскиваемого штрафа.

Законный представитель ФКП НИИ «Геодезия» в суд не явился, дело рассмотрено с участием защитника – представителя по доверенности Зайцева И.И., который доводы жалобы поддержал.

Заслушав защитника Зайцева Н.И., прокурора Корнилова П.С., изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы ФКП НИИ «Геодезия», нахожу постановление № 13/2015/154 заместителя главного государственного инспектора г. Пушкино, Пушкинского района Московской области по использованию и охране земель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Боковой М.С. от 03 августа 2015 года подлежащими отмене по следующим основаниям.

ФКП НИИ «Геодезия» является правообладателем земельного участка площадью 138870000 кв.м с кадастровым номером 50:65:0030801:1, расположенного по адресу: Московская область, г. Красноармейск, проспект Испытателей, д. 14, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование для госнужд.

В ходе проверки, проведенной 18.06.2015 года, было установлено, что часть земельного участка площадью около 7га, входящего в состав указанного выше земельного участка, используется для приема и обращения отходов сточных вод.

Оспариваемое постановление было принято на основании, в том числе акта проверки.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

При этом, общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.

Однако, из оспариваемого постановления не следует, что при его вынесении инспектор Бокова М.С. руководствовалась указанными правилами. Из постановления не следует, что инспектором было установлено соответствие фактического вида использования земельного участка ФКП НИИ «Геодезия» разрешенным видам использования, установленным соответствующими Правилами землепользования и застройки.

Обязанность рекультивации земель боеприпасного полигона установлена ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» устанавливают к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов).

В соответствии с пунктом 2.2 СанПин 2.1.7.1322-03, процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.

Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 17.5.1.01-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 декабря 1983 года N 5854, под рекультивацией земель понимается комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение окружающей среды в соответствии с интересами общества.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Федеральный закон N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Федерального закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

В силу приведенных выше норм рекультивация земель с использованием осадка сточных вод не относится к деятельности по размещению отходов.

Ссылки прокурора на положения ГОСТ 17.5.1.01-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения" и ГОСТ 17.5.1.03-86 "Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель", в соответствии с которыми для рекультивации карьерных выемок могут использоваться только вскрышные и вмещающие породы, не содержащие радиоактивные элементы и токсичные соединения в концентрациях, опасных для жизни человека и животных, суд находит несостоятельными, поскольку указанные положения ГОСТ не подлежат применению, так как данная позиция распространяется на отходы, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, а не на осадки сточных вод, предназначенные для использования при проведении работ по рекультивации (восстановлению) земель в соответствии с действующим законодательством.

Осадки сточных вод предназначены для использования при проведении работ по рекультивации земель на основании п. 3.1.8 "ГОСТ Р 54098-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения".

Согласно п. 3.1.8 ГОСТ Р 54098-2010, под осадками сточных вод понимаются отходы, образующиеся на очистных сооружениях канализации населенных пунктов при механической и биологической очистке хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, обработанные различными методами в целях получения биогаза, обезвоживания, стабилизации, обеззараживания и предназначенные для использования в качестве местных органических удобрений, почвогрунтов, материала для рекультивации нарушенных земель, а также для формирования компостов и т.д.

Работы по рекультивации земельного участка заявителя проводились в соответствии с проектом рекультивации и в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.

При этом, суд учитывает, что при рекультивации использовались обезвреженный осадок сточных вод, что не противоречит нормам действующего законодательства.

Использование обезвреженного осадка сточных вод в процессе рекультивации на указанном выше земельном участке не свидетельствует о нецелевом использовании указанного земельного участка, также как и временное размещение необходимой для рекультивации техники, что не противоречит Проекту рекультивации.

Доводы прокурора о том, что непосредственно на земельном участке ФКП НИИ «Геодезия» не должны были указанными предприятиями перерабатываться осадки сточных вод, а только завозиться переработанный рекультивант, не нашли своего объективного подтверждения.

Как следует из Проекта рекультивации, при проведении рекультивации предусмотрен подвоз именно осадка сточных вод ( ОСВ) для приготовления рекультиванта (разделы 2.5, 2.6). Суточный объем осадка сточных вод и песка, доставляемых на площадку рекультивации, выбирается исключительно в интересах технологических решений проекта; доставка производится транспортом владельца отходов, самосвалами, грузоподъемностью от 5 до 30 тонн. Разделом 2.6 также предусмотрено использование на земельном участке техники и механизмов.

В данном случае в действиях ФКП НИИ «Геодезия» отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

При вынесении обжалуемого постановления инспектором Боковой М.С. не были учтены приведенные выше положения норм действующего законодательства, что привело к вынесению незаконного постановления.

В соответствии со ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенных обстоятельств, постановление № 13/2015/154 заместителя главного государственного инспектора г. Пушкино, Пушкинского района Московской области по использованию и охране земель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Боковой М.С. от 03 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКП НИИ «Геодезия», подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении – прекращению за отсутствием в действиях ФКП НИИ «Геодезия» состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Постановление № 13/2015/154 заместителя главного государственного инспектора г. Пушкино, Пушкинского района Московской области по использованию и охране земель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Боковой М.С. от 03 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКП НИИ «Геодезия» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья:

12-224/2016

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ФКП НИИ "Геодезия"
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
Чернозубов Олег Викторович
Статьи

ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
pushkino--mo.sudrf.ru
25.04.2016Материалы переданы в производство судье
02.06.2016Судебное заседание
02.06.2016Вступило в законную силу
06.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее