Дело № 2-494/2014 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Село Большая Соснова 01 декабря 2014 года
Большесосновский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Селютиной С.Л.,
с участием прокурора Кузнецовой Н.Ю.,
истца Бусовой Ю.В.,
представителя ответчика Тимшиной Т.Г.,
при секретаре Погосян О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах <данные изъяты> к Управлению образованием Администрации Большесосновского района о возложении обязанности предоставить место в муниципальной дошкольной образовательной организации по месту жительства,
У с т а н о в и л :
Прокурор Большесосновского района Пермского края обратился в суд в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты> следующим основаниям. Частью 1 статьи 43 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на образование, согласно части 2 той же статьи гражданам Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального Закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Для реализации данных полномочий органы муниципальных районов наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений. Администрация Большесосновского муниципального района - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на котором лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения. Согласно Положения об Управлении образования администрации Большесосновского муниципального района от 25.01.2012г. управление образования администрации Большесосновского муниципального района является самостоятельным структурным подразделением администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, обеспечивающим государственную политику в области образования. Управление образования является юридическим лицом.
Право заявителя на получение дошкольного образования Управлением образования администрации Большесосновского муниципального района не обеспечено. Место в дошкольном образовательном учреждении ребенку не предоставлено. Прокурор указал, что Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П указывает на необходимость предоставления места в дошкольном образовательном учреждении в пределах территориальной доступности его посещения.
Прокурор обратился в защиту права на образование в интересах малолетнего заявителя, который не может самостоятельно защищать свои интересы в суде в силу своего возраста.
В суде прокурор настаивал на заявленных требованиях.
Законный представитель несовершеннолетнего Бусова Ю.В. требование прокурора поддержала, пояснила, что неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о предоставлении места для дочери в детском саду, однако ей было отказано. Ответчик предложил её ребенку посещать группу кратковременно пребывания, однако это её не устроило, так как ребенок находится в группе с 9 до 13 часов, без завтрака и обеда, без сна, а после 13 часов ребенка необходимо забирать, а она работает до 17 часов. Представитель Управления образования Тимшина Т.Г. с иском прокурора не согласилась, просила в удовлетворении заявления отказать, пояснила, что в настоящее время нет возможности предоставить несовершеннолетнему <данные изъяты>. место в дошкольном образовательном учреждении по причине отсутствия мест. Формирование реестра детей для определения в дошкольное образовательное учреждение осуществляется по дате рождения. На сегодняшний день группы в детских садах укомплектованы. Зачисление заявителя в группу приведет к нарушению лицензионных и санитарных норм, к ухудшению условий пребывания детей в группе, к привлечению руководителя образовательного учреждения к ответственности за нарушение действующего законодательства. На основании части 4 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. Для реализации права детей на получение дошкольного образования в с. Большая Соснова ведется строительство дошкольного образовательного учреждения на 120 мест. Предоставление места в дошкольном образовательном учреждении заявителю возможно по мере освобождения мест в течение года. До поступления ребенка в детский сад имеется возможность получения дошкольного образования в форме семейного образования.
Изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В соответствии частью 1 статьи 9 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. 25.11.2013) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
1)организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
2) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 9 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» для реализации данных полномочий органы муниципальных районов наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений.
Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального района в лице Управления образования по исполнения вопросов местного значения, в том числе организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Пунктом 6 части II. Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038) предусмотрено, что образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Доводы ответчика Управления образования о том, что дошкольное образование может быть обеспечено в форме семейного образования, самообразования, что отсутствуют места в детских садах несостоятельны по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
Судом исследованы представленные прокурором доказательства.
Несовершеннолетний <данные изъяты> занесен в список детей, состоящих на учете для определения в дошкольное образовательное учреждение Большесосновского района, законный представитель несовершеннолетней Бусова Ю.В. 29.10.2014 обратилась в прокуратуру с жалобой на нарушение прав её несовершеннолетней дочери на получение доступного дошкольного образования, указав на то, что ребёнок до настоящего времени не обеспечен местом в дошкольном образовательном учреждении (л.д. 7-9).
Кроме этого, согласно справки отделения полиции (дислокация с. Большая Соснова) МО МВД РФ «Очёрский» Бусова Ю.В. проходит службу в органах внутренних дел (л.д. 10), а также является многодетной матерью, что подтверждается свидетельствами о рождении детей (л.д. 21-23).
Таким образом, Управление образования при администрации Большесосновского муниципального района, как орган местного самоуправления, обязан обеспечить ребенка местом в детском дошкольном учреждении для получения бесплатного образования, поскольку соблюдены необходимые условия: наличие возраста - более двух месяцев, и заявление родителей.
С учетом изложенного, не предоставление места в детском дошкольном учреждении при наличии волеизъявления законных представителей несовершеннолетней, свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования и конституционного права ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Довод заявителя об обязании Управления образования предоставить место в дошкольном образовательном учреждении ребенку по месту жительства основан на законе.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Абзацем четвертым пункта 2.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Согласно ч. 6 ст. 46 Федерального закона «О полиции» места в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях независимо от формы собственности предоставляются в первоочередном порядке.
Согласно Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431(ред. от 25.02.2003) "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" для многодетных семей установлен прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь.
Для реализации этого права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении услуги. При этом при предоставлении места в детском саду должны учитываться требования территориальной доступности.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Во исполнение данного требования закона следует возложить на Управление образования Большесосновского муниципального района предоставить несовершеннолетнему <данные изъяты> место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в с. Большая Соснова Пермского края в первоочередном порядке.
До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетнему <данные изъяты> достигшему необходимого возраста, не предоставлено, что свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Обязать Управление образования Администрации Большесосновского муниципального района предоставить <данные изъяты> года рождения место в первоочередном порядке в группе полного дня в муниципальной дошкольной образовательной организации по месту жительства на территории с. Большая Соснова Большесосновского района Пермского края, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Большесосновский суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть с 05 декабря 2014 года.
Судья /подпись/ С.Л. Селютина
Копия верна, судья С.Л. Селютина
Секретарь с/з О.В. Погосян