Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1954/2021 ~ М-7940/2020 от 06.11.2020

Производство № 2а-1954/2021

УИД 28RS0004-01-2020-011196-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2021 г. г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Мухина Е.О.,

рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области к Савиной Н. Е. о взыскании задолженности по пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области обратилась в суд с административным иском к Савиной Н.Е. о взыскании суммы недоимки по страховым взносам: пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в сумме 4083 рубля 26 копеек; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 1160 рублей 54 копейки.В обоснование административного иска указывает, что Савина Н.Е. в период с 9 января 2002 года по 29 февраля 2016 года состояла на учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области в качестве индивидуального предпринимателя. Административным истцом были получены сведения от ОПФР по Амурской области об указанных недоимках по страховым взносам, имеющихся у Савиной Н.Е. перед бюджетом и возникших до 1 января 2017 г. Так как по истечении установленного срока уплаты пени по страховым взносам, образованной до 1 января 2017 года задолженность не была уплачена Савиной Н.Е. в бюджет, налоговым органом, в соответствии со ст.69, 70 НК РФ направлено требование об уплате налога: № 69015 от 10 июля 2019 года, в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 1 ноября 2019 года.В связи с тем, что требования Савиной Н.Е.не были исполнены в установленный законодательством о налогах и сборах срок, инспекция, в соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 20 марта 2020 года мировым судьей Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 10 был вынесен приказ о взыскании сСавиной Н.Е.в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области задолженности по налогам и пени. Определением и.о. мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 10 от 7 мая 2020 года указанный судебный приказ был отменен в порядке, предусмотренном ст. 123.7 КАС РФ, в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения. На момент обращения административного истца с настоящим административным иском в суд 6 ноября 2020 г. требования Савиной Н.Е. не были исполнены.

На основании вышеизложенного, административный истец просит суд взыскать с Савиной Н.Е. за счёт её имущества в доход государства: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 1064 рублей 54 копейки; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2017 г. в размере 4083 рубля 26 копеек.

На основании п. 3 ст. 291 КАС РФ настоящее административное дело рассмотрено по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства в сроки, установленные ст. 292 КАС РФ.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закрепленастатьей 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 НК РФ.

Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.

Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета и подлежит исполнению в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ).

Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

Как следует из материалов дела, 20 марта 2020 года мировым судьей Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 9 был вынесен судебный приказ о взыскании с Савиной Н.Е. недоимки по налогам, начисленных пеней. 07 августа 2020 года указанный судебный приказ отменен, в связи с чем истец обратился с настоящим административным исковым заявлением.

Рассматривая требования административного истца о взыскании с Савиной Н.Е. задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается представленными материалами дела, что Савина Н.Е. в период с 9 января 2002 года по 29 февраля 2016 года состояла на учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу с 1 января 2017 года, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетныефонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).

С 1 января 2017 года органом контроля за уплатой страховых взносов является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.

Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля заисчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», при рассмотрении настоящего административного дела подлежат применению положения указанного Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.

В силу статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

При этом из пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ следует, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Из анализа указанных норм права следует, что действующим законодательством на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, а также в Фонд обязательного медицинского страхования. Данная обязанность возникает в силу факта приобретения ими данного статуса и прекращается с момента его утраты.

В силу пункта 1 статьи 25 названного Федерального закона в случае уплаты страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки, плательщик должен уплатить пени.

Аналогичные положения предусмотрены статьями 57, 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, положения которого к отношениям по взысканию страховых взносов применяются с 1 января 2017 года.

Савина Н.Е. в период с 9 января 2002 года по29 февраля 2016 года состояла на учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, являлась плательщиком страховых взносов.

Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области были получены сведения от ОПФР по Амурской области о наличии у Савиной Н.Е.задолженности по уплате пени перед бюджетом в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхованиеи обязательное пенсионное страхование, возникшие до 1 января 2017 г.

Так как по истечении установленного законодательством срока уплаты пени по страховым взносам, образованной до 1 января 2017 года задолженность не была уплачена Савиной Н.Е. в бюджет, налоговым органом, в соответствии со ст.69, 70 НК РФ направлено требование об уплате налога: № 69015 от 10 июля 2019 года, в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 1 ноября 2019 года. Вместе с тем, требование было оставлено без исполнения.

Вместе с тем, частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ) предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РоссийскойФедерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимисячастной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Данной статьей предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списание недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 1 января 2017 года и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.

Следовательно, списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, а также соответствующие задолженности по пеням и штрафам.

Данные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 года № 302-ЭС19-10771, кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2019 года № 43-КА19-29.

Поскольку предъявленныеадминистративным истцом к взысканию суммы пенейпо страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование имели место по состоянию на 1 января 2017 года, то в силу указанных норм закона ониподлежат признанию безнадежными к взысканию и подлежат списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.

Таким образом, требование административного истца о взыскании с Савиной Н.Е.пеней по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхования в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Пенсионного фонда России за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 290, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области к Савиной Н. Е. о взыскании задолженности по пени отказать.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда.

Председательствующий Е.О. Мухин

2а-1954/2021 ~ М-7940/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области
Ответчики
Савина Наталья Евгеньевна
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
06.11.2020Регистрация административного искового заявления
26.11.2020Передача материалов судье
11.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
26.02.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее