Дело № 2-4632/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2019 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.
При секретареКоваленко Е.Г,
С участием истца Колечкиной Е.А., представителя истца Сухановой Ю.К., представителя ответчика Набоевой Т.В., представителей третьих лиц ТФОМВ Кривошеева Ю.И., Министерства здравоохранения Амурской области Солдатовой К.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колечкиной Е. А. к Государственному автономному учреждению здравоохранения Амурской области «Амурская областная клиническая больница» об обязании обеспечить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, оплатить стоимость обучения,
УСТАНОВИЛ:
Колечкина Е.А. обратилась в суд с настоящим иском к ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница», в обоснование заявленных требований указала, что работает у ответчика в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации ГАУЗ АО «АОКБ». Колечкина Е.А. обратилась с заявлением к ответчику о направлении на обучение и оплате стоимости обучения. 07 марта 2019 года на свое заявление получила ответ, согласно которому истцу в направлении на обучение и оплате стоимости проезда отказано в связи с тем, что средства нормированного страхового запаса учреждению не выделяются. Действия ответчика по ее не направлению на обучение истец полагала незаконными, поскольку действующим законодательством предусмотрена обязанность работодателя использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников, а у работника закреплено право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя.
На основании изложенного, истец Колечкина Е.А. просила суд обязать ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» обеспечить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации ГАУЗ АО «АОКБ» по системе непрерывного медицинского образования и оплатить стоимость обучения.
Определением Благовещенского городского суда от 24 мая 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющегося самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство здравоохранения Амурской области.
В судебном заседании истец, представитель истца на исковых требованиях настаивали, подробно указали на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что в силу Федерального закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» медицинские организации обязаны использовать средства нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в порядке, определенном правительством РФ. В обязанности медицинской организации входит обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством РФ. В целях использования средств нормированного страхового запаса медицинскими организациями должны быть соблюдены условия: наличие у медицинской организации заключенного договора на оказание и оплату услуг медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на текущий финансовый год; включение медицинской организации в план мероприятий, утвержденный и согласованный с территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями (союзами) и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями). Помимо общих условий, в случае реализации медицинской организацией мероприятий по повышению квалификации медицинских работников за счет средств нормированного страхового запаса использование средств осуществляется при соблюдении дополнительных условий: наличие заявления медицинского работника руководителю медицинской организации о направлении на дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по выбору медицинского работника; наличие у медицинской организации заключенного договора об образовании на обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе; внесение изменений (при необходимости) в план финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации в целях реализации мероприятий. Кроме того, с 01 января 2016 года внедряется новая процедура допуска к профессиональной деятельности – аккредитация специалиста. Переход в процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 01 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. В период с 01.01.2016 года по 01.01.2021 года допуск к профессиональной деятельности осуществляется как через аккредитацию, так и через сертификацию специалиста, в зависимости от срока прохождения последней сертификации. Если специалист прошел последнюю сертификацию до 01.01.2016 года, то после истечения срока полученного сертификата будут допускаться к профессиональной деятельности через процедуру сертификации специалиста еще однократно. Обучение таких специалистов может проходить в виде традиционного повышения квалификации или в рамках модели отработки принципов непрерывного медицинского образования. Специалисты, прошедшие последнюю сертификацию после 01.01.2016 года, вступают в систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования с момента последней сертификации и будут допускаться к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации специалиста. Обучение таких специалистов включает формирование индивидуального плата обучения по соответствующей специальности (не менее 250 академических часов за 5 лет) и последующее дискретное его освоение с распределением объема не менее 50 часов в год. 07 марта 2019 года ГАУЗ АО «АОКБ» Колечкиной Е.А. отказали в направлении на обучение и оплате его стоимости. Полагали, что действующим законодательством предусмотрена обязанность работодателя использования средств нормированного запаса территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников, а у работника закреплено право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя. На основании изложенного, истец, представитель истца просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика с иском Колечкиной Е.А. не согласилась, в обоснование своей позиции, так же изложенной в письменном виде, указала, что работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется путем их обучения в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки. Необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем. Профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности. Повышение квалификации работник проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности. Истец прошла и закончила обучение в ФГБОУ ВО «АГМА» Министерства здравоохранения РФ, о чем был выдан сертификат специалиста 01.06.2016 года, который подтверждает действие сертификата в течение 5 лет. Обязанность работодателя по направлению истца на обучение исполнена. Согласно Порядку, утвержденному Приказом № 575 от 04.08.2016 года, в целях осуществления выбора образовательной программы и образовательной организации медицинский работник проходит регистрацию на интернет-портале; осуществляет выбор образовательной программы из списка образовательных программ; создает предварительную заявку для зачисления на обучение по выбранной образовательной программе, доступную для распечатывания на бумажном носителе; согласовывает с руководителем медицинской организации выбранную образовательную организацию, а также сроки обучения и тематику образовательной программы; предоставляет работодателю заявление о направлении на дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в образовательную организацию с приложением предварительной заявки, распечатанной на бумажном носителе. 05.03.2019 года истцом было подано заявление о направлении на обучение на цикле повышения квалификации «Истинный кардиогенный шок». Однако порядок, утверждённый Приказом № 575 от 04.08.2016 года, истцом соблюден не был, процедура согласования не пройдена, заявление направлено на дополнительное обучение, а по программе дополнительного медицинского образования имеются бесплатные семинары, которыми истец вправе воспользоваться. В связи с этим представитель ответчика просила в иске Колечкиной Е.А. отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области исковые требования Колечкиной Е.А. полагал не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, указал, что дополнительное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ. До 01 января 2016 года право на осуществление медицинской деятельности в РФ имели лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 01.01.2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Сертификат свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной деятельности. Повышение квалификации специалистов, выполняющих работы, не реже одного раза в пять лет является одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности. Наличие сертификата специалиста является обязательным условием для занятия медицинской деятельностью. Медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Повышение квалификации медицинских работников, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, осуществляемое не реже одного раза в пять лет, предусмотрено Перечнем циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала. При наступлении очередного 5-летнего срока работодатель обязан за свой счет направить медработника на профессиональную переподготовку и повышение квалификации квалификационной категории и получения (продления) сертификата, а медработник, в свою очередь, обязан их пройти. Медицинские организации имеют право получать средства ОМС за оказанную медицинскую помощь и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и обязаны использовать средства нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в порядке, определенном Правительством РФ. Согласно Правилам № 332 от 21.04.2016 года при реализации медицинской организацией дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации от медицинского работника требуется наличие трудовых отношений с медицинской организацией и наличие заявления медицинского работника руководителю медицинской организации о направлении на дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по выбору медицинского работника, который осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ. Полагал, что при наступлении очередного 5-летнего срока работодатель обязан направить медицинского работника на профессиональную переподготовку и повышение квалификации за счет средств нормированного страхового запаса Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области при наличии заявление медицинского работника на профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программе повышения квалификации в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по выбору медицинского работника, которые осуществляются в Порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ Приказом от 04.08.2016 года № 575н.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Амурской области также сочла заявленные Колечкиной Е.А. исковые требования не обоснованными, изложила правовую позицию, аналогичную позиции представителя третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области, также указала, что 05 марта 2019 года от истца поступило заявление о направлении на обучение на цикле повышения квалификации «Истинный кардиогенный шок». Ранее с работодателем истец не согласовывал организацию, тематику и сроки обучения, тем самым нарушив процедуру направления на обучение. Истец в 2016 году прошла обучение в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Амурская государственная медицинская академия» в объеме 4 320 часов. На основании проведенного обучения истцу был выдан сертификат специалиста от 01.08.2016 года, который подтверждает действие сертификата в течение 5 лет.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
Согласно ч. 4 ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В силу ст. 197 ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
В силу п.п. 2 п. 1 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Приказом Минздрава России от 03.08.2012 года № 66н утверждены Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, согласно которым совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется путем их обучения в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки (п. 3). Повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности (п. 4).
Из материалов дела следует, стороной ответчика не оспаривалось, подтверждается трудовым договором № 344 от 23.08.2016 года, дополнительным соглашением к трудовому договору от 01.11.2018 года, трудовой книжкой серии ТК-III № ***, заполненной 01.08.2011 года, приказом о приеме на работу № 1921-л от 23.08.2016 года, что истец Колечкина Е.А. с 01 сентября 2016 года состоит в трудовых отношениях с ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница».
05 марта 2019 года Колечкина Е.А. обратилась к ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» с заявлением о ее направлении на обучение на цикле повышения квалификации «Истинный кардиогенный шок» по специальности «Анестезиология-реаниматология», реализуемом ФГБОУ ВО «Амурская государственная медицинская академия» Минздрава России, за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования в период с 03.06.2019 года по 08.06.2019 года. Стоимость обучения составляет 6300 рублей.
Ответом на данное заявление от 07 марта 2019 года ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» Колечкиной Е.А. отказано в направлении на обучение, поскольку средства нормированного страхового запаса учреждению не выделяются, в связи с чем отсутствует возможность оплаты данного вида обучения.
Не согласившись с указанным ответом, полагая действия ответчика по не направлению истца на обучение неправомерными, Колечкиной Е.А. инициирован настоящий иск в суд.
Рассматривая обоснованность заявленных истцом требований, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет. Аккредитационная комиссия формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона. Положение об аккредитации специалистов, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, форма свидетельства об аккредитации специалиста и технические требования к нему утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 69).
Повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет является одним из лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности (п.п. «г» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291).
В соответствии с п.п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Из статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ следует, что выполнение лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Следовательно, наличие сертификата специалиста является обязательным условием для занятия медицинской деятельностью, предусмотренным законом.
Приказом Минздрава России от 04.08.2016 года № 575н утвержден Порядок выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, который устанавливает правила выбора медицинским работником, замещающим должность в медицинской организации, осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 6 Приказа Минздрава России № 575н от 04.08.2016 года в целях осуществления выбора образовательной программы и образовательной организации медицинский работник: проходит регистрацию на интернет-портале; осуществляет выбор образовательной программы из списка образовательных программ; создает предварительную заявку для зачисления на обучение по выбранной образовательной программе (далее - предварительная заявка), доступную для распечатывания на бумажном носителе; согласовывает с руководителем медицинской организации (далее - работодатель) выбранную образовательную организацию, а также сроки обучения и тематику образовательной программы; предоставляет работодателю заявление о направлении на дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в образовательную организацию с приложением предварительной заявки, распечатанной на бумажном носителе.
Пунктом 7 Приказа установлено, что в случае включения обучения медицинского работника в план мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, работодатель заключает с образовательной организацией договор об образовании на обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе.
Порядок и условия использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) для финансового обеспечения, в том числе по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, установлен Постановлением Правительства РФ от 21.04.2016 года № 332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования».
В соответствии с п. 2 указанного Постановления Правительства РФ средства нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения указанных в пункте 1 настоящих Правил мероприятий (далее соответственно - мероприятия, средства для финансового обеспечения мероприятий) предоставляются территориальным фондом медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, при соблюдении условий, предусмотренных настоящими Правилами, на основании заключенного территориальным фондом с медицинской организацией соглашения о финансовом обеспечении мероприятий, типовая форма и порядок заключения которого утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Приказом Минздрава России от 06.06.2016 года № 354н утверждена типовая форма и порядок заключения соглашения территориального фонда обязательного медицинского страхования с медицинской организацией о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 21.04.2016 года № 332 предусмотрено, что использование медицинскими организациями средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении следующих условий: наличие у медицинской организации заключенного в соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на текущий финансовый год; включение медицинской организации в план мероприятий, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) и согласованный с территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями (союзами) и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), представители которых включены в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - план мероприятий). Критерии отбора медицинских организаций для включения в план мероприятий утверждаются уполномоченным органом.
В силу п. 5 Постановления Правительства РФ № 332 в случае реализации медицинской организацией мероприятий, указанных в подпункте "а" пункта 1 настоящих Правил, использование средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении помимо установленных пунктом 4 настоящих Правил следующих дополнительных условий: а) наличие заявления медицинского работника руководителю медицинской организации о направлении на дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по выбору медицинского работника, который осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.
План мероприятий утверждается в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня вступления в силу настоящих Правил, а в последующем - ежеквартально, до 1-го числа первого месяца очередного квартала, и включает следующую информацию: а) наименование медицинских организаций, расположенных в субъекте Российской Федерации, в которых предусматривается реализация мероприятий; б) наименование мероприятий; в) сведения о мероприятиях, указанных в подпункте "а" пункта 1 настоящих Правил: фамилия, имя, отчество, год рождения, специальность и занимаемая должность медицинского работника, направляемого на повышение квалификации в рамках дополнительного профессионального образования; направление повышения квалификации в рамках дополнительного профессионального образования (специальность, наименование и продолжительность образовательной программы); объем необходимого финансирования (в рублях) (п. 8).
В целях включения в план мероприятий медицинская организация направляет уполномоченному органу в течение 15 календарных дней со дня вступления в силу настоящих Правил, а в последующем - ежеквартально, за 15 календарных дней до начала очередного квартала, заявку по форме согласно приложению. Уполномоченный орган направляет утвержденный план мероприятий в медицинские организации, в которых предусматривается реализация мероприятий, в течение 2 рабочих дней со дня его утверждения (п. 9).
Таким образом, анализ вышеприведенных правовых актов показывает, что законодатель четко определил порядок выбора медицинским работником программы повышения квалификации для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования. При этом согласование с руководителем медицинской организацией (работодателем) выбранной образовательной организации, сроков обучения и тематики образовательной программы является обязательным условием реализации обеспечения повышения квалификации медицинским работником.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, стороной истца не оспаривалось, и подтверждается планами мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 1 и 2 кварталы 2019 года, утвержденными Министром здравоохранения Амурской области 29.12.2018 года и 29.03.2019 года, истец Колечкина Е.А. требования п. 6 Приказа Минздрава России № 575н от 04.08.2016 года не выполнила, согласование выбранной образовательной организации, сроков обучения и тематики образовательной программы с работодателем с приложением предварительной заявки для зачисления на обучение по выбранной образовательной программе не получила, с соответствующим заявлением не обращалась, в связи с чем ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» не было включено в план мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников.
Как следует из правовой позиции ТФОМС Амурской области, ГАУЗ Амурской области «Амурская областная клиническая больница» в план мероприятий на 1 и 2 квартал 2019 года Министерством здравоохранения Амурской области включено не было, в связи с чем также отсутствует одно из обязательных условий для использования средств НСЗ для финансового обеспечения мероприятий по программам повышения квалификации медицинских работников, установленное п.п. «б» п. 4 Постановления № 332.
В этой связи суд находит установленным, что Порядок выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, установленный Приказом № 575н, в частности, его пункт 6, истцом не выдержан, в связи с чем у ответчика отсутствовала возможность направить истца на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации и оплатить стоимость обучения.
При этом, судом также учитывается, что, окончив обучение в ФГБОУ ВО «АГМА» 01 августа 2016 года, истец Колечкина Е.А. в период с 29.05.2017 года по 03.06.2017 года, и с 02.06.2018 года по 09.06.2018 года направлялась на повышение квалификации, по окончании которых Колечкиной Е.А. выданы сертификаты, регистрационные номер 598 от 09.06.2018 года и 393 от 03.06.2017 года, которые подтверждают возможность работы истца по занимаемой должности в течение 5 лет.
Доводы стороны истца о том, что с 01.01.2016 года введена новая процедура допуска к профессиональной деятельности, согласно которой специалисты, прошедшие сертификацию после 01.01.2016 года, вступают в систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования с момента последний сертификации и буду допускаться к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации специалиста, которая включает в себя формирование индивидуального плана обучение по соответствующей специальности не менее 250 академических часов за 5 лет, а истец имеет только 72 часа, и не направление ее на профессиональную подготовку нарушают ее права, правового значения не имеют при установлении судом нарушения Колечкиной Е.А. порядка подачи заявления о профессиональной подготовке и его согласования, в отсутствие вины ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница».
Кроме того, в соответствии со ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 года « 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно, в связи с чем права истца в настоящее время не нарушены, в случае соблюдения истцом Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации возможность быть направленным на повышение квалификации (не менее 250 академических часов за 5 лет) у Колечкиной Е.А. не утрачена.
При таких обстоятельствах, учитывая установленные по делу обстоятельства в совокупности с приведенными положениями закона, суд приходит к выводу, что фактически и правовых оснований для удовлетворения исковых требований Колечкиной Е.А. к ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» не имеется, в связи с чем в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Колечкиной Е. А. в удовлетворении исковых требований к Государственному автономному учреждению здравоохранения Амурской области «Амурская областная клиническая больница» об обязании обеспечить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации и оплатить стоимость обучения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
ПредседательствующийЕ.А. Фирсова
Решение изготовлено в окончательной форме 26 июня 2019 года.