Дело № 12-33/2020 копия
РЕШЕНИЕ
26 февраля 2020 года г. Пермь
Судья Пермского районного суда Пермского края Бородкина Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Белых О.А.,
с участием представителя Роспотребнадзора по Пермскому краю Сотниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Открытого акционерного общества Авиакомпания «Уральские авиалинии» ФИО4 на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя Руководителя Роспотребнадзора по <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО АК «Уральские Авиалинии» (далее – Общество, Авиакомпания) было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Защитник ОАО АК «Уральские Авиалинии» ФИО6, не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой поставил вопрос о признании постановления незаконным и его отмене. В обоснование жалобы указал, что вывод Роспотребнадзора о том, что авиакомпанией не обеспечено выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ допустило отсутствие подголовников на борту воздушного судна является необоснованным. При рассмотрении административного правонарушения в отношении авиакомпании должностное лицо не проверяло авиакомпанию на факт проведения противоэпидемических мероприятий кресел ВС, не запрашивало данные по проведению очистки пассажирских кресел, когда как авиакомпания в полной мере проводит уборку, очистку пассажирских кресел перед вылетом рейсов, что подтверждается заявками на оказание услуг по обслуживанию воздушного судна отделом бытового обслуживания ВС СНО АО «Международный аэропорт Пермь» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, состав вменяемого авиакомпании правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ отсутствует. Вместе с тем, в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ Роспотребнадзор ссылается на обязанность перевозчика соблюдать п. 3.1 ОСТ 54-3-283,64-94 Отраслевой стандарт «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Нормы выдачи мягкого инвентаря и средств обслуживания пассажиров в полете. Основные требования». Когда как, согласно Приказу Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ № № не включен в перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере транспорта федерального государственного транспортного надзора. Роспотребнадзором не учтено, что норма носит общий характер и не содержит конкретных требований о наличии подголовников на борту воздушного судна. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения лицом противоправных действий (бездействия) постановления о назначении административного наказания.
Защитник ОАО АК «Уральские Авиалинии» в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ защитник ФИО7 по доверенности поддержала доводы жалобы, а также дополнения к жалобам, указывая, что применение ОСТ 54-3-283.64-94 не является обязательным при эксплуатации воздушных судов при выполнении полетов по международным линиям.
Представитель административного органа – Управления Роспотребнадзора по <адрес> в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, просила оставить постановление без изменения, жалобу – без удовлетворения, суду пояснила, что нарушение санитарных требований Авиакомпанией является не только формальным нарушением требований закона, но и представляет существенную угрозу жизни и здоровью людей.
Суд, выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Статьей ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями признает организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу п.1 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Пункт 2.1. СП 3.1/2.3.33146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия…
Отраслевой стандарт ОСТ 54-1-283.01-94 «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Услуги, предоставляемые пассажирам в аэропортах. Основные требования, определяющие условия предоставления услуг пассажирам в аэропортах», утвержденным Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, (далее – Отраслевой стандарт) устанавливает основные требования, определяющие нормы выдачи инвентаря и средств обслуживания пассажиров в полете на воздушных судах (далее ВС), выполняющих полеты по внутренним воздушным линиям РФ.
Требования настоящего стандарта распространяются на эксплуатантов независимо от их юридического статуса, ведомственной подчиненности и форм собственности, в том числе государственные, муниципальные, акционерные или частные (входящие в концерн, ассоциацию, корпорацию или другое объединение), а также коммерческие структуры, зарегистрированные на территории России и осуществляющие или участвующие в перевозке пассажиров воздушным транспортом (п. 1.2 Отраслевого стандарта).
Условия и уровень обслуживания пассажиров на борту воздушного судна должны обеспечиваться, в том числе санитарно-гигиеническим состоянием пассажирской кабины, исправностью и укомплектованностью необходимым оборудованием, инвентарем и средствами обслуживания пассажиров (п. 4.5 отраслевого стандарта).
Пунктом 5.1 ОСТ 54-1-283.01-94 предусмотрен перечень обязательных услуг, предоставляемых пассажирам на борту воздушного судна, к которому относится п. 5.1.4 – обеспечение пассажиров мягким инвентарём и средствами обслуживания в полете (ОСТ 54-3-283.64-94).
В соответствии с п. 3 ОСТ 54-3-283.64-94 «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Нормы выдачи мягкого инвентаря и средств обслуживания пассажиров в полете. Основные требования» каждое воздушное судно с пассажирами на борту при вылете из базового аэропорта должно быть обеспечено полным комплектом мягкого инвентаря и средствами обслуживания пассажиров, в количества, достаточном для выполнения рейса туда и обратно. При этом должно быть соблюдено выполнение следующих требований: количество подголовников должно обеспечивать их обязательную замену на обратном рейсе и при смене пассажиров в промежуточных аэропортах (п. 3.1 ОСТ 54-3-283.64-94).
Требования настоящего стандарта являются обязательными, за исключением п.п. 2.4, 3.11. 4.4, которые является рекомендательными, и приобретают статус обязательных при включении их в нормативную документацию эксплуатанта или его вышестоящего органа, а также в условия контракта (п.1.3 ОСТ 54-3-283.64-94).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом - экспертом отдела эпидемического надзора Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО8 в ходе проведения санитарно – карантинного контроля произведен осмотр воздушного судна ОАО АК «Уральские Авиалинии» А 319, бортовой номер № рейс № следующего по маршруту «Прага-Пермь-Прага».
ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом - экспертом отдела эпидемического надзора Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО9 в ходе проведения санитарно – карантинного контроля произведен осмотр воздушного судна ОАО АК «Уральские Авиалинии» <данные изъяты>, бортовой номер №, рейс №, следующего по маршруту «Анталья-Пермь-Анталья».
ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом - экспертом отдела эпидемического надзора Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО8 в ходе проведения санитарно – карантинного контроля произведен осмотр воздушного судна ОАО АК «Уральские Авиалинии» <данные изъяты>, бортовой номер №, рейс №, следующего по маршруту «Прага-Пермь-Прага».
ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом - экспертом отдела эпидемического надзора Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО10 в ходе проведения санитарно – карантинного контроля произведен осмотр воздушного судна ОАО АК «Уральские Авиалинии» <данные изъяты>, бортовой номер №, рейс №, следующего по маршруту «Прага-Пермь-Прага».
ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом - экспертом отдела эпидемического надзора Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО10 в ходе проведения санитарно – карантинного контроля произведен осмотр воздушного судна ОАО АК «Уральские Авиалинии» <данные изъяты>, бортовой номер №, рейс №, следующего по маршруту «Прага-Пермь-Прага».
ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ специалистом - экспертом отдела эпидемического надзора Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО11 в ходе проведения санитарно – карантинного контроля произведен осмотр воздушного судна ОАО АК «Уральские Авиалинии» <данные изъяты>, бортовой номер №, рейс №, следующего по маршруту «Прага-Пермь-Прага».
ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ специалистом - экспертом отдела эпидемического надзора Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО11 в ходе проведения санитарно – карантинного контроля произведен осмотр воздушного судна ОАО АК «Уральские Авиалинии» <данные изъяты>, бортовой номер №, рейс №, следующего по маршруту «Прага-Пермь-Прага».
ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом - экспертом отдела эпидемического надзора Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО9 в ходе проведения санитарно – карантинного контроля произведен осмотр воздушного судна ОАО АК «Уральские Авиалинии» <данные изъяты>, бортовой номер №, рейс №, следующего по маршруту «Прага-Пермь-Прага».
ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом - экспертом отдела эпидемического надзора Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО10 в ходе проведения санитарно – карантинного контроля произведен осмотр воздушного судна ОАО АК «Уральские Авиалинии» <данные изъяты>, бортовой номер №, рейс №, следующего по маршруту «Прага-Пермь-Прага».
ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом - экспертом отдела эпидемического надзора Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО10 в ходе проведения санитарно – карантинного контроля произведен осмотр воздушного судна ОАО АК «Уральские Авиалинии» <данные изъяты>, бортовой номер №, рейс №, следующего по маршруту «Прага-Пермь-Прага».
В ходе осмотров установлено, что на пассажирских креслах салона отсутствуют одноразовые подголовники. В составе имеющихся на борту воздушного судна запасов мягкого инвентаря подголовники также отсутствуют.
Указанные обстоятельства послужили основаниями для составления ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении ОАО Авиакомпания «Уральские Авиалинии» протоколов об административном правонарушении № №, по ст. 6.3 КоАП РФ за необеспечение выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно за отсутствие подголовников на борту воздушного судна.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО5 вынесено обжалуемое постановление о привлечении ОАО Авиакомпания «Уральские Авиалинии» к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, с указанным постановлением судья не соглашается в силу следующего.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В обжалуемом постановлении указано на нарушение ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» пп. 3.1 ОСТ 54-3-283.64-94, согласно которому каждое воздушное судно с пассажирами на борту при вылете из базового аэропорта должно быть обеспечено полным комплектом мягкого инвентаря и средствами обслуживания пассажиров в количестве, достаточном доля выполнения рейса туда и обратно; количество подголовников должно обеспечивать их обязательную замену на обратном рейсе и при смене пассажиров в промежуточных аэропортах.
Между тем, согласно данному Отраслевому стандарту, его положения увязаны с Законом РФ «О защите прав потребителей» (п.3 предисловия), является одним из серии отраслевых стандартов «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом» (введение) и устанавливает основные требования, определяющие нормы выдачи инвентаря и средств обслуживания пассажиров в полете на воздушных судах, выполняющих полеты по внутренним воздушным линиям РФ (пп.1.1).
Таким образом, указанный Отраслевой стандарт направлен на качество предоставляемых услуг на воздушном судне, не содержит положений относительно санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, может быть применен к укомплектованию мягким инвентарем воздушных судов, выполняющих полеты по внутренним воздушным линиям Российской Федерации (то есть на рейсах, выполняемых внутри страны).
В данном случае невыполнение требований ОСТ 54-3-283.64-94 выявлено на воздушных судах ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», осуществляющих международные рейсы из Международного аэропорта «Пермь», то есть выполняющих полеты по международным воздушным линиям (воздушная линия, проходящая через воздушное пространство над территорией двух или нескольких государств). Действующие изменения 2/95 от ДД.ММ.ГГГГ, внесенные в «Общероссийский классификатор услуг населению» ОК 002-93, под кодами 022401, 022402 прямо разделяют услуги перевозки воздушными судами на внутренних линиях и международных линиях.
Учитывая изложенное, отсутствие подголовников в качестве инвентаря на борту воздушного судна со ссылкой на положения приведенного Отраслевого стандарта не может быть вменено применительно к настоящему делу юридическому лицу в качестве необеспечения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий и, соответственно, в качестве нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Исходя из содержания, пункт 2.1. СП 3.1/2.3.33146-13 является общей отсылочной нормой. Ссылка на его несоблюдение ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» сама по себе в отсутствие соответствующих санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, которые бы непосредственно указывали на необходимость наличия мягких подголовников на пассажирских креслах в салоне воздушного судна в качестве санитарно-гигиенических и противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на профилактику ряда инфекционных заболеваний, не свидетельствует о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.
Иное ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» в вину не вменяется.
При таких обстоятельствах, постановление от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене. Производство по делу в отношении юридического лица следует прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» - прекратить.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья (подпись).
Копия верна.
Судья Ю.В. Бородкина
Подлинный документ подшит
в материале № 12-33/2020
Пермского районного суда
Пермского края
УИД 59RS0008-01-2020-000144-63