№ 2-2272/2016
Заочное Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 октября 2016 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Золотухина А.Б.,
с участием помощника прокурора
Березовского района Красноярского края Корниловой Т.С.,
при секретаре Майер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «СТК» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области транспортной безопасности,
у с т а н о в и л:
прокурор Октябрьского района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «СТК» (далее по тексту ООО «СТК») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области транспортной безопасности. Требования мотивировал тем, что прокуратурой района в рамках исполнения задания прокуратуры Красноярского края «О проведении проверки исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, лицензировании», в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства о лицензировании, транспортной безопасности, 18 мая 2016 года совместно с государственным инспектором отдела автотранспортного надзора Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, государственным инспектором ОНОТБ УГАН НОТБ СФО Ространснадзора проведена выездная проверка соблюдения законодательства в области безопасности дорожного движения, обеспечения транспортной безопасности, лицензировании в отношении ООО «СТК», зарегистрированного по адресу: <адрес>
В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «СТК» осуществляет деятельность по регулярной перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек в городском и пригородном сообщении на основании лицензии от <дата> года серии № муниципального контракта № на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулярному тарифу по муниципальному маршруту № «Автовокзал «Восточный» - Кардиоцентр», заключенному с Департаментом транспорта администрации г. Красноярска (сроком действия до 14 апреля 2021 года).
Для осуществления деятельности по перевозке пассажиров ООО «СТК» использует 12 транспортных средств (автобусов), для стоянки транспортных средств использует парковку для автобусов, расположенную по адресу: <адрес> «б». Согласно данным, представленным ООО «СТК», на предприятии работает 22 водителя, с которыми заключены трудовые договоры.
При проведении прокуратурой района выездной проверки в ООО «СТК» выявлены следующие нарушения требований Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ в области обеспечения транспортной безопасности:
1. в нарушение п. 5.1 ст. 5 гл. 2 Приказа Минтранса РФ от 08 февраля 2011 года № 42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» в ООО «СТК» не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;
2. в нарушение п. 5.3 ст. 5 гл. 2 Приказа не назначено на каждом ТС лицо, занимающее должность на транспортных средствах, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС;
3. в нарушение п.п 5.6.2, п.п 5.6.4, п.п. 5.6.5, п.п 5.6.6 п. 5.6 ст. 5 гл. 2 Приказа не разработаны, и неприняты к исполнению внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ТС, в том числе:
- п. 5.6.2. Приказа - организационно-штатная структура управления в субъекте транспортной инфраструктуры,
- п. 5.6.3. Приказа - номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ТС,
- п. 5.6.4 Приказа - номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ТС,
- п. 5.6.5 Приказа - номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ТС,
- п. 5.6.6 Приказа - Положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ТС;
4. в нарушение п. 5.6.9 ст. 5 гл. 2 Приказа не разработан порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ТС, а также подразделений транспортной безопасности на подготовку к совершению АПВ или совершение АНВ в отношении ТС;
5. в нарушение п. 5.6.10 ст. 5 гл. 2 Приказа не разработан порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ТС;
6. в нарушение п. 5.10 ст. 5 гл. 2 Приказа не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 го № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу;
7. в нарушение п. 5.12 ст. 5 гл. 2 Приказа не осуществляется специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации;
8. в нарушение п.п. 5.25.1 п. 5.25 ст. 5 гл. 2 Приказа не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурация и границы территории ТС, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается;
9. в нарушение п.п 5.25.2 п. 5.25 ст. 5 гл. 2 Приказа не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурация и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты), а также критических элементов ТС;
10. в нарушение п.п. 5.25.3 п. 5.25 ст. 5 гл. 2 Приказа не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения;
11. в нарушение п.п. 5.25.4 п. 5.25 ст. 5 гл. 2 Приказа не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения;
12. в нарушение п. 4 ст. 12 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» ООО «СТК» не предоставил в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования транспортных средств, предусмотренного статьей 6 настоящего Федерального закона.
ООО «СТК», используя транспортные средства по регулярной перевозке пассажиров в междугороднем сообщении, относится к перевозчику и субъекту транспортной инфраструктуры. Вследствие несоблюдения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, руководством ООО «СТК» не реализуются основные цели обеспечения транспортной безопасности, которыми являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Выявленные нарушения до настоящего времени не исполнены, в связи с чем, вынуждены обратиться в суд с настоящим иском.
В судебном заседании помощник прокурора Березовского района Красноярского края Корнилова Т.С. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ООО «СТК», представитель третьего лица отдел надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещались своевременно, должным образом.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 10 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 закона перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
Согласно ч. 9 ст. 1 закона субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Пунктом «а» ч. 11 ст. 1 закона установлено, что к транспортным средствам относятся устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами.В соответствии со ст. 8 закона требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Согласно ч. 3 ст. 12 закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 и 2 ст. 3, 24 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Судом установлено, что 18 мая 2016 года прокуратурой Октябрьского района г.Красноярска совместно с государственным инспектором отдела автотранспортного надзора Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, государственным инспектором ОНОТБ УГАН НОТБ СФО Ространснадзора проведена выездная проверка соблюдения законодательства в области безопасности дорожного движения, обеспечения транспортной безопасности, лицензировании в отношении ООО «СТК», в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ в области обеспечения транспортной безопасности (л.д. 7-8).
Из объяснения представителя ООО «СТК» ФИО5 от <дата> следует, что с указанными нарушениями в части транспортной безопасности общество не согласно, вину не признает, так как деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом осуществляет с апреля 2016 года, в связи с чем, для выполнения всех требований законодательства о транспортной безопасности прошло мало времени (л.д. 56-57).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным экономической видом деятельности ООО «СТК» являются внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию (л.д. 68-69).
На основании лицензии от <дата> серии № ООО «СТК» осуществляет деятельность по регулярным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) в городском и пригородном сообщении (л.д. 19-20).
Между департаментом транспорта администрации <адрес> и ООО «СКАД», ООО «СТК», ИП ФИО6 заключен муниципальный контракт № от <дата> на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемому тарифу по муниципальному маршруту № «Студенческий городок - Автовокзал «Восточный» в соответствии с утвержденным расписанием движения транспортных средств и техническим заданием на выполнение работ. Срок начала выполнения работ – с момента заключения контракта, но не ранее 15 апреля 2016 года, срок завершения работ - 14 апреля 2021 года включительно (л.д. 21-30).
Между департаментом транспорта администрации <адрес> и ООО «СТК», ООО «Центр экологических технологий Эконом Энерго», ИП ФИО6 заключен муниципальный контракт № от <дата> на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемому тарифу по муниципальному маршруту № «Автовокзал «Восточный» - Кардиоцентр» в соответствии с утвержденным расписанием движения транспортных средств и техническим заданием на выполнение работ. Срок начала выполнения работ – с момента заключения контракта, но не ранее 15 апреля 2016 года, срок завершения работ - 14 апреля 2021 года включительно (л.д. 31-40).
Оценивая имеющиеся по делу доказательства, суд исходит из того, что ООО «СТК» осуществляет городские и пригородные автомобильные пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию, однако в нарушение Приказа Минтранса РФ от 08 февраля 2011 года № 42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» и Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» ответчиком не устранены нарушения требований законодательства в области транспортной безопасности, в связи с чем, исковые требования прокурора Октябрьского района г.Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «СТК» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области транспортной безопасности, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление прокурора Октябрьского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «СТК» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области транспортной безопасности, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «СТК» в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований законодательства в области транспортной безопасности, а именно:
- назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;
- назначить на каждое транспортном средстве лицо, занимающее должность на транспортных средствах, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства;
- разработать следующие внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности транспортного средства: организационно-штатную структуру управления в субъекте транспортной инфраструктуры; номенклатуру (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах транспортного средства; номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства; номенклатуру (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах транспортного средства; положение (инструкцию) о пропускном и внутриобъектовом режиме на транспортном средстве;
- разработать порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, а также подразделений транспортной безопасности на подготовку к совершению актов незаконного вмешательства или совершение актов незаконного вмешательства в отношении транспортного средства;
- разработать порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного средства;
- провести проверку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу;
- осуществить специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации;
- установить, в целях обеспечения транспортной безопасности, конфигурацию и границы территории транспортного средства, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (зона свободного доступа транспортного средства);
- установить, в целях обеспечения транспортной безопасности, конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) транспортного средства, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (зоны транспортной безопасности), а также критических элементов транспортного средства;
- установить, в целях обеспечения транспортной безопасности, конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности транспортного средства, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (перевозочный сектор зоны транспортной безопасности);
- установить, в целях обеспечения транспортной безопасности, конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности транспортного средства, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (технологический сектор зоны транспортной безопасности);
- предоставить в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, также в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: А.Б. Золотухина