Дело №
24RS0№-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 14 января 2019 г.
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Алексейцева И.И.,
с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П.,
представителя ответчика – муниципального образования Балахтинский район в лице администрации Балахтинского района Красноярского края – Молоткова В.В.,
при секретаре Николаевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Балахтинская средняя общеобразовательная школа №1, муниципальному образованию Балахтинский район в лице администрации Балахтинского района Красноярского края, Муниципальному образованию поселок Балахта в лице администрации п. Балахта о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, замене ограждения территории школы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Балахтинская средняя общеобразовательная школа №1 (далее по тексту МБОУ Балахтинская СОШ №1), муниципальному образованию Балахтинский район в лице администрации Балахтинского района Красноярского края (далее по тексту администрация Балахтинского района), Муниципальному образованию поселок Балахта в лице администрации п. Балахта (далее по тексту администрация п. Балахта) о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму; возложении обязанности на МБОУ Балахтинская СОШ №1, администрацию Балахтинского района, администрацию п. Балахта по замене ограждения территории МБОУ Балахтинская СОШ №1 в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, по тем основаниям, что прокуратурой района проведена проверка исполнения МБОУ Балахтинская СОШ №1 требований законодательства о противодействии терроризму, по результатам которой установлено, что имеющееся на территории школы ограждение не позволяет обеспечить обучающихся и педагогического состава учреждения, поскольку территория школы является также проходной, что может отрицательно сказаться на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся. Поскольку учредителем МБОУ Балахтинская СОШ №1 является муниципальное образования Балахтинский район, в силу ст. 120 ГК РФ и Устава МБОУ Балахтинская СОШ №1, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества - муниципальное образования Балахтинский район. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. По данному факту прокурором района руководителю Управления образования администрации Балахтинского района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление №, по результатам рассмотрения которого нарушения закона не устранены. Из поступившего в прокуратуру района ответа на представление следует, что директором МБОУ Балахтинская СОШ №1 готовятся ходатайства о выделении денежных средств для замены ограждения на бетонные. Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. вышеперечисленные требования законодательства о противодействии терроризма не исполнены, замена ограждения не произведена, видеонаблюдение не установлено. Отсутствие надлежащего ограждения образовательного учреждения способствует несанкционированному доступу в школу посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, и, как следствие, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, учащихся и работников школы, в том числе права на охрану жизни и здоровья, в связи с чем, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика муниципального образования Балахтинский район в лице администрации Балахтинского района Красноярского края – Молотков В.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с исковыми требованиями согласился.
Представитель ответчика МБОУ Балахтинская СОШ №1 в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика муниципальное образования поселок Балахта в лице администрации п. Балахта в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления образования администрации Балахтинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав помощника прокурора Шнайдер О.П., представителя ответчика Молоткова В.В., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности и противодействия терроризму в образовательных учреждениях.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 208-ФЗ) противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
При этом на основании пункта 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления обязаны принимать меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42 Концепции).
Действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности от их финансовой возможности.
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания, в здания с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в том числе от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. Федеральных законов от 05.06.2012 N 52-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ) в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Соблюдение санитарных правил в силу ч. 3 ст. 39 приведенного закона является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Приказом Федерального агентства по образованию от 01.09.2008 N 1126 "О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования" установка периметрального ограждения отнесена к антитеррористическим мероприятиям.
В соответствии с п. 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Судом установлено, что согласно п. 1.3 Устава МБОУ Балахтинская СОШ №1 учредителем школы и собственником ее имущества является муниципальное образование Балахтинский район. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет Управление образования администрации Балахтинского района.
Пунктом 2.1 Устава МБОУ Балахтинская СОШ №1 установлено, что предметом деятельности школы, в том числе, является обеспечение охраны и укрепления здоровья, обеспечение отдыха обучающихся.
В соответствии с п. 3.1 Устава имущество школы находится в муниципальной собственности Балахтинского района, отражается на самостоятельном балансе школы и закреплено за ней на праве оперативного управления. В отношении этого имущества школа осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
В силу ст.ст. 36, 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляется в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях. При этом соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 территория образовательного учреждения должна быть ограждена забором.
В судебном заседании установлено, что Балахтинской районной прокуратурой проведена проверка исполнения МБОУ Балахтинская СОШ №1 законодательства о противодействии терроризма.
В ходе проверки установлено, что имеющееся на территории школы ограждение не позволяет обеспечить обучающихся и педагогического состава учреждения, поскольку территория школы является также проходной, что может отрицательно сказаться на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
По указанному факту 19.02.2018г. заместителем прокурора Балахтинского района ФИО6 директору МБОУ Балахтинская СОШ №, в порядке ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму.
Согласно ответа заведующего Управления образования администрации <адрес> от 14.03.2018г. №, приняты меры к устранению отмеченных нарушений закона, а именно: в бюджет на 2019 год будет заложена сумма на замену ограждения территории школы на бетонное, в МБОУ Балахтинская СОШ № беспрепятственный доступ посторонних лиц и транспорта на территорию учреждения запрещен.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Балахтинского района ФИО6 в адрес директора МБОУ Балахтинская СОШ № направлено требование о предоставлении информации, в соответствии с проведением проверки соблюдения законодательства о безопасности в образовательных организациях.
Согласно ответа директора МБОУ Балахтинская СОШ № от ДД.ММ.ГГГГ № на территории школы имеется ограждение, не обеспечивающее безопасные условия пребывания детей в образовательном учреждении.
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора Балахтинского района Красноярского края обоснованными, так как наличие ограждения в образовательном учреждении, не обеспечивающего безопасные условия пребывания детей в образовательном учреждении, нарушает вышеуказанные нормы права, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая то, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимо время, суд полагает целесообразным определить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ и п.п. 2 п. 2 ст. 333.17 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, установленная п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать муниципальное образование Балахтинский район в лице администрации Балахтинского района, МБОУ Балахтинская средняя общеобразовательная школа №1, устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, заменить ограждение территории МБОУ Балахтинская средняя общеобразовательная школа №1 в соответствии с техническим регламентом зданий и сооружений для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях общеобразовательных учреждений, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в том числе от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с МБОУ Балахтинская средняя общеобразовательная школа №1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: