Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июля 2014 года с. Богучаны
Богучанский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Толстых М.М.
с участием помощника прокурора Богучанского района Селезневой Е.А.
при секретаре Алексеевой О.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Богучанского района в интересах Дивеевой Л.А. к муниципальному казенному образовательному учреждению Артюгинская средняя общеобразовательная школа № 8 о взыскании недополученной заработной платы
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Богучанского района в интересах Дивеевой Л.А. обратился в суд с иском к муниципальному казенному образовательному учреждению Артюгинская средняя общеобразовательная школа № 8 о взыскании недополученной заработной платы
Требования прокурор мотивировал тем, что Дивеева Л.А. работает в должности уборщика в муниципальном казенном образовательном учреждении Артюгинская средняя общеобразовательная школа № 8 заработная плата ей выплачивается ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно действующего законодательства заработная плата Дивеевой Л.А. в 2014 году должна быть определена не ниже минимального размера оплаты труда, который с 01.01.2014 года составляет 5554 рубля в месяц, а затем к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, а всего в общей сумме не менее 9997 рублей 20 копеек.
Вместе с тем заработная плата данному работнику выплачивается в размере меньшем, чем это предусмотрено действующим законодательством.
В судебном заседании помощник прокурора Селезнева Е.А. настаивала на взыскании в пользу Дивеевой Л.А. недополученной заработной платы за январь-апрель месяц 2014 года в сумме 12680 рублей 80 копеек.
Материальный истец Дивеева Л.А. и директор муниципального казенного образовательного учреждению Артюгинская средняя общеобразовательная школа № 8 в суд не прибыли, о месте и времени рассмотрения дела были извещены 16 и 17 июня 2014 года.
Третьи лица Управление образования администрации Богучанского района, администрация Богучанского района, министерство финансов Красноярского края своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения дела были извещены.
Представитель министерства финансов Красноярского края Н.А.Волкова и начальник Управления образования администрации Богучанского района А.В. Мазницина направили возражения, в которых изложили просьбу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, в связи с тем, что требования прокурора, по их мнению, не основаны на законе. Дело просили рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав прокурора Селезневу Е.А., оценив представленные письменные доказательства, суд находит требования, заявленные прокурором в интересах Дивеевой Л.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7 часть 2).
Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, (статья 37 часть 3).
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 131.1 Трудового Кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размер; оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норм труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации находятся в Особенной части Кодекса и устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В судебном заседании установлено, что между Дивеевой Л.А. и ответчиком был заключен трудовой договор, согласно которого Дивеева Л.А. была принята на работу в муниципальное казенное образовательное учреждение Артюгинская средняя общеобразовательная школа № 8 на должность уборщика (л.д.9).
По данным справки (л.д.12) заработная плата работника в январе 2014 года за 20 рабочих дней составила 6827 рублей:
- оклад 1 ставки – 1940 рублей, постоянная доплата – 717 рублей 80 копеек, районный коэффициент – 797 рублей 34 копейки, процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 1328 рублей 90 копеек и региональные выплаты – 2042 рубля 96 копеек.
В феврале месяце 2014 года за 24 рабочих дня заработная плата составила 15521 рубль:
- оклад 1 ставки – 1940 рублей, постоянная доплата – 717 рублей 80 копеек, районный коэффициент – 797 рублей 34 копейки, процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 1328 рублей 90 копеек, выплаты по суду – 8694 рубля и региональные выплаты – 2042 рубля 96 копеек.
В марте месяце 2014 года за 25 рабочих дня заработная плата составила 6827 рубль:
- оклад 1 ставки – 1940 рублей, постоянная доплата – 717 рублей 80 копеек, районный коэффициент – 797 рублей 34 копейки, процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 1328 рублей 90 копеек и региональные выплаты – 2042 рубля 96 копеек.
В апреле месяце 2014 года за 26 рабочих дня заработная плата составила 6827 рубль:
- оклад 1 ставки – 1940 рублей, постоянная доплата – 717 рублей 80 копеек, районный коэффициент – 797 рублей 34 копейки, процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 1328 рублей 90 копеек и региональные выплаты – 2042 рубля 96 копеек.
Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000г. № 82-ФЗ с 01 января 2014 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 5554 рубля в месяц.
При таких обстоятельствах у работников, которые полностью отработали норму рабочего времени с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 80% заработная плата должна составлять не менее 9997,20 рублей = 5554 рубля + 4443 рубля 20 копеек (80%).
Учитывая, что Дивеевой Л.А. была начислена заработная плата в меньшем, чем это предусмотрено законом размере, в ее пользу необходимо взыскать недополученную заработную плату из расчета наличия у работника права на 50 % доплату за стаж работы в районе приравненном к району Крайнего Севера.
В связи с этим в пользу работника необходимо взыскать за январь месяц заработную плату в сумме 3170 рублей 20 копеек = 9997,20 рублей – 6827 рубль (фактически выплаченная заработная плата).
За февраль месяц заработную плату в сумме 3170 рублей 20 копеек = 9997,20 рублей – 6827 рубль (фактически выплаченная заработная плата).
За март месяц заработную плату в сумме 3170 рублей 20 копеек = 9997,20 рублей – 6827 рубль (фактически выплаченная заработная плата).
За апрель месяц заработную плату в сумме 3170 рублей 20 копеек = 9997,20 рублей – 6827 рубль (фактически выплаченная заработная плата).
А всего за четыре месяца 3170,20 х 4 = 12680 рублей 80 копеек.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В деле прокурором были заявлено требование имущественного характера, которое подлежит оплате государственной пошлиной в размере 400 рублей,
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Богучанского района в интересах Дивеевой Любови Алексеевны удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения Артюгинская средняя общеобразовательная школа № 8 в пользу Дивеевой Л.А. недополученную заработную плату за январь - апрель месяц 2014 года в сумме 12680 рублей 80 копеек.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения Артюгинская средняя общеобразовательная школа № 8 в доход бюджета Богучанского района государственную пошлину 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в месячный срок со дня оглашения.
Председательствующий М.М.Толстых