Производство № 2а-4784/2020
УИД 28RS0004-01-2020-005458-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2020 года г. Благовещенск
председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,
при секретаре Матвеевой Н.И.,
с участием представителя военного комиссариата Амурской области Кувалдиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Левандовского В. А. к призывной комиссии г. Благовещенска, военному комиссариату Амурской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Левандовский В.А. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что решением призывной комиссии он был признан годным к прохождению военной службы. С учетом Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования граждан РФ при призыве на военную службу, утвержденную приказом Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23.05.2001 года № 240/168, должна была быть присвоена категория годности «В» - ограничено годен к военной службе. Между тем, в период прохождения процедур, связанных с призывом на военную службу, административный истец обращался с жалобами о наличии тяжелого дыхания как во время вдоха, так и выдоха, кашель, учащенное дыхание, чувство напряжения и боли в груди, просил направить на дополнительное обследование. Однако направление на обследование выдано не было, необходимых исследований не проводилось. Оспариваемое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу, не соответствует требованиям закона, принято с с грубыми нарушениями порядка вынесения такого решения. На основании изложенного, просит суд признать незаконным решение призывной комиссии г. Благовещенска и Благовещенского района Амурской области о признании Левандовского В.А. годным к военной службе, призыве на военную службу.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, полагала, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, заявлений о проведении контрольного освидетельствования в призывную комиссию Амурской области административный истец не подавал.
В судебное заседание административный истец и иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не поступало. В порядке статьи 150, 226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив имеющиеся материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Согласно нормам Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. N 663, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории при содействии местной администрации; осуществляет призыв призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании. Полномочия по принятию решения в отношении призывника о годности к военной службе, призыве, освобождении и предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу предоставлены призывной комиссии.
В силу пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно ст. 26 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах.
В соответствии с положениями ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Федерального закона).
Гражданам, признанным годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II «Расписание болезней» приложения к настоящему Положению (далее - расписание болезней) и таблицей 1 приложения к настоящему Положению определяются показатели предназначения для прохождения военной службы.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования указанных граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 (далее - Положение).
В приложении к указанному Положению, имеются Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, включающие в себя Расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе граждан, в том числе, при их первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу - I графа.
Решением призывной комиссии г. Благовещенска от 03 июня 2020 года Левандовский В.А. по состоянию здоровья признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, на основании статей 25Г, 68Г, 49В графы I Расписания болезней, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", поскольку на момент прохождения военно-врачебной комиссии у заявителя были выявлены заболевания, влекущие установление категории годности к военной службе «Б 4» с незначительными ограничениями.
Ранее, решением призывной комиссии г. Благовещенска, утвержденным 18.11.2019г. решением призывной комиссией Амурской области, Левандовскому В.А. в связи с наличие диагноза «***», предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до 01.04.2020г.
Из доводов административного истца следует, что он обращался с устными жалобами в адрес должностных лиц о наличии тяжелого дыхания как во время вдоха, так и выдоха, непрекращающейся кашель, учащенное дыхание, чувство напряжения и боли в груди, просил направить на дополнительное исследование. Однако направление на обследование выдано не было, необходимых исследований не проводилось.
Между тем, как следует из материалов дела, врачами призывной комиссии жалобы административного истца принимались, они были отражены в листах медицинского освидетельствования. Кроме этого, Левандовский В.А. прошел амбулаторное обследование в ГАУЗ АО «Городская поликлиника № 2», что подтверждается медицинским заключением № 7 от 28.05.2020 года, у обследуемого патологий не выявлено.
При этом рассмотрение вопроса об изменении диагноза, категории годности призывника к военной службе возможно только на основании документов, подтверждающих наличие у призывника заболевания, препятствующего прохождению им военной службы, полученных с соответствующих медицинских организаций государственной или муниципальной систем здравоохранения.
В то же время в соответствии с пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 574.
В соответствии с пунктом 2 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе независимая экспертиза основывается на принципах законности, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности, полноты исследований и предусматривает проведение медицинского обследования и медицинского освидетельствования.
Согласно пункту 3 Положения независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (далее - экспертное учреждение).
В силу пункта 5 Положения гражданин при производстве независимой экспертизы имеет право выбора экспертного учреждения и экспертов.
Исходя из пунктов 7 и 8 Положения, независимая экспертиза производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем).
Независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.
При подаче заявления предъявляется паспорт, удостоверяющий личность заявителя. К заявлению о производстве независимой экспертизы прилагается копия заключения военно-врачебной комиссии, заверенная в установленном порядке.
Таким образом, при несогласии с медицинским заключением врачей-специалистов военно-врачебной комиссии призывник был вправе обратиться за проверкой его обоснованности в избранную им по своему усмотрению медицинскую организацию, имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе.
Указанный способ защиты носит заявительный порядок (пункт 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, часть 6 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Указанным предусмотренным законом способом защиты своих прав Левандовский В.А. не воспользовался, в уполномоченную организацию, имеющую право осуществлять независимую военно-врачебную экспертизу, в целях проверки обоснованности выставленного диагноза не обратился, в рамках настоящего дела ходатайств о проведении подобных исследований не заявлял, представленные им медицинские заключения различных организаций о наличии указанных выше заболеваний, документально не подтверждены.
Таким образом, выражая в ходе настоящего спора сомнение в обоснованности выставленного медицинского диагноза, Левандовским В.А. не опровергнуто представленное призывной комиссии г. Благовещенска доказательство законности оспариваемого решения призывной комиссии об определении степени годности.
Таким образом, решение призывной комиссии г. Благовещенска о признании Левандовского В.А. годным к военной службе с незначительными ограничениями «Б 4» и о призыве на военную службу принято с учетом имеющихся медицинских документов, является законным и обоснованным.
Кроме того, согласно пункта 1 и п. п. "а" пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия).
Учитывая, что Левандовский В.А. не был призван на военную службу в связи с оспариванием решения призывной комиссии, а при объявлении нового призыва он подлежит вновь освидетельствованию, оспариваемое решение призывной комиссии г. Благовещенска от 03 июня 2020 в настоящий момент не затрагивает права и законные интересы административного истца.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Левандовскому В. А. в удовлетворении требований административного искового заявления о признании незаконным решения призывной комиссии г. Благовещенска от 03 июня 2020 года отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Коршунова
Решение в окончательной форме составлено 10 августа 2020 года