Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1016/2017 ~ М-936/2017 от 31.07.2017

Решение в окончательной форме

принято 16 октября 2017г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Полевской                            11 октября 2017 года

Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А., при секретаре Меншараповой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1016/2017 по иску Захарцева А.А. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области «Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому» о возложении обязанности по включению в список лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобретения жилого помещения, к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Захарцев А.А. обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобретения жилого помещения, к ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, к ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому» о возложении обязанности по принятию на учет для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и по обеспечению подписания договора найма жилого помещения, мотивируя это тем, что родился . . .г. и относится к категории лиц из числа детей-сирот. Его мать С.О.В. умерла . . .г., отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. . . .г. он помещен в социальный приют, а затем на основании постановления Главы МО «Город Полевской» от . . .г. определен в детский дом на полное государственное обеспечение. Жилое помещение за ним не закреплялось, в собственности жилья он не имеет. Он обучался в специальном учреждении <данные изъяты>, малообразован, юридически неграмотен. Органы, в которых он находился на воспитании, должных мер к защите его жилищных прав не предпринимали, администрация и органы опеки и попечительства также бездействовали, чем нарушили его право на жилье.

В период до . . .г., с . . .г. по . . .г., с . . .г. по . . .г. и с . . .г. по . . .. Он находился в местах лишения свободы, что препятствовало ему в обращении за получением жилья.

После освобождения из мест лишения свободы в 2010г. он обращался по вопросу получения жилья, но поскольку он уже был старше 23 лет, ему разъяснили, что льготы он утратил.

Истец просил обязать Управление социальной политики по г. Полевскому принять его на учет для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Также истец просил обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее установленной социальной нормы предоставления жилого помещения, установленной в Полевском городском округе, распределить ему жилое помещение.

Также истец просил обязать ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» предоставить переданное ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании истец поддержал иск и доводы искового заявления и пояснил, что в четырнадцатилетнем возрасте впервые содержался под стражей, в это время у него умерла мать. После освобождения из-под стражи он был помещен в социальный приют. После этого вновь был арестован и отбывал наказание неоднократно. Он полагает, что работники приюта не исполнили свою обязанность по постановке его на учет как ребенка-сироты. В настоящее время он зарегистрирован в жилом помещении, предоставленном матери по месту работы. После ее смерти там остался проживать отчим с младшим братом. Отчим умер, в комнате никто из их семьи не проживает. Председатель ТСЖ чинит препятствия во вселении. В 2010г. после освобождения из мест лишения свободы он обращался в Администрацию города по вопросу предоставления жилья, его направили к юристу приюта для сбора документов. Юрист его вновь направил в Администрацию. В итоге он не подал соответствующее заявление ни в Администрацию, ни в суд, поскольку вновь был заключен под стражу и отбывал наказание до 2017г. Он считает, что нахождение в местах лишения свободы препятствовало ему обращаться с заявлениями в уполномоченные органы в целях защиты своих прав.

Представитель ответчика ТОИОГВ Свердловской области Управление социальной политики по г. Полевскому Лущинская Н.А. в судебном заседании иск признала частично, пояснив, что уважительных причин пропуска Захарцевым А.А. срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области не имеется. Нахождение в местах лишения свободы к таким причинам не относится. В 2017г. в постановке на учет устно ему было отказано, поскольку он достиг возраста 23 лет. Ранее на учет он не был поставлен, поскольку имел жилое помещение в общежитии, хоть и не закрепленное за ним.

Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и представитель ответчика ГКУ «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явились, будучи извещены своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщили.

Представитель ответчика ГКУ «Фонд жилищного строительства» Савинов М.В., действующий по доверенности от . . .г. , представил отзыв по иску, в котором указал, что предоставление жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер. Захарцев А.А. отбывал наказание в местах лишения свободы, что не препятствовало ему в обращении в уполномоченный орган для постановки на учет. Нахождение в местах лишения свободы не является уважительной причиной пропуска срока. Кроме того, истцу в 2010г. было известно о том, что он не поставлен на учет, но каких-либо мер к обжалованию действий органов, нарушивших его права он не предпринял.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения истца и представителя ответчика, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый иметь право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ (Федерального закона от 29 февраля 2012г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, … однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст.1 указанного Закона (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ), дети, оставшиеся без попечения родителей – это:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, …, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родите-лей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.4 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст.5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предусмотрено, что полномочия по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта.

Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП во исполнение Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее - Порядок предоставления жилых помещений).

Согласно Порядку предоставления жилых помещений жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений однократно (пункт 3). Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (пункт 7). При этом уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения (пункт 9).

Пунктом 3 части 1 Постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП "Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на Министерство социальной политики Свердловской области возложена обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Министерство социальной политики Свердловской области реализует свои полномочия через территориальные отраслевые органы в муниципальных образованиях.

Согласно копии свидетельства о рождении, Захарцев А.А. родился . . .г. в <. . .>. Его матерью является З.О.В. Сведения об отце в запись акта о рождении внесены по заявлению матери. Возраста 18 лет Захарцев А.А. достиг . . .г., а возраста 23 года – . . .г.

С.О.В. (ранее З.) умерла . . .г., что видно из копии свидетельства о смерти от . . .г.

Постановлением главы МО «Город Полевской» от . . .г. Захарцев А.А. определен в детский дом на полное государственное обеспечение. Жилое помещение за ним не закреплено.

Согласно справке об освобождении от . . .г., Захарцев А.А. отбывал наказание в местах лишения свободы в период с . . .г. по . . .г.

Из справки Управления социальной политики по городу Полевскому от . . .г. видно, что постановлением главы МО «Город Полевской» от . . .г. Захарцев А.А. определен в детский дом на полное государственное обеспечение. В период с . . .г. по . . .г. Захарцев А.А. содержался под стражей по приговору Полевског городского суда от . . .г., освобожден . . . по амнистии, после чего вновь поступил в Центр социальной помощи семье и детям. С . . .г. по . . .г. Захарцев А.А. содержался под стражей, по приговору Полевского городского суда от . . .г. отбывал наказание в виде лишения свободы сроком 8 лет. . . .г. достиг совершеннолетия и полной дееспособности.

Согласно справке Рефтинского профессионального училища от . . .г., Захарцев А.А. прослушал теоретический курс и прошел производственную практику на уровне допрофессионального образования.

Из письма ИП от . . .г. видно, что администрация учреждения <данные изъяты> обращалась в социальный приют г. Полевского об оказании содействия в решении вопроса о предоставлении жилья и регистрации Захарцеву А.А. после его освобождения из мест лишения свободы.

Из письма ГАУ «Центр социальной помощи семье и детям города Полевского» от . . .г. следует, что Захарцев А.А. совместно с братом С.М.Ю. имеют комнату по социальному найма по адресу: <. . .>.

До настоящего времени Захарцев А.А. зарегистрирован по этому адресу места жительства, что подтверждается его паспортом, справкой ТСЖ «Володарское», копией поквартирной карточки. В ордер на жилое помещение от . . .г. он включен в качестве члена семьи нанимателя.

Захарцев А.А. в собственности не имеет жилых помещений, что следует из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правах, зарегистрированных на его имя от . . .г., справкой Полевского БТИ от . . .г. .

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Захарцев А.А. являлся лицом, из числа детей-сирот, жилое помещение за ним не закреплялось, но имелась в пользовании комната в общежитии по <. . .>. Он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в связи с наличием жилого помещения.

    Гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. Причем предоставление жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Каких-либо доказательств, подтверждающих факт обращения в уполномоченные органы до наступления возраста 23 лет, либо после освобождения из мест лишения свободы в 2010г. истец не представил. Отбывание наказания в виде лишения свободы не является уважительной причиной невозможности обращения за постановкой на учета для предоставления жилого помещения.

Поскольку в момент обращения с заявлением истец не относился к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и на истца не распространяются меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Захарцеву А.А. следует отказать.

    Также Захарцевым А.А. не представлено других доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением.

Способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации). В 2003 году в силу достижения совершеннолетия истец не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки его на учет для получения жилья, однако, до 2017 года данное право реализовать не пытался должным образом. Незнание истцом законодательства в сфере жилищных прав не является уважительной причиной для их неиспользования.

Таким образом, суд прише к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении иска Захарцева А.А. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области «Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому» о возложении обязанности по включению в список лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобретения жилого помещения, к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий     

2-1016/2017 ~ М-936/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Захарцев Александр Анатольевич
Ответчики
Управление социальной политики по г. Полевскому
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
ГКУ СО "Фонд жилищного строительства"
Суд
Полевской городской суд Свердловской области
Судья
Николаева Ольга Александровна
Дело на сайте суда
polevskoy--svd.sudrf.ru
31.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2017Передача материалов судье
04.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.08.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.09.2017Предварительное судебное заседание
03.10.2017Судебное заседание
11.10.2017Судебное заседание
16.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее