№ 2-617 «в»/2012 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 июля 2012 года Ревдинский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Замараевой Т. Л.,
при секретаре Суровцевой О.А.,
с участием истца Тимофеева Ю.П., представителя истца Кадочниковой Т.Г., ответчика Мирзаевой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеева Ю.П. к Мирзаевой Н.П., Тимофееву С.П. о признании права собственности на жилой дом,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Тимофеев Ю.П. обратился в суд с требованием к Мирзаевой Н.П., Тимофееву С.П. о признании права собственности на жилой дом. В обоснование требований пояснил, что после смерти своей матери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ открылось наследство в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, без номера. Наследниками первой очереди после смерти ФИО1 являются ее дети: Мирзаева Н.П. и сам истец. Фактически наследство принял только истец. После смерти матери с января 1989 года он фактически пользовался жилым домом, осуществлял текущий ремонт, вносил необходимые платежи, оплачивал налоги. В связи с тем, что на дом кроме истца никто никогда не претендовал, он не обращался для оформления наследства к нотариусу в установленном законом порядке. Завещание ФИО1 не составляла. ДД.ММ.ГГГГ истцу был выдан технический паспорт на дом. Право собственности на дом никто никогда не оформлял. Согласно статьи 234 ГК РФ, ч.1, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Мать истца - ФИО1 владела домом как своим собственным с сентября 1968 года. В силу ч. 3 ст. 234 ГК РФ, лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является. Согласно ч. 4 ст. 234 ГК РФ, течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям. Согласно выписке из технического паспорта СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» отдел «БТИ г. Деггярск» от ДД.ММ.ГГГГ №, в <адрес>, б/н расположен жилой дом индивидуального типа со служебными постройками общей площадью <данные изъяты> 1959 года постройки, инвентаризационной стоимостью <данные изъяты>. Поэтому истец просит признать за ним право собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты>, расположенный в <адрес>, б/н.
В судебном заседании истец Тимофеев Ю.П. и его представитель Кадочникова Т.Г. уточнили исковые требования, просят признать право собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты>, расположенный в <адрес>, так как постановлением администрации ГО Ревда № от ДД.ММ.ГГГГ спорному дому, расположенному по адресу <адрес>
Ответчик Мирзаева Н.П. в судебном заседании исковые требования Тимофеева Ю.П. признала полностью, что отразила в заявлении (л.д.48), просит рассмотреть дело путем признания иска.
Ответчик Тимофеев С.П.. в судебном заседании не присутствовал по неизвестной причине, о слушании дела был извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует запись в справочном листе, расписка в получении судебной повестки (л.д. 52), а также письменное заявление с просьбой рассмотреть данное дело в его отсутствии путем признания иска (л.д.49).
Представитель третьего лица - Администрации ГО Ревда в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о слушании дела извещался надлежащим образом, о чем свидетельствует отметка в справочном листе, расписка в получении судебной повестки (л.д.54), а также отзыв (л.д.28,30), в котором просит рассмотреть дело в отсутствии представителя, возражений по существу заявленных требований не имеет, при вынесении решения полагается на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – ИФНС по г. Ревде в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о слушании дела извещался надлежащим образом, о чем свидетельствует отметка в справочном листе, расписка в получении судебной повестки (л.д.53), а также ходатайство (л.д.27), в котором просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика Тимофеева С.П. и представителей третьих лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, выслушав пояснения истца и его представителя, ответчика Мирзаевой Н.П., показаниями свидетелей, исследовав письменные материалы дела, находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 Гражданского Кодекса Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и другим правовым актам, не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать их, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавая имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Судом установлено, что Решением исполнительного комитета Ревдинского городского совета депутатов трудящихся Свердловской области № 58 от 09.04.1959 (л.д.11) были отведены земельные участки под индивидуальное строительство, согласно приложению №, в <адрес> квартале, <адрес>, старой части <адрес>, а также лесоучастке Гусевка. Одним из выделенных участком пользовалась ФИО1, однако, каких-либо документов не сохранилось.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.6).
После ее смерти наследственное дело не оформлялось, что подтверждается письмом нотариуса нотариального округа <адрес> Ляпиной С.И. № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26).
На основании ст. 1142 Гражданского Кодекса Российской Федерации в порядке наследования наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 1053 Гражданского Кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ч.2 ст. 1153 Гражданского Кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом.
На основании ст. 1157 Гражданского Кодекса Российской Федерации наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества.
Наследниками ФИО1 по закону являются ее дети: Тимофеев Ю.П., что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д.5), Мирзаева (до брака Тимофеева) Н.П., что подтверждается копией паспорта ФИО2 (л.д.44-45), согласно которого последний зарегистрировал брак с Тимофеевой Натальей Петровной, и Тимофеев Сергей Петрович. Иных наследников по закону нет.
В судебном заседании ответчики Мирзаева Н.П. и Тимофеев С.П. пояснили, что они являются детьми ФИО1, после ее смерти – ДД.ММ.ГГГГ, наследство в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, они не принимали и на данный жилой дом не претендуют. Также пояснили, что наследство принял их брат Тимофеев Ю.П., который осуществлял текущий ремонт дома, оплачивал необходимые платежи, налоги. Однако он надлежащим образом наследство не оформил, так как из наследников на дом никто не претендовал.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32), установлено, что землепользователем земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – личное подсобное хозяйство, площадью <данные изъяты>., указан Тимофеев Ю.П..
Судом установлено, что Постановлением администрации городского округа Ревда № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев заявление Тимофеева Ю.П. о присвоении почтового адреса земельному участку, был присвоен земельному участку, площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, почтовый адрес: 623280, <адрес>.
В соответствии со ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). При этом лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Для возникновения права собственности в силу приобретательной давности необходимо соблюсти определенные условия, а именно осуществлять владение добросовестно, открыто и непрерывно в течение 15 лет.
Исходя из содержания ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестным приобретателем является лицо, которое, приобретая имущество, не знало и не могло знать о правах других лиц в отношении этого имущества.
В приобретательной давности добросовестность проявляется в том, что, даже если владение незаконно, давностный приобретатель в момент начала владения не только не знал, но и не мог знать о незаконности своего владения.
Заявляя требование о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности, истец должен доказать, что он более 15 лет добросовестно владеет и пользуется спорным имуществом как своим собственным, при этом истец должен доказать наличие в совокупности следующих обстоятельств: длительное (более 15 лет), добросовестное, открытое и непрерывное владение имуществом как своим собственным.
Из пояснений истца Тимофеева Ю.П. установлено, что после смерти матери – ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, он принял данный жилой дом в наследство, производил текущий ремонт дома, ухаживал за земельным участком, производил посадки на земельном участке, оплачивал необходимые платежи, а также налоги, что подтверждается копией справки (л.д.8), согласно которой задолженности по налогам по объекту: <адрес>, б/н, не имеется..
В соответствии со ст. 55 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В качестве доказательств открытого и добросовестного владения спорным недвижимым имуществом в судебном заседании были допрошены в качестве свидетелей ФИО2 и Смирнова В.Н.
Так, свидетель ФИО2 суду в ходе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47) пояснил, что он является супругом Мирзаевой Н.П., с 1974 года он участвовал в строительстве спорного дома, он пристраивал веранду, помогал Тимофееву Ю.П. перекрывать крышу, делать внутреннюю отделку. На земельном участке истец сажал картошку. Мать супруги и ее брата Тимофеева Ю.П. – ФИО1, свидетель знал, до смерти она пользовалась домом, после ее смерти домом стал пользоваться Тимофеев Ю.П., но брат Тимофеев С.П. и сестра Мирзаева Н.П. помогали Тимофееву Ю.П. в посадке земельного участка, в ремонте дома.
Свидетель Смирнова В.Н., пояснила, что она является невесткой Тимофеева Ю.П. С 1989 года она состоит в браке с сыном Тимофеева Ю.П. Она помогает ему садить огород, ухаживать за домом. Свидетель пояснила, что ей известно, что ранее дом принадлежал матери Тимофеева Ю.П. – ФИО1 После ее смерти фактически наследство принял Тимофеев Ю.П. Другие дети на данный дом не претендуют, споров и претензий по данному дому нет.
У суда нет оснований не доверять показаниям данных свидетелей, тем более, что данные показания полностью подтверждаются и материалами дела.
Таким образом, на основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что истец Тимофеев Ю.П. в установленном законом порядке приобрел право собственности на жилой дом индивидуального типа со служебными постройками, общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>.
Кроме этого, суд принимает признание иска ответчиками Мирзаевой Н.П., Тимофеевым С.П. (л.д.48,49), считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст. 39 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск.
Согласно ст. 198 ч. 4 абз.2 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Несмотря на отсутствие надлежащей регистрации, истец Тимофеев Ю.П. добросовестно, открыто и непрерывно владеет спорным жилым домом, как своим собственным в течении 23 лет.
Таким образом, каких-либо оснований, которые ограничивали бы права истца как собственника, действующим гражданским законодательством не установлено. Объект недвижимости не является предметом какого-либо спора и свободен от претензий и обязательств третьих лиц.
Согласно выписки из технического паспорта СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» <адрес> Отдел «БТИ <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7) инвентаризационная стоимость жилого дома индивидуального типа со служебными постройками, общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Таким образом, суд считает, что требования истца следует признать законными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Сторонам, в ходе подготовки дела к судебному заседанию, судом были разъяснены предмет доказывания, права и обязанности по предоставлению доказательств в соответствии со ст. ст. 12, 56,57,65,71 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, предоставлялось время для предоставления сторонами дополнительных доказательств.
Однако доводы ответчиков в случае несогласия с иском никакими объективными доказательствами подтверждены не были. При этом суд учитывает, что ответчикам надлежащим образом были разъяснены все их права по представлению доказательств, предоставлялось время для сбора дополнительных документов, которые могли бы опровергнуть доказательства, представленные истцом.
Суд принимает признание иска ответчиками Мирзаевой Н.П. и Тимофеевым С.П., считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Поэтому, суд считает, что ответчики в этой части никаким образом не опровергли доказательства, находящиеся в деле, и не смогли доказать и подтвердить обоснованность своих доводов, которые бы противоречили исковым требованиям.
Поскольку исковые требования удостоверены убедительными письменными доказательствами, приобщёнными к материалам дела, соответствуют действующему законодательству, каких-либо доказательств, опровергающих их, ответчиками суду не представлены, суд приходит к убеждению о том, что иск Тимофеева Ю.П. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 39, 56, 57, 173, 194–199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Тимофеева Ю.П. к Мирзаевой Н.П., Тимофееву С.П. о признании права собственности на жилой дом удовлетворить в полном объёме.
Признать за Тимофеевым Ю.П. право собственности на жилой дом индивидуального типа со служебными постройками: верандой, двумя холодными пристроями, баней, предбанником, навесом, общей площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью <данные изъяты>, согласно выписке из технического паспорта СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» <адрес> Отдел «БТИ <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, в порядке наследования после смерти матери – ФИО1.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский облсуд в месячный срок через Ревдинский городской суд.
Мотивированная часть решения изготовлена 12 июля 2012 года.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья: Т.Л. Замараева
Решение вступило в законную силу «_____»______________________ 2012 года.
Судья: Т.Л. Замараева