Дело № 2-1714/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пермский край г. Березники 26 июля 2013 г.
Березниковский городской суд Пермского края
в составе судьи Л.В.Лимпинской,
при секретаре Е.В. Сторожевой,
с участием истца Браковской Л.Р.,
представителя ответчика Кокоулина В.А. по доверенности от ..... г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Браковской Л.Р. к администрации г. Березники о признании незаконным отказа в выдаче справки о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности по выдаче справки о постановке на учет, признании незаконными действий по снятию с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в Березниковский городской суд Пермского края с иском к ответчику о признании незаконным отказа в выдаче справки о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности по выдаче справки о постановке на учет, признании незаконными действий по снятию с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований истец указала, что в конце ..... г. она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как репрессированная. Порядковый номер в очереди ..... Ежегодно она ходила на сверку. В ..... г. была в очереди в первой пятерке, но в ..... г. она получила уведомление о том, что снята с учета в общей очереди, что по мнению истицы незаконно
Истец Браковская Л.Р. в судебном заседании исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в заявлении. Пояснила, что является лицом, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные для реабилитированных лиц, в том числе право на отдельную жилую площадь. С ..... года стояла в очереди как нуждающаяся в жилье, снята с очереди без законных оснований. Проживала в ..... году с дочерью в квартире по ..... г.Березники, семья состояла из трех человек. Впоследствии родилась внучка. В ..... году квартиру по <адрес>, собственниками которой являлись она и ее дочь, продали, на вырученные от продажи средства, с использованием заемных средств, за счет средств субсидии. Предоставленной семье дочери, приобрели четырехкомнатную квартиру по <адрес>. В названной квартире истица проживает в качестве члена семьи дочери ФИО 2, зарегистрирована по месту жительства, состав семьи ..... человек.
Представитель ответчика Кокоулин В.А., действующий на основании доверенности от ..... года № ..... с иском не согласился, пояснил, что оснований для восстановления истицы в очереди не имеется, нуждающейся в улучшении жилищных условий Браковская Л.Р. не является.
В соответствии со ст. 16 ФЗ от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий", реабилитированные лица и члены их семей имеют право на первоочередное получение жилья. Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма утратила силу.
Согласно п. 7 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам, признанным пострадавшим от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 года N 419, предусматривается возможность принятия таких лиц на учет для обеспечения жилой площадью без предоставления документов о выписке с прежнего места жительства и сдаче занимаемого помещения и предоставления ими этих документов непосредственно при получении жилых помещений.
Согласно ст. 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 16 данного Закона РФ, расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Согласно положений ст. 49 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, к лицам, обладающим правом на предоставление жилого помещения вне очереди отнесены: граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанные в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Законом Пермского края О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области предусмотрено первоочередное предоставление жилого помещения реабилитированным лицам и членам их семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и Пермской области (ст.4 ч.1 пп.8)
Браковская Л.Р. имеет право на меры социальной поддержки, установленные законодательством Пермского края для реабилитированных лиц, что подтверждается дубликатом свидетельства серии БР №..... от ..... г. (л.д.8)
Судом установлено, что истица Браковская Л.Р. была поставлена в ..... г. на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий на основании ее личного заявления от ..... г. (л.д.18)
..... г. администрацией города Березники вынесено постановление № ..... о снятии Браковской Л.Р. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 10).
..... г. в адрес истицы было направлено сообщение о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Постановлением Администрации города от ..... г. № ..... (л.д. 11).
В соответствие со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Установлено, что на момент подачи заявления, Браковская Л.Р. проживала в квартире по <адрес>. Совместно с ней в данной квартире было зарегистрировано два человека: ФИО 2Н., ФИО 1.. Жилая площадь квартиры составляла ..... кв.м. Соответственно на каждого члена семьи приходилось ..... кв.м.
В соответствие со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
Между тем, в соответствии с Постановлением главы местного самоуправления №721 от 21.06.1999 г. для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в 2000 году действовала учетная норма до 7 кв.м. жилой площади на каждого члена семьи.
Однако, в нарушение требований закона, истица была поставлена на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
В соответствие со ст. 6 ФЗ № 189 от 29.12.2004 г. " О введении в действие жилищного кодекса российской федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствие со ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
(в ред. Федерального закона от 05.06.2012 N 55-ФЗ)
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Браковская Л.Р. правомерно снята с учета как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, поскольку выяснилось, что без законных оснований была принята на учет, и оснований для удовлетворения требований истицы в части признания незаконными действий ответчика о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется.
Поскольку в настоящее время истица не состоит на учете, ей обоснованно отказано в выдаче справки с указанием номера очереди ..... г. (л.д. 14-15)
Кроме того, Браковской Л.Р. заявлены требования о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и восстановлении в очереди
Согласно ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Судом установлено, что в ..... году ранее занимаемую квартиру по <адрес>, как утверждает истица, она с дочерью продали, вырученные денежные средства от продажи квартиры, с использованием заемных денежных средств и средств субсидии направили на приобретение четырехкомнатной квартиры по <адрес>. Истица в настоящее время зарегистрирована и проживает в качестве члена семьи в четырехкомнатной квартире общей площадью ..... кв.м, расположенной по <адрес> с ..... года. Совместно с истицей по указанному адресу зарегистрированы собственники квартиры ФИО 1., ФИО 2., дочь истицы, ФИО 3 ФИО 4 (л.д.23, 4-7). На каждого члена семьи приходится по ..... кв.м общей площади. Учетная норма и норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. В соответствии с решением Березниковской городской думы от 30.08.2005 года N 27 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилой площади в г. Березники" учетная норма составляет 10 кв. м, норма предоставления – до 12 кв.м общей площади на одного члена семьи, зарегистрированного в жилом помещении.
Оснований для постановки на учет истицы в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также для восстановления в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Браковской Л.Р. к Администрации г. Березники о признании незаконным отказа в выдаче справки о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности по выдаче справки о постановке на учет, признании незаконными действий по снятию с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (.....
Судья Л.В.Лимпинская