Дело № 2-1484/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Медведево 02 декабря 2019 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Смышляева И.Н.,
при секретаре судебного заседания Ветлужских Т.С.,
с участием старшего помощника Марийского межрайонного природоохранного прокурора Разумова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Марийского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Руэмское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл о возложении обязанности принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
Марийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования (далее МО) «Руэмское сельское поселение», в котором просит возложить на ответчика обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план МО «Руэмское сельское поселение» в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории прибрежных защитных полос водных объектов общего пользования, расположенных в ... муниципального образования «Руэмское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл, и направить проект Решения Собрания депутатов муниципального образования «Руэмское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Руэмское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл в Собрание депутатов муниципального образования «Руэмское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки исполнения водоохранного законодательства, установлено, что на территории МО «Руэмское сельское поселение» в ... имеется водный объект общего пользования - река Нолька. В нарушение
ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ), ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), ст.ст. 23, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК) на карте зон с особыми условиями использования территорий в материалах по обоснованию Генерального плана МО «Руэмское сельское поселение» не отображены границы прибрежных защитных полос вышеуказанного водного объекта, что может привести к нарушению режима общего доступа граждан к водным объектам, нарушениям режима ведения хозяйственной и иной деятельности, установленного ст. 65 ВК РФ в пределах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов, вовлечение земель с особыми условиями использования в хозяйственный оборот, что приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании старший помощник Марийского межрайонного природоохранного прокурора Разумов А.В. требования искового заявления поддержал, пояснил аналогично изложенному в иске.
Представитель ответчика МО «Руэмское сельское поселение» в судебное заседание не явился, извещены, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица Собрания депутатов МО «Руэмское сельское поселение» в судебное заседание не явился, извещены.
Выслушав участника процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.
В силу ст.ст. 1, 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Земельный кодекс Российской Федерации определяет землю как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве.
В соответствии со ст. 105 ЗК РФ к видам зон с особыми условиями использования территорий относятся водоохранная (рыбоохранная) зона, прибрежная защитная зона.
Аналогичные положения закреплены в п. 4 ст. 1 ГрК РФ, согласно которому зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч.1). В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч.2).
Виды и перечень ограничений хозяйственной и иной деятельности границах водоохранных зон, приведены в ч. 15, ч. 17 ст. 65 ВК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
Согласно п.п. 11, 14 ст. 2 Закона Республики Марий Эл «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Марий Эл вопросов местного значения» за сельскими поселениями закрепляются следующие вопросы местного значения: создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территорий.
Согласно ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (ч.1). Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч.2). Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (ч.3).
В соответствии с п. 7 ч. 8 ст. 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на территории муниципального образования «Руэмское сельское поселение» расположен водный объект общего пользования – река Нолька в ....
Генеральный план поселения утвержден Решением Собрания депутатов сельского поселения от <...> года № .... Генеральный план является общедоступным, расположен на официальном сайте ответчика в сети Интернет.
В нарушение вышеприведенного правового регулирования в Генеральном плане поселения не отображены и отсутствуют выделенные зоны территорий с особым режимом использования, в том числе границы прибрежной защитной полосы указанного водного объекта, что следует из представления Марийского межрайонного природоохранного прокурора об устранении нарушений требований водоохранного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности от <...> года № ... в адрес главы администрации МО «Руэмское сельское поселение», информации о состоянии законности и необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов Марийского межрайонного природоохранного прокурора в адрес главы муниципального образования «Руэмское сельское поселение». В ответ на указанные представления и информацию глава администрации МО «Руэмское сельское поселение» <...> года сообщил, что ведутся работы по устранению указанного нарушения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что отсутствие в генеральном плане муниципального образования сведений о выделенных зонах территорий с особым режимом использования – прибрежных защитных полос, расположенных на территории муниципального образования, может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд полагает исковые требования прокурора обоснованными, в связи с чем считает необходимым возложить на администрацию муниципального образования обязанность по принятию решения о подготовке предложений по внесению необходимых изменений в генеральный план муниципального образования в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории прибрежных защитных полос водных объектов общего использования и направлению проекта этого решения в Собрание депутатов муниципального образования.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для принятия мер по внесению изменений в генеральный план муниципального образования необходимо время, двухлетний срок с момента вступления в законную силу решения суда для осуществления всех необходимых действий является разумным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
обязать администрацию муниципального образования «Руэмское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Руэмское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории прибрежных защитных полос водных объектов общего пользования, расположенных в ... муниципального образования «Руэмское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл, и направить проект Решения Собрания депутатов муниципального образования «Руэмское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Руэмское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл в Собрание депутатов муниципального образования «Руэмское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл в течение двух лет со дня вступления данного решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.Н.Смышляева
Мотивированное решение составлено 06 декабря 2019 года.