Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1266/2013 ~ М-1044/2013 от 12.08.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Боровичский районный суд <адрес> в составе

судьи Киселева И.А.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании отказа Департамента по ЖКХ и ТЭК по <адрес> в предоставлении ей единовременной денежной выплаты и возврата учетного дела о пригодности (непригодности) жилого дома для проживания граждан незаконными, и обязании предоставить единовременную денежную выплату и включить ее в областной сводный список граждан – получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратилась в суд с указанным заявлением, в обоснование указала, что ей на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит 1/12 доля в праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в этом доме произошел пожар, в результате которого были уничтожены: кровля дома, лестничная клетка, перекрытие второго этажа, повреждена внутренняя отделка всего дома. Дальнейшее проживание в указанном жилом доме не возможно. Распоряжением ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -рз 1/12 доля указанного жилого дома, принадлежащая ФИО2 по <адрес> признана непригодным для проживания.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам ФИО2 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в списки ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет федерального бюджета.    

ФИО3 <адрес> учетное дело ФИО5 было направлено в Департамент по ЖКХ и ТЭК <адрес> для утверждения, однако данное учетное дело ей было возвращено обратно ввиду отсутствия в нем выписки из ЕГРП и несоответствия акта обследования и заключения межведомственной комиссии по признаний дома непригодным для проживания положения п. 42 раздела IV «Порядка признания жилого помещений непригодным для проживания», утвержденного постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, то есть отсутствия выделения в натуре жилого помещения ФИО2. Возврат учетного дела считает незаконным, поскольку выписка из ЕГРП была дослана ФИО3 <адрес> в Департамент, а жилой дом, в котором у ФИО2 имеется доля в праве, был полностью признан непригодным для проживания, в результате чего и доля в праве на данный жилой ФИО2 также является не пригодной для проживания.

Просит признать отказ Департамента по ЖКХ и ТЭК по <адрес> в предоставление ФИО2 единовременной денежной выплаты и возврат учетного дела Департаментом по ЖКХ и ТЭК по <адрес> о пригодности (непригодности) жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, для проживания граждан не законными, обязать Департамент по ЖКХ и ТЭК по <адрес> предоставить ФИО2 единовременную денежную выплату и включить ФИО2 в областной сводный список граждан - получателей единовременной денежной выплати на строительство или приобретение жилого помещения.

В судебное заседание ФИО2 представила заявление о рассмотрении дела без ее участия с участием ее ФИО1 по доверенности ФИО6, который доводы заявления поддержал по основаниям, изложенным в нем. Пояснил, что доля в праве собственности является юридическим термином, при этом доля в праве собственности ФИО2 не выделена в натуре реально. Доля в праве собственности на жилое помещение не может быть признана непригодной для проживания, поскольку она не является объектом недвижимости в соответствии с ГрК РФ. Заключением межведомственной комиссии был признан непригодным весь жилой дом, а не только какая-то его доля, данное заключение было основано на заключении ЗАО «БорПроекТ», специалисты которого обследовали весь жилой дом, несущие конструкции всего жилого дома. Из акта о пожаре данного жилого дома следует, что огнем была уничтожена вся кровля, перекрытия, внутренняя отделка. Согласно п.2.7 «Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан», соответствующий орган ФИО3 <адрес> может принять только два решения: либо о предоставлении либо об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты. Возможность возвращения учетного дела, а также истребования иных документов, чем предусмотрено п.2.1 указанного Порядка, не предусмотрена. В материалах учетного дела ФИО2, которое было направлено в Комитет по ЖКХ и ТЭК <адрес> ФИО3 <адрес> на 88 листах, что видно из сопроводительного письма, имелась выписка из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не являлась собственником объектов недвижимости и что ее права на данную долю жилого дома также не зарегистрированы в ЕГРП. Согласно справки с места жительства ФИО2 как собственник 1/12 доли данного жилого дома проживала одна в этом доме с ДД.ММ.ГГГГ Своим возвратом учетного дела ответчик фактически отказал заявителю в предоставлении ЕДВ, поскольку не принял решение о предоставлении ЕДВ, на основании которого ФИО2 должна быть включена в областной список граждан – получателей ЕДВ, а принял незаконное решение о возврате учетного дела. Представленные ответчиком основания для возврата учетного дела являются не основанными на законе

ФИО1 Департамента по ЖКХ и ТЭК <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие ФИО1, представили письменные возражения, из которых следует, что на основании ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ постановлением ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан. Согласно п. 2.7 Порядка, Департамент рассматривает учетные дела граждан в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня представления учетного дела. При необходимости уточнения имеющихся в учетных делах сведений Департамент запрашивает документы, предусмотренные п. 2.1-1 Порядка, в органах, указанных в п. 2.1-1 Порядка. По результатам рассмотрения учетных дел граждан Департамент принимает решение о предоставлении единовременной денежной выплаты, либо об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты в случаях, предусмотренным пунктом 2.3 Порядка.

Департаментов не принимается решение о предоставлении единовременной денежной выплаты или об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты, а учетное дело подлежит возврату в орган местного самоуправления в случаях, если: органом местного самоуправления не направлен список; в учетном деле отсутствуют документы, предусмотренные пунктов 2.1-1 Порядка; в учетном деле отсутствует одно из решений органа местного самоуправления: решение о включении гражданина в список, решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении и (или) решение о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

По результатам рассмотрения учетного дела ФИО2, направленного в Департамент ФИО1 городского поселения, было установлено, что в учетном деле отсутствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним из органа, уполномоченного осуществлять регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии зарегистрированных прав на жилые помещения у гражданина и членов его семьи, а также о прекращенных правах на жилые помещения за 5 лет предшествующих подаче гражданином заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты по <адрес>. Также выявлено несоответствие акта обследования, а также заключения межведомственной комиссии по признанию жилого дома непригодным для проживания пункту 42 Порядка признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии с пунктом 2.7 Порядка учетное дело было возвращено на доработку в ФИО1 городского поселения, о чем ФИО2 была уведомлена. При этом решение об отказе в Предоставлении ФИО2 единовременной денежной выплаты Департаментом не принималось.

В связи с непринятием Департаментом конкретного решения в отношении ФИО2 департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу <адрес> считает жалобу ФИО2 необоснованной, и в связи с отсутствием предмета спора просит в удовлетворении заявления ФИО2 отказать.

В связи с тем, что в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 городского поселения <адрес> передала полномочия по решению вопросов местного значения по обеспечению проживающих в <адрес> и нуждающихся в жилых помещениях граждан жилыми помещениями и иные полномочия в соответствии с жилищным законодательством, ФИО1 муниципального района, к участию в деле был привлечен указанный орган местного самоуправления.

ФИО1 муниципального района по доверенности ФИО7 в судебном заседании заявленные требования ФИО2 поддержал, пояснил, что межведомственная комиссия приняла заключение о том, что в целом жилой <адрес> непригоден для дальнейшего проживания. Указание в данном заключении на 1/12 долю в праве собственности свидетельствует о том, что обследование производилось по инициативе лица, которое является собственником данной доли жилого дома и которое обращалось с таким заявлением. Все необходимые документы были представлены в учетное дело.

    Суд, выслушав ФИО1 заявителя и ФИО1 муниципального района, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

При рассмотрении настоящего дела необходимо установить, в том числе, имеет ли должностное лицо, орган власти полномочия на принятие определенных решений и совершение действий; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение жилых помещений.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит 1/12 доля в праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно акту о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ, в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ кровля дома, лестничная клетка, перекрытие второго этажа и внутренняя отделка всего дома были повреждены.

Распоряжением ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -рз 1/12 доля указанного жилого дома по <адрес> признана непригодной для проживания, в связи с чем решением общественной комиссии по жилищным вопросам ФИО2 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в списки ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших(умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет федерального бюджета.    

ФИО3 <адрес> учетное дело ФИО2 было сформировано и направлено на 88 листах в Департамент по ЖКХ и ТЭК <адрес> для утверждения.

Департаментом по ЖКХ и ТЭК данное учетное дело было возвращено ФИО3 <адрес>, поскольку в учетном деле отсутствовала выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним из органа, уполномоченного осуществлять регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии зарегистрированных прав на жилые помещения у гражданина и членов его семьи, а также о прекращенных правах на жилые помещения за 5 лет предшествующих подаче гражданином заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты по <адрес>. Также было выявлено несоответствие акта обследования, а также заключения межведомственной комиссии по признанию жилого дома непригодным для проживания пункту 42 Порядка признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как следует из ч. 11 ст. 23.2 указанного Закона, определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан».

Согласно п. 1.2.1 данного Порядка, право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Порядком имеют следующие категории граждан, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном областным законом от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и о периоде, предшествующем предоставлению такого жилого помещения гражданину, в течение которого учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями»: члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны,

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Пунктом 2.1 «Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан» определено, что для получения единовременной денежной выплаты граждане, указанные в пункте 1.2 Порядка, представляют в орган местного самоуправления (городского округа, поселения) по месту жительства заявление по форме согласно приложению 1 к Порядку, а также следующие документы: копию паспорта гражданина; копию страхового свидетельства государственного пенсионного страхования; копию документа, подтверждающего отнесение гражданина к указанным в пункте 1.2 Порядка категориям граждан (удостоверение, справка об инвалидности); копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; справку с места жительства о составе семьи и занимаемой общей площади жилого помещения или выписку из домовой книги; доверенность, заверенную в установленном законодательством порядке, в случае представления интересов гражданина доверенным лицом.

Как следует из п. 2.1-1 Порядка в течение 5 рабочих дней со дня представления гражданином документов, указанных в пункте 2.1 Порядка, орган местного самоуправления запрашивает:

- для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении: выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним из органа, уполномоченного осуществлять регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», о наличии или отсутствии зарегистрированных прав на жилые помещения у гражданина и членов его семьи, а также о прекращенных правах на жилые помещения за 5 лет, предшествующих подаче гражданином заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты; справку о наличии (отсутствии) сведений о зарегистрированных правах на жилые помещения у гражданина и членов его семьи из органа, уполномоченного осуществлять регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении по основанию, предусмотренному в пункте 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, один из следующих документов: решение межведомственной комиссии, создаваемой уполномоченным в соответствии с действующим законодательством органом, о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; решение органа местного самоуправления о признании частного жилого помещения непригодным для проживания граждан; решение межведомственной комиссии, создаваемой уполномоченным в соответствии с действующим законодательством органом, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В силу п. 2.2 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов, предусмотренных пунктами 2.1 и 2.11 Порядка, орган местного самоуправления (городского округа, поселения) в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения от гражданина заявления и документов, предусмотренных пунктом 2.1 Порядка, принимает решение о включении либо об отказе во включении в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения (далее - список). Решение о включении либо мотивированное решение об отказе во включении в список направляется гражданину, подавшему заявление, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия такого решения.

Пунктом 2.3 Порядка установлено, что гражданину отказывается во включении в список в случае, если документы, предусмотренные пунктом 2.1 Порядка, представлены не в полном объеме и (или) содержат недостоверную информацию.

Орган местного самоуправления (городского округа, поселения) в случае принятия решения о включении гражданина в список формирует учетное дело, в котором содержатся заявление и документы, предусмотренные пунктами 2.1 и 2.1-1 Порядка, а также решения органа местного самоуправления о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении и (или) о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и о включении гражданина в список (п. 2.4 Порядка).

В соответствии с п. 2.5 Порядка орган местного самоуправления (городского округа, поселения) направляет утвержденный список по форме согласно приложению 2 к Порядку в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу <адрес> (далее - комитет по ЖКХ и ТЭК области). Одновременно со списком в комитет по ЖКХ и ТЭК области орган местного самоуправления (городского округа, поселения) направляет учетные дела граждан (п. 2.6 Порядка).

В свою очередь Комитет по ЖКХ и ТЭК области рассматривает учетные дела граждан в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня представления учетного дела. При необходимости уточнения имеющихся в учетных делах сведений комитет по ЖКХ и ТЭК области запрашивает документы, предусмотренные пунктом 2.1-1 Порядка, в органах, указанных в пункте 2.1-1 Порядка. По результатам рассмотрения учетных дел граждан комитет по ЖКХ и ТЭК области принимает решение о предоставлении единовременной денежной выплаты либо об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты в случаях, предусмотренных пунктом 2.3 Порядка.

Комитетом по ЖКХ и ТЭК области не принимается решение о предоставлении единовременной денежной выплаты или об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты, а учетное дело подлежит возврату в орган местного самоуправления в случаях, если: органом местного самоуправления не направлен список; в учетном деле отсутствуют документы, предусмотренные пунктом 2.1-1 Порядка; в учетном деле отсутствует одно из решений органа местного самоуправления: решение о включении гражданина в список, решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении и (или) решение о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Уведомление о принятом решении, а также о возврате учетного дела направляется гражданину в установленном порядке не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия такого решения или направления учетного дела в орган местного самоуправления (п. 2.7 Порядка).

Как следует из материалов учетного дела ФИО2 -в, данное учетное дело было направлено ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3 <адрес> на 88 листах совместно со Списком граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, в Комитет по ЖКХ и ТЭК <адрес>.

Письмом № КХ-787И от ДД.ММ.ГГГГ учетное дело ФИО2 было возвращено в ФИО3 <адрес>, поскольку в учетном деле отсутствовала выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним из органа, уполномоченного осуществлять регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии зарегистрированных прав на жилые помещения у гражданина и членов его семьи, а также о прекращенных правах на жилые помещения за 5 лет предшествующих подаче гражданином заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты по <адрес>. Также было выявлено несоответствие акта обследования, а также заключения межведомственной комиссии по признанию жилого дома непригодным для проживания пункту 42 Порядка признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

При исследовании в судебном заседании установлено, что в материалах данного учетного дела имеются все документы, предусмотренные п.2.1-1 указанного «Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан».

Так на листах 85-88 учетного дела имеются ответы из Новгородского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № Ф-53/298 от ДД.ММ.ГГГГ и из Управления Росреестра по <адрес> , 430, 431 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым за ФИО2 по данным БТИ зарегистрировано право собственности на 1/12 долю жилого <адрес> на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, по данным Росреестра ФИО2 собственником объектов недвижимости не значится и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за ней также не было зарегистрировано на праве собственности объектов недвижимости.

Указанные ответы получены до даты направления учетного дела ФИО2 в Комитет по ЖКХ и ТЭК <адрес>.

Согласно справки МБУ «Центр по работе с населением» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, иных лиц, состоящих в родственных отношениях, не зарегистрировано. (л.д.3 учетного дела). Данные о регистрации подтверждаются также копией паспорта заявителя (л.д.22-32 учетного дела)

Рассматривая доводы Комитета по ЖКХ и ТЭК <адрес> о том, что акт обследования и заключение межведомственной комиссии по признанию жилого дома непригодным для проживания не соответствуют пункту 42 Порядка признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , суд приходит к выводу, что они подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству.

Согласно п.42 указанного Порядка. комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной распоряжением ФИО3 <адрес> -рз от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, при выявленных несоответствиях предъявляемым требованиям к жилым помещениям непригодно для дальнейшего проживания граждан.

В основу указанного заключения комиссией положен акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что у жилого дома уничтожено более 50% конструкций вследствие поражения огнем и залива водой при тушении пожара, конструкции уцелевших участков дома деформированы вследствие гниения, ветхости. Помещения, фактически занимаемые ФИО2, имеют значительные повреждения основных конструкций и инженерного оборудования, утрачено отопительное оборудование и электропроводка, нахождение и проживание граждан в обследуемом помещении не допустимо.

Также комиссией в основу принимаемого решения было положено заключение по материалам обследования данного жилого дома ЗАО «БорПроекТ» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в ходе обследования установлено наличие дефектов конструкций жилого дома, приводящих к деформации конструкций жилого дома, снижающих их несущую способность и ухудшающих эксплуатационные свойства конструкций, уничтожено более 50% конструкций, уцелевшие конструкции деформированы, электропроводка и отопительное оборудование утрачено, помещения первого этажа, фактически занимаемые ФИО2, находятся на 40-50 см. ниже уровня земли, высота помещений не превышает 2 метров, что не соответствует нормируемой высоте жилых помещений, техническое состояние конструкций и инженерного оборудования не обеспечивает безопасного пребывания граждан. С учетом изложенного, эксперты пришли к выводу, что обследуемый жилой дом, включая помещения, фактически занимаемые ФИО2, имеют значительные повреждения основных конструкций и инженерного оборудования, здание находится в аварийном состоянии, для проживания людей не пригодно. Выполнение капитального ремонта здания и пристроек нецелесообразно, так как архитектурное и объемно-планировочное решения здания устарели, восстановление несущих конструкций потребует значительных капитальных вложений, значительно превышающих уровень расходов на новое строительство подобного здания.

Доказательств того, что принадлежащая ФИО2 1/12 доля в праве выделена реально и является обособленным жилым помещением, суду не представлено.

Наличие фактически сложившегося порядка пользования жилым помещением между сособственниками в данном случае не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в соответствии со ст. 15 и ст.16 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения, то есть изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

С учетом изложенного, доля в праве собственности на жилой дом не может являться объектом жилищных прав.

Как следует из материалов дела, фактически ФИО2 проживает в помещениях, расположенных на первом этаже данного жилого дома.

С учетом того, что в результате пожара полностью уничтожена кровля жилого дома, уничтожено более 50 % конструкций всего дома, утрачено отопительное оборудование и электропроводка, суд приходит к выводу, что и возможность проживания в какой-либо части данного жилого дома или восстановление его какой-либо части, соответствующей 1/12 доле в праве собственности на дом, также невозможна.

Таким образом, доводы Комитета по ЖКХ и ТЭК <адрес> о несоответствии акта обследования и заключения межведомственной комиссии по признанию жилого дома непригодным для проживания не нашли своего подтверждения в судебном заседании, так же как и доводы о том, что учетное дело было представлено не в полном объеме в виду отсутствия сведений о наличии или отсутствии зарегистрированных прав на жилые помещения у гражданина и членов его семьи, а также о прекращенных правах на жилые помещения за 5 лет предшествующих подаче гражданином заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты.

Иных оснований, по которым ФИО2 не имеет право на получение указанной единовременной денежной выплаты, в ходе судебного разбирательства не установлено.

Каких-либо доказательств в соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ в обоснование своих доводов заинтересованным лицом не представлено.

ФИО8 имеет возраст более 90 лет, поскольку она ДД.ММ.ГГГГ года рождения, она является вдовой участника ВОВ, является ветераном труда <адрес>, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку жилое помещение, в котором она проживает, в установленном порядке признано непригодным для проживания.

Со стороны ФИО3 <адрес> или ФИО1 муниципального района как органов муниципальной власти, в ведении которых находится решение вопросов по реализации жилищных прав граждан в пределах их компетенции, совершение еще каких-либо действий не требуется.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что своим возвратом учетного дела Комитет по ЖКХ и ТЭК <адрес> нарушил права заявителя на получение единовременной денежной выплаты, поскольку для возврата учетного дела не имелось законных оснований, и возврат учетного дела при таких обстоятельствах препятствует принятию соответствующего решения о предоставлении единовременной денежной выплаты и включению ФИО2 в областной сводный список граждан – получателей таковой выплаты в установленные сроки.

В связи с этим, действия Комитета по ЖКХ и ТЭК <адрес> являются неправомерными, на данный орган власти должна быть возложена обязанность по устранению допущенного нарушения, поскольку решение указанных вопросов находится в компетенции данного органа, в связи с чем учетное дело ФИО2 подлежит повторному направлению в Комитет по ЖКХ и ТЭК <адрес> ФИО1 муниципального района.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление ФИО2 – удовлетворить.

Признать действия Департамента по ЖКХ и ТЭК по <адрес> по возврату учетного дела ФИО2 неправомерным, обязать Департамент по ЖКХ и ТЭК по <адрес> предоставить ФИО2 единовременную денежную выплату и включить ее в областной сводный список граждан – получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и в сроки, определенные Постановлением ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ после направления учетного дела ФИО2 ФИО1 муниципального района.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.

Судья: И.А. Киселев

2-1266/2013 ~ М-1044/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Силина Александра Ивановна
Другие
Администрация г. Боровичи
Департамент по ЖКХ и ТЭК по Новгородской области
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Судья
Киселев Илья Александрович
Дело на странице суда
borovichsky--nvg.sudrf.ru
12.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2013Передача материалов судье
14.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2013Судебное заседание
29.08.2013Судебное заседание
29.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2013Дело оформлено
16.12.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее