Дело № 2-284/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2015 года с.Частые
Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Аликиной И.А.,
с участием помощника прокурора Частинского района Головниной О.А., представителя ответчика Пахольченко Г.В., Бобылевой Н.А.,
при секретаре Паньковой Е.Г.,
рассмотрев в постоянном судебном присутствии в с.Частые в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Частинского района к администрации Ножовского сельского поселения Частинского муниципального района Пермского края о возложении обязанности обустроить автомобильную дорогу тротуаром,
установил:
Прокурор обратился с указанным требованием на том основании, что прокуратурой Частинского района по информации ОГИБДД отдела МВД по Частинскому району проведена проверка состояния дорог Ножовского сельского поселения на соответствие безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлены недостатки в содержании дороги в с. Ножовка по ул. Ленина, на всей протяженности которой отсутствует тротуар, в результате чего создается опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. В силу п. 6 ст. 13 Закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования дорог и осуществления автомобильной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Законом Пермского края от 11.12.2006 № 3328-767 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Частинского муниципального района», данная внутрипоселковая дорога протяженностью 5,7 км передана в собственность Ножовского сельского поселения. Ответчик является органом, ответственным за надлежащее содержание данного участка дороги (тротуара). Эта обязанность ответчиком не исполнена, чем нарушены требования закона и права жителей Ножовского сельского поселения на безопасное передвижение по ул. Ленина с. Ножовка.
В судебном заседании помощник прокурора Головнина О.А на заявленных требованиях настаивала.
Представители ответчика Пахольченко Г.В. и Бобылева Н.А. в судебном заседании иск не признали, сообщили, что улица Ленина старая, расширить её нет возможности, все заборы и палисадники в собственности населения, нет места для тротуара, есть тропинки. В 2012 году был сделан проект, в проекте предусмотрена асфальтированная дорога с тротуаром, но нужно 3,5 миллиона рублей, чтобы участвовать в специальной программе, таких средств в поселении нет, идет поиск спонсоров (л.д. 26).
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон № 257-ФЗ) планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
В силу п. 6 ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования дорог и осуществления автомобильной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно п. 6 ст. 3 этого же Закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пункт 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
На основании ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одной из задач данного Закона является обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон № 196-ФЗ) система государственного учета обеспечивает организацию и проведение органами местного самоуправления работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно п. 4.5.1.1 "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.
Законом Пермского края от 11.12.2006 № 3328-767 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Частинского муниципального района" (принят ЗС ПО 16.11.2006) внутрипоселковая дорога протяженностью 5,7км. передана в собственность Ножовского сельского поселения (п. 71 Перечня объектов муниципальной собственности Частинского муниципального района, передаваемых в собственность Ножовского сельского поселения).
На основании пункта 5 статьи 6 Устава Ножовского сельского поселения Частинского района Пермского края к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них (л.д. 27-38). Территория населенного пункта с. Ножовка входит в состав Ножовского сельского поселения (статья 2 Устава).
Судом установлено, что автомобильная дорога по ул. Ленина с. Ножовка является дорогой общего пользования местного значения, так как находится в границах населенного пункта поселения.
Как следует из акта выявленных недостатков, составленном сотрудником ГИБДД, и приложенных к нему фотографий, на всем протяжении автомобильной дороги по ул. Ленина с. Ножовка отсутствуют тротуары для движения пешеходов на всем протяжении улицы (л.д. 6, 8-2).
Данные обстоятельства представителями ответчика не оспариваются.
Непринятие ответчиком надлежащих мер по содержанию дороги является не только нарушением действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, но и создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей, поэтому заявленное требование подлежит удовлетворению.
Довод представителя ответчика о том, что обустройство тротуара требует значительных финансовых затрат, таких средств в поселении не имеется, не может повлиять на выводы суда на основании следующего.
Приведенные выше нормы права не связывают реализацию вопросов местного значения с наличием средств в соответствующем бюджете. Финансовое обеспечение осуществления возложенных на органы местного самоуправления полномочий, решение вопросов местного значения является обязанностью соответствующих органов муниципального образования.
Законодательством Российской Федерации установлен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В силу п.2 ст. 56 Устава Ножовского сельского поселения формирование, утверждение, исполнению бюджета поселения и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления поселения самостоятельно. Формирование расходов бюджета поселения осуществляется в соответствии с расходными обязательствами поселения, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления поселения в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Следует признать разумными заявленные прокурором в исковом заявлении сроки исполнения заявленного требования.
На основании изложенного, требование прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные прокурором Частинского района требования удовлетворить.
Возложить на администрацию Ножовского сельского поселения
Частинского муниципального района Пермского края в срок до 31.12.2016 года обустроить автомобильную дорогу по улице Ленина села Ножовка, протяженностью 5,7 км тротуаром, в соответствии с требованиями законодательства.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд (постоянное судебное присутствие в с.Частые).
Судья подпись И.А.Аликина