Дело № 2-572/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2019г. г. Воронеж
Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Ермолова С.М.
при секретаре Шелудченковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кузнецова Евгения Александровича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды прохождения службы в Вооруженных Силах СССР, периоды сдачи донорской крови, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права,
у с т а н о в и л:
Кузнецов Е.А. обратился в суд с иском, указав, что 01.08.2018г. он обратился в УРФ РФ (ГУ) в г.Воронеже с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже от 30.10.2018г. №180000103402/551518/18 Кузнецову Е.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия необходимого специального стажа – 11 лет.
Истец считает отказ в назначении пенсии незаконным, в связи с чем, обратился в суд, с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований, просит:
Обязать Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) России в г. Воронеж включить в стаж, дающий право Кузнецову Евгению Александровичу на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, работающему в районах Крайнего Севера, периоды работы:
С 03.05.1981г. по 09.06.1984 г. (3 года 1 мес. 7 дней) - период прохождения службы в рядах Советской Армии.
Донорские дни:
1985 г.: в апреле -2 дня, в августе -2 дня, в ноябре -2 дня;
1986 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июле -2 дня, в октябре -2 дня; 1987 г.: в январе -2 дня;
1989 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июне -2 дня, в октябре -2 дня; 1990 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июне -2 дня;
Признать право Кузнецова Евгения Александровича на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.20 13 г. № 400 -ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, работающему в районах Крайнего Севера с 06.08.2018 г.
Обязать Управление Пенсионного фонда (Государственное учреждение) России по Воронежу назначить Кузнецову Евгению Александровичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 400 -ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, работающему в районах Крайнего Севера с 06.08.2018 г.
Взыскать с УПФ РФ в г. Воронеже затраты на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
Истец Кузнецов Е.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, заявлением просит рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель истца по доверенности Сухинина Л.Е. уточненные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Байбакова М.А. возражала против удовлетворения иска, представила письменные возражения на исковое заявление (л.д. 62-63).
Представитель Департамента труда и занятости населения Воронежской области Боева А.И. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан в настоящее время установлен Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не мене 7 лет 6 месяцев страховая пенсия назначается с уменьшением возраста установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в 2018г. при наличии величины ИПК не менее 13,8.
Согласно п. 6 п. 1 ст. 32 названного Закона, при назначении страховой пенсии по старости применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001, утв. постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029.
Как установлено судом из объяснений лиц, участвующих в деле, решения УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 30.10.2018г. №180000103402/551518/18 (л.д. 9-13), Кузнецову Е.А. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера.
Решением УПФР в г.Воронеже определено, что по состоянию на 06.08.2018г. специальный стаж Кузнецова Е.А. составляет 9 лет 8 месяцев 14 дней, что является недостаточным для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 30.10.2018г. №180000103402/551518/18 Кузнецову Е.А. не включены в специальный стаж период прохождения службы в рядах Советской Армии с 03.05.1981г. по 09.06.1984г. (3 года 1 мес. 7 дней), так как по представленным истцом документам невозможно, по мнению ответчика, установить место дислокации военной части, в которой проходила служба истца.
Как установлено судом, Кузнецов Е.А. в период с 02.01.1991г. по 01.12.1993г. проходил службу в рядах Советской Армии, что подтверждается копией военного билета, копией трудовой книжки (л.д.43-51, 52-54).
Согласно архивной справке №7210 от 20.12.2018г. Войсковая часть № в период с 23.10.1981г. по 03.11.1983г. дислоцировалась в <адрес> (л.д.71).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно ст. 30.1 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, введенной Федеральным Законом от 24.07.2009 года № 213-ФЗ, величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленная в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала и, сверх того, 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Пунктами 2 и 3 ст. 30.1 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ определено, что в общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального Закона.
На основании п. 4 ст. 30 указанного Закона в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1.01.2002 года, указываемая в календарном порядке, в которую включается служба в вооруженных силах бывшего СССР.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено включение периода службы в армии при валоризации в общий стаж.
Постановлением Конституционного суда РФ № 107-0 от 06 марта 2003 года разъяснено, что право граждан на досрочное назначение пенсии не должно быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что в настоящее время выполняемые ими работы, дающие ранее право на назначение льготной пенсии, перестали быть таковыми по ныне действующему законодательству. Это противоречит Конституции РФ и приводит к неправомерному ограничению прав граждан на социальное обеспечение.
В соответствии с разъяснением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 года № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 года № 70, при исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы с применением правил подсчета стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного акта полностью выработал необходимый специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного акта гражданин не выработал необходимой продолжительности специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости, исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления пенсии.
Истец просит включить в специальный трудовой стаж службу в Вооруженных Силах СССР, поскольку до и после службы в армии он работал в районах Крайнего Севера и в отдаленных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г., в соответствии с подп. «к» п. 109 служба в составе Вооруженных сил СССР засчитывается в общий стаж работы, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
В соответствии с п. 91 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий» от 04.08.1956г. на льготных условиях, указанных в пункте 16 настоящего Положения, или в льготных размерах имеют право на пенсию по старости:
д) рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;
В параграфе 12 Положения предусматривался зачет в специальный трудовой стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии, что службе будет предшествовать работа, дающая право на льготное пенсионное обеспечение, либо чтобы указанная работа непосредственно следовала за окончанием службы.
Таким образом, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
Названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Поскольку период службы истца в составе Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то данный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него этого права.
В абзаце седьмом п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004г. №2-П, недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично), поэтому при исчислении стажа работы истца необходимо применять законодательство, действовавшее в указанный период.
Поскольку ранее действовавшим законодательством предусматривалось включение службы в Вооруженных силах СССР в специальный стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, и при этом она приравнивалась к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, то принимая во внимание, что до службы и после службы в армии истец работал в районах Крайнего Севера, период службы истца с 03.05.1981г. по 09.06.1984г. в Вооруженных силах СССР подлежит включению в его специальный трудовой стаж.
Доводы ответчика относительно того, что в суде не подтверждено место дислокации войсковых частей, в которых истец проходил военную службу, в связи с чем спорный период не подлежит включению в специальный стаж Кузнецова Е.А., суд находит не состоятельными, поскольку данное обстоятельства не имеет никакого правового значения, т.к. такого требования пенсионное законодательство, регулирующее данные правоотношения не содержит, а имеет значение выполнение истцом работы дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, которая предшествовала данному периоду службы, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Кроме того, ответчиком не включены в стаж периоды сдачи истцом донорской крови:
1985 г.: в апреле -2 дня, в августе -2 дня, в ноябре -2 дня;
1986 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июле -2 дня, в октябре -2 дня; 1987 г.: в январе -2 дня;
1989 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июне -2 дня, в октябре -2 дня; 1990 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июне -2 дня,
так как указанные периоды не предусмотрены п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516.
Однако, по мнению суда, дни сдачи крови, а также последующие после сдачи крови дни отдыха подлежат включению в специальный трудовой стаж истца на тех же условиях, что и основная деятельность по специальности, поскольку в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.01.2010 № 59-О-О, донорство крови и ее компонентов является свободно выраженным добровольным актом гражданина, совершаемым с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» руководители предприятий, учреждений, организаций, командиры (начальники) воинских частей обязаны предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки.
Статьей 186 Трудового кодекса Российской Федерации также предусмотрены гарантии и компенсации работникам в случае сдачи ими крови и ее компонентов.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.12.1998 № О6-28/10740 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж «донорских» дней», работникам, являющимся донорами, день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку № 1 и 2), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
Согласно архивной справки ГОКУ «Государственный архив Мурманской области» от 14.09.2016г. №К-7549 в лицевых счетах за 1985 г. имеются начисления: по коду 444 «оплата донорских дней» в апреле за 2 дня, в августе за 2 дня, в ноябре за 2 дня, за 1986 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июле -2 дня, в октябре -2 дня; за 1987 г.: в январе -2 дня; за 1989 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июне -2 дня, в октябре -2 дня; за 1990 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июне -2 дня (л.д.17-19).
Таким образом, указанные периоды сдачи истцом донорской крови подлежат включению в его специальный трудовой стаж.
Рассматривая требование истца о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях » от 28.12.2013 года №400-ФЗ, суд принимает во внимание расчет стажа, представленный ответчиком, согласно которому специальный стаж истца с учетом включения спорных периодов является достаточным для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из объяснений лиц, участвующих в деле, заявления о назначении пенсии, судом установлено, что истец обратился в УПФРФ (ГУ) в г. Воронеже Воронежской области с заявлением о назначении пенсии досрочно 01.08.2018г.
В связи с тем, что суд пришёл к заключению о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований, принимая во внимание, что право на назначение пенсии у истца возникло с 06.08.2018г., суд считает возможным удовлетворить требование истца о назначении и выплате пенсии с 06.08.2018г.
В связи с тем, что истец Кузнецов Е.А. в установленном законом порядке обратился в территориальный орган ПФ РФ, представил все необходимые для назначения пенсии документы, с учетом включения в специальный стаж спорных периодов право на назначение пенсии у истца возникло 06.08.2018года, суд считает возможным удовлетворить требование истца о назначении и выплате пенсии с указанной даты.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно представленного истцом договора об оказании юридических услуг от 15.11.2018г. истец произвел оплату услуг представителя в сумме 15 000руб. за составление искового заявления, а также представление интересов в суде (л.д.55).
Согласно требованиям Закона расходы на оплату услуг представителя взыскиваются в разумных пределах. Разумные пределы подразумевают под собой установление, с учетом представленных доказательств, справедливой и соразмерной компенсации, обеспечивающей баланс интересов сторон. Поэтому пределы размера возмещения должны определяться с учетом сложности дела, продолжительности его разбирательства, количества потерянного времени.
Учитывая объем и сложность выполненных работ по договору оказания юридических услуг, которые заключались в осуществлении юридических услуг представителем истцу, суд находит разумным взыскать с ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области в пользу истца Кузнецова Е.А. расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей, полагая, что данная сумма соразмерна проделанной представителем истца работе.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) России в г. Воронеж включить в стаж, дающий право Кузнецову Евгению Александровичу на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, работающему в районах Крайнего Севера, периоды работы:
С 03.05.1981г. по 09.06.1984 г. (3 года 1 мес. 7 дней) - период прохождения службы в рядах Советской Армии.
Донорские дни:
1985 г.: в апреле -2 дня, в августе -2 дня, в ноябре -2 дня;
1986 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июле -2 дня, в октябре -2 дня; 1987 г.: в январе -2 дня;
1989 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июне -2 дня, в октябре -2 дня; 1990 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июне -2 дня;
Признать право Кузнецова Евгения Александровича на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.20 13 г. № 400 -ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, работающему в районах Крайнего Севера с 06.08.2018 г.
Обязать Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) России по Воронежу назначить Кузнецову Евгению Александровичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 400 -ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, работающему в районах Крайнего Севера с 06.08.2018 г.
Взыскать с УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже в пользу Кузнецова Евгения Александровича расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.
Судья С.М.Ермолов
Мотивированное решение
составлено 01.03.2019г.
Дело № 2-572/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2019г. г. Воронеж
Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Ермолова С.М.
при секретаре Шелудченковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кузнецова Евгения Александровича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды прохождения службы в Вооруженных Силах СССР, периоды сдачи донорской крови, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права,
у с т а н о в и л:
Кузнецов Е.А. обратился в суд с иском, указав, что 01.08.2018г. он обратился в УРФ РФ (ГУ) в г.Воронеже с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже от 30.10.2018г. №180000103402/551518/18 Кузнецову Е.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия необходимого специального стажа – 11 лет.
Истец считает отказ в назначении пенсии незаконным, в связи с чем, обратился в суд, с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований, просит:
Обязать Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) России в г. Воронеж включить в стаж, дающий право Кузнецову Евгению Александровичу на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, работающему в районах Крайнего Севера, периоды работы:
С 03.05.1981г. по 09.06.1984 г. (3 года 1 мес. 7 дней) - период прохождения службы в рядах Советской Армии.
Донорские дни:
1985 г.: в апреле -2 дня, в августе -2 дня, в ноябре -2 дня;
1986 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июле -2 дня, в октябре -2 дня; 1987 г.: в январе -2 дня;
1989 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июне -2 дня, в октябре -2 дня; 1990 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июне -2 дня;
Признать право Кузнецова Евгения Александровича на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.20 13 г. № 400 -ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, работающему в районах Крайнего Севера с 06.08.2018 г.
Обязать Управление Пенсионного фонда (Государственное учреждение) России по Воронежу назначить Кузнецову Евгению Александровичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 400 -ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, работающему в районах Крайнего Севера с 06.08.2018 г.
Взыскать с УПФ РФ в г. Воронеже затраты на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
Истец Кузнецов Е.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, заявлением просит рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель истца по доверенности Сухинина Л.Е. уточненные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Байбакова М.А. возражала против удовлетворения иска, представила письменные возражения на исковое заявление (л.д. 62-63).
Представитель Департамента труда и занятости населения Воронежской области Боева А.И. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан в настоящее время установлен Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не мене 7 лет 6 месяцев страховая пенсия назначается с уменьшением возраста установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в 2018г. при наличии величины ИПК не менее 13,8.
Согласно п. 6 п. 1 ст. 32 названного Закона, при назначении страховой пенсии по старости применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001, утв. постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029.
Как установлено судом из объяснений лиц, участвующих в деле, решения УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 30.10.2018г. №180000103402/551518/18 (л.д. 9-13), Кузнецову Е.А. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера.
Решением УПФР в г.Воронеже определено, что по состоянию на 06.08.2018г. специальный стаж Кузнецова Е.А. составляет 9 лет 8 месяцев 14 дней, что является недостаточным для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 30.10.2018г. №180000103402/551518/18 Кузнецову Е.А. не включены в специальный стаж период прохождения службы в рядах Советской Армии с 03.05.1981г. по 09.06.1984г. (3 года 1 мес. 7 дней), так как по представленным истцом документам невозможно, по мнению ответчика, установить место дислокации военной части, в которой проходила служба истца.
Как установлено судом, Кузнецов Е.А. в период с 02.01.1991г. по 01.12.1993г. проходил службу в рядах Советской Армии, что подтверждается копией военного билета, копией трудовой книжки (л.д.43-51, 52-54).
Согласно архивной справке №7210 от 20.12.2018г. Войсковая часть № в период с 23.10.1981г. по 03.11.1983г. дислоцировалась в <адрес> (л.д.71).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно ст. 30.1 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, введенной Федеральным Законом от 24.07.2009 года № 213-ФЗ, величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленная в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала и, сверх того, 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Пунктами 2 и 3 ст. 30.1 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ определено, что в общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального Закона.
На основании п. 4 ст. 30 указанного Закона в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1.01.2002 года, указываемая в календарном порядке, в которую включается служба в вооруженных силах бывшего СССР.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено включение периода службы в армии при валоризации в общий стаж.
Постановлением Конституционного суда РФ № 107-0 от 06 марта 2003 года разъяснено, что право граждан на досрочное назначение пенсии не должно быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что в настоящее время выполняемые ими работы, дающие ранее право на назначение льготной пенсии, перестали быть таковыми по ныне действующему законодательству. Это противоречит Конституции РФ и приводит к неправомерному ограничению прав граждан на социальное обеспечение.
В соответствии с разъяснением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 года № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 года № 70, при исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы с применением правил подсчета стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного акта полностью выработал необходимый специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного акта гражданин не выработал необходимой продолжительности специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости, исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления пенсии.
Истец просит включить в специальный трудовой стаж службу в Вооруженных Силах СССР, поскольку до и после службы в армии он работал в районах Крайнего Севера и в отдаленных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г., в соответствии с подп. «к» п. 109 служба в составе Вооруженных сил СССР засчитывается в общий стаж работы, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
В соответствии с п. 91 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий» от 04.08.1956г. на льготных условиях, указанных в пункте 16 настоящего Положения, или в льготных размерах имеют право на пенсию по старости:
д) рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;
В параграфе 12 Положения предусматривался зачет в специальный трудовой стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии, что службе будет предшествовать работа, дающая право на льготное пенсионное обеспечение, либо чтобы указанная работа непосредственно следовала за окончанием службы.
Таким образом, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
Названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Поскольку период службы истца в составе Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то данный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него этого права.
В абзаце седьмом п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004г. №2-П, недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично), поэтому при исчислении стажа работы истца необходимо применять законодательство, действовавшее в указанный период.
Поскольку ранее действовавшим законодательством предусматривалось включение службы в Вооруженных силах СССР в специальный стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, и при этом она приравнивалась к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, то принимая во внимание, что до службы и после службы в армии истец работал в районах Крайнего Севера, период службы истца с 03.05.1981г. по 09.06.1984г. в Вооруженных силах СССР подлежит включению в его специальный трудовой стаж.
Доводы ответчика относительно того, что в суде не подтверждено место дислокации войсковых частей, в которых истец проходил военную службу, в связи с чем спорный период не подлежит включению в специальный стаж Кузнецова Е.А., суд находит не состоятельными, поскольку данное обстоятельства не имеет никакого правового значения, т.к. такого требования пенсионное законодательство, регулирующее данные правоотношения не содержит, а имеет значение выполнение истцом работы дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, которая предшествовала данному периоду службы, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Кроме того, ответчиком не включены в стаж периоды сдачи истцом донорской крови:
1985 г.: в апреле -2 дня, в августе -2 дня, в ноябре -2 дня;
1986 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июле -2 дня, в октябре -2 дня; 1987 г.: в январе -2 дня;
1989 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июне -2 дня, в октябре -2 дня; 1990 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июне -2 дня,
так как указанные периоды не предусмотрены п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516.
Однако, по мнению суда, дни сдачи крови, а также последующие после сдачи крови дни отдыха подлежат включению в специальный трудовой стаж истца на тех же условиях, что и основная деятельность по специальности, поскольку в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.01.2010 № 59-О-О, донорство крови и ее компонентов является свободно выраженным добровольным актом гражданина, совершаемым с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» руководители предприятий, учреждений, организаций, командиры (начальники) воинских частей обязаны предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки.
Статьей 186 Трудового кодекса Российской Федерации также предусмотрены гарантии и компенсации работникам в случае сдачи ими крови и ее компонентов.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.12.1998 № О6-28/10740 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж «донорских» дней», работникам, являющимся донорами, день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку № 1 и 2), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
Согласно архивной справки ГОКУ «Государственный архив Мурманской области» от 14.09.2016г. №К-7549 в лицевых счетах за 1985 г. имеются начисления: по коду 444 «оплата донорских дней» в апреле за 2 дня, в августе за 2 дня, в ноябре за 2 дня, за 1986 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июле -2 дня, в октябре -2 дня; за 1987 г.: в январе -2 дня; за 1989 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июне -2 дня, в октябре -2 дня; за 1990 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июне -2 дня (л.д.17-19).
Таким образом, указанные периоды сдачи истцом донорской крови подлежат включению в его специальный трудовой стаж.
Рассматривая требование истца о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях » от 28.12.2013 года №400-ФЗ, суд принимает во внимание расчет стажа, представленный ответчиком, согласно которому специальный стаж истца с учетом включения спорных периодов является достаточным для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из объяснений лиц, участвующих в деле, заявления о назначении пенсии, судом установлено, что истец обратился в УПФРФ (ГУ) в г. Воронеже Воронежской области с заявлением о назначении пенсии досрочно 01.08.2018г.
В связи с тем, что суд пришёл к заключению о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований, принимая во внимание, что право на назначение пенсии у истца возникло с 06.08.2018г., суд считает возможным удовлетворить требование истца о назначении и выплате пенсии с 06.08.2018г.
В связи с тем, что истец Кузнецов Е.А. в установленном законом порядке обратился в территориальный орган ПФ РФ, представил все необходимые для назначения пенсии документы, с учетом включения в специальный стаж спорных периодов право на назначение пенсии у истца возникло 06.08.2018года, суд считает возможным удовлетворить требование истца о назначении и выплате пенсии с указанной даты.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно представленного истцом договора об оказании юридических услуг от 15.11.2018г. истец произвел оплату услуг представителя в сумме 15 000руб. за составление искового заявления, а также представление интересов в суде (л.д.55).
Согласно требованиям Закона расходы на оплату услуг представителя взыскиваются в разумных пределах. Разумные пределы подразумевают под собой установление, с учетом представленных доказательств, справедливой и соразмерной компенсации, обеспечивающей баланс интересов сторон. Поэтому пределы размера возмещения должны определяться с учетом сложности дела, продолжительности его разбирательства, количества потерянного времени.
Учитывая объем и сложность выполненных работ по договору оказания юридических услуг, которые заключались в осуществлении юридических услуг представителем истцу, суд находит разумным взыскать с ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области в пользу истца Кузнецова Е.А. расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей, полагая, что данная сумма соразмерна проделанной представителем истца работе.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) России в г. Воронеж включить в стаж, дающий право Кузнецову Евгению Александровичу на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, работающему в районах Крайнего Севера, периоды работы:
С 03.05.1981г. по 09.06.1984 г. (3 года 1 мес. 7 дней) - период прохождения службы в рядах Советской Армии.
Донорские дни:
1985 г.: в апреле -2 дня, в августе -2 дня, в ноябре -2 дня;
1986 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июле -2 дня, в октябре -2 дня; 1987 г.: в январе -2 дня;
1989 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июне -2 дня, в октябре -2 дня; 1990 г.: в январе -2 дня, в апреле -2 дня, в июне -2 дня;
Признать право Кузнецова Евгения Александровича на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.20 13 г. № 400 -ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, работающему в районах Крайнего Севера с 06.08.2018 г.
Обязать Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) России по Воронежу назначить Кузнецову Евгению Александровичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 400 -ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, работающему в районах Крайнего Севера с 06.08.2018 г.
Взыскать с УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже в пользу Кузнецова Евгения Александровича расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.
Судья С.М.Ермолов
Мотивированное решение
составлено 01.03.2019г.