Дело № 2а-135/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2021 года г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Седлецкого А.В.,
при помощнике судьи Романовой Ю.С.,
с участием прокурора Сивула А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Беломорского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор Беломорского района Республики Карелия обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц по следующим основаниям. Прокуратурой Беломорского района проведен мониторинг информационно-коммуникационной сети «Интернет». В ходе мониторинга было установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интерент»: владельцем сайта https://baydiplom.com предлагается оказание услуг по приобретению дипломов различных ВУЗов без прохождения обучения и сдачи государственных экзаменов. На момент проверки указанная страница сайта в Едином Реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» отсутствуют. В целях установления владельцев сайта был проведен мониторинг whois-сервисов, по результатам которых администраторы и правообладатели сайта на территории Российской Федерации не определены. Прокурор считает, что нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о приобретении документов об образовании за плату может способствовать совершению преступлений и повлечь негативные социальные и экономические последствия, а также нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц в сфере предоставления общедоступного образования. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Беломорского района Республики Карелия просит суд признать информацию, размещенную в в информационно-телекоммуникационной сети «Интерент» по сетевому адресу https://baydiplom.com – информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 265 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 (далее Закон) данным Законом регулируются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, правовое регулирование которых основывается на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
Регулируемые данным Законом общественные отношения, связанные с ограничением и запрещением доступа к информации в силу взаимосвязанных положений п.п. 17, 18 ст. 2, ч. 1, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 6 ст. 10, ст. 15.1 Закона, как не основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, предполагающие реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к лицам, обладающим, производящим, распространяющим (в том числе, владельцам сайтов), ищущим и получающим информацию, а равно содействующим им в этом (в том числе, провайдерам хостингов и оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») являются объектом регулирования публичных правоотношений, в связи с чем вопрос о признании информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
Согласно части 5 статьи 15 указанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу части 6 статьи 10 данного Федерального закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно частям 3 и 4 ст.60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации.
Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня: основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании); среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании) (ч.6 ст.60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра); высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки) (ч.7 ст.60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Согласно ч.8 ст.60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.
За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается (ч.16 ст.60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а также за использование заведомо подложного документа.
Статьей 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за подделку документа, подтверждающего наличие у лица права или освобождения его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенного прокуратурой Беломорского района Республики Карелия мониторинга информационно-коммуникационной сети «Интернет» обнаружено доменное имя https://baydiplom.com, осуществляющее размещение информации о предложении оказания услуг по приобретению дипломов различных ВУЗов без прохождения обучения и сдачи государственных экзаменов.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о приобретении документов об образовании за плату может способствовать совершению преступлений и повлечь негативные социальные и экономические последствия, а также нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц в сфере предоставления общедоступного образования.
Согласно статье 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу статьи 15.1 указанного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 данного Федерального закона основанием для включения сведений в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На момент проверки указанный Интернет-ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен.
Информация о собственнике сайта, разработчиках, о представительствах регистратора в Российской Федерации, их контактных адресах на указанных интернет страницах отсутствуют.
С учетом того, что на указанной странице допускается размещение информации, за которую предусмотрена административная и уголовная ответственность, в силу действующего законодательства указанная информация относится к информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи с приведенными нормами действующего законодательства, установив факт нарушения норм действующего законодательства, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180,265.5,295-298 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: https://baydiplom.com, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации.
Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения URL-адреса: https://baydiplom.com в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной, подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Седлецкий
Решение в окончательной форме изготовлено 13.04.2021.