Дело № 2-1002/2015
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Спасск-Дальний 29 апреля 2015 года
Приморский край
Спасский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Сивер Н.А.,
при секретаре судебного заседания Смотровой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Потапенко О.В. на незаконные действия должностных лиц ОСП по ГО Спасск-Дальний и Спасскому муниципальному району УФСПП России по Приморскому краю,
У С Т А Н О В И Л :
Потапенко О.В. обратился в суд с указанной жалобой, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства № судебным приставом-исполнителем ОСП по городскому округу Спасск - Дальнему и Спасскому муниципальному району УФССП России по Приморскому краю Зейниевой А.Ф. было вынесено постановление о запрете на совершение регистрационных действий, прохождении технического осмотра и действий по исключению из госреестра.
Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ. объявлен запрет на совершение регистрационных действий, прохождении технического осмотра и действий по исключению из госреестра в отношении транспортного средства: <данные изъяты>, зарегистрированного за должником.
Считает, что указанное постановление не соответствует положениям Закона «Об исполнительном производстве» и подлежит отмене, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.12 Федерального закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ (далее - Закон № 118 - ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав - исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ст.13 Закона № 118 - ФЗ, судебный пристав обязан не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с положениями статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229 - ФЗ) мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом - исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом -исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Частью 3 статьи 68 Закона № 229 - ФЗ определен перечень мер принудительного исполнения, который не является закрытым (подпункт 11 ч. 3 ст. 68). В силу ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю. При этом взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество.
Судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника (часть 1 статьи 80 Закона № 229 - ФЗ).
Вместе с тем статья 4 Закона «Об исполнительном производстве» определяет принципы исполнительного производства, которыми, в том числе, являются законность и соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Исходя из названного принципа судебный пристав-исполнитель не свободен в определении размера имущества должника, в отношении которого он принимает запретительные действия, при совершении названных действий судебный пристав-исполнитель безусловно ограничен размером задолженности, указанной в исполнительных документах.
Несоблюдение указанных ограничений приводит к нарушению баланса частных интересов и интересов государства, необоснованному ущемлению прав должника, как собственника имущества. Все действия судебного пристава-исполнителя, совершенные в рамках исполнительного производства, в конечном итоге направлены на полное и своевременное исполнение исполнительного документа, в связи с чем должны быть адекватны его требованиям, поэтому при совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель обязан учитывать как принцип законности, так и принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения, а также соблюдать баланс частных и публичных интересов. При этом судебный пристав-исполнитель, налагая запрет на осуществление регистрационных действий в отношении транспортного средства, принадлежащего должнику, не обосновал применение к должнику мер принудительного исполнения в таком объеме. Таким образом, налагая запрет на осуществление регистрационных действий в отношении транспортного средства, принадлежащего должнику, не обосновав, причины указанных действий, судебным приставом-исполнителем нарушены положения статьи 4 Закона «Об исполнительном производстве».
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 14 Закона N 229-ФЗ в постановлении судебного пристава-исполнителя должны быть указаны основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Согласно положению статьи 68 Закона 229-ФЗ, мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Часть 3 указанной статьи одним из исполнительных действий предусматривает, обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги, а также иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
В п. 11 ч. 3 ст. 68 Закона 229-ФЗ указывается на возможность применения других мер, не упомянутых в данном перечне и предусмотренных федеральным законом либо исполнительным документом.
Как усматривается из оспариваемого постановления, в качестве правового обоснования в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ о запрете регистрационных действий и прохождении технического осмотра в отношении транспортного средства указаны статьи 6, 14, 68 Закона 229-ФЗ. Ссылки на федеральные законы и иные нормативные правовые акты основания принимаемого судебным приставом - исполнителем ОСП по городскому округу Спасск-Дальнему и Спасскому муниципальному району УФССП России по Приморскому краю Зейниевой А.Ф. решения отсутствуют.
Кроме того, согласно части 4 статьи 80 Закона N 229 арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования и других факторов.
Между тем, в данном случае пристав-исполнитель применил не процедуру ареста имущества, а иную меру принудительного взыскания, причем без нормативного обоснования принимаемых мер. Тогда как Закон 229-ФЗ не предусматривает в качестве отдельной меры принудительного исполнения права судебного пристава-исполнителя запретить должнику распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Также запрет на осуществление регистрационных действий в отличие от ареста имущества нарушает его права и законные интересы. В соответствии с положениями статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Ограничение прав собственника возможно лишь в исключительных случаях в порядке, установленном законом. С учетом того обстоятельства, что наложение запрета на осуществление регистрационных действий в отношении транспортных средств означает ограничение прав собственника имущества на отчуждение указанного имущества, такой запрет может применяться исключительно с учетом положений. Закона об исполнительном производстве, с обязательным соблюдением принципа соотносимости примененной меры. В противном случае права должника, как лица, участвующего в исполнительном производстве, нарушаются и подлежат защите.
Кроме того, согласно главы 4 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов(утв. Федеральной службой судебных приставов от 19 июня 2012 г. № 01-16), в случае установления места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника при отсутствии задолженности по алиментным обязательствам либо если задолженность не превышает 10 тыс. рублей судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, и постановление об окончании исполнительного производства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона.
Повесткой судебного пристава-исполнителя ОСП по городскому округу Спасск - Дальнему и Спасскому муниципальному району УФССП России по Приморскому краю Зейниевой А.Ф. он был извещен о явке ДД.ММ.ГГГГ. При явке к судебному приставу-исполнителю, им была предоставлена информация о месте работе. Какая-либо информация о наличии у него задолженности судебным приставом-исполнителем ОСП по городскому округу Спасск-Дальнему и Спасскому муниципальному району УФССП России по Приморскому краю Зейниевой А.Ф. предоставлено не было.
Таким образом, у судебного пристава - исполнителя ОСП по городскому округу Спасск-Дальнему и Спасскому муниципальному району УФССП России по Приморскому краю Зейниевой А.Ф. отсутствовали все основания вынесения ДД.ММ.ГГГГ постановление о запрете на совершение регистрационных действий, прохождении технического осмотра и действий по исключению из госреестра.
Просил суд признать постановление судебного пристава - исполнителя отдела судебных приставов по городскому округу Спасск-Дальний и Спасскому муниципальному району Зейниевой А.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ г. о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств, которым объявлен запрет на совершение регистрационных действий, прохождении технического осмотра и действий по исключению из госреестра в отношении транспортного средства: <данные изъяты>, зарегистрированного за должником, незаконным и отменить.
Заявитель извещался с помощью смс-сообщения о времени и месте рассмотрения настоящего дела, однако в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил. Суд счел возможным слушать жалобу в отсутствие заявителя.
Судебный пристав-исполнитель по городскому округу Спасск-Дальний и Спасскому муниципальному району Зейниева А.Ф. в представленном суду письменном заявлении указала, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении Потапенко О.В. ею было вынесено постановление об отмене мер о запрете регистрационных действий за подписью исполняющей обязанности старшего судебного пристава Захаровой О.В.. Просила суд в удовлетворении жалобы Потапенко О.В. отказать, и дело рассмотреть без ее участия, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть жалобу без участия сторон на основании их заявлений.
Суд, изучив материалы дела, суд считает, что жалоба не обоснована, и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В порядке ч. 1 ст. 441 ГПК РФ, ч. 1 ст. 121 ФЗ от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного судебным участком №86 по Спасскому району, о взыскании с Потапенко О.В. алиментов в размере ? доли доходов ежемесячно в пользу Потапенко О.В.. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в рамках данного исполнительногопроизводства было вынесено постановление о запрете на совершение регистрационных действий, прохождении технического осмотра и действий по исключению из госреестра.
Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ, а также в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих", суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Абзацем шестым пункта 17 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ предусмотрено, что судья не вправе прекратить производство по делу, если оспариваемое решение, действие (бездействие) уже отменено, но заявитель настаивает на рассмотрении дела по существу и устранении допущенных нарушений его прав и свобод либо препятствий к их осуществлению, поскольку в этом случае должен быть исследован вопрос о том, были ли при этом устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителя, что может быть сделано только при рассмотрении заявления по существу.
Нарушение прав и свобод заявителя, необходимость в восстановлении нарушенных прав является обязательным основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий и решений судебного пристава-исполнителя. Отсутствие указанных обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований и позволяет суду не давать оценку иным обстоятельствам дела.
Суд исходит из того, что обжалуемое постановление ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент вынесения судом настоящего решения отменено судебным приставом-исполнителем, требования заявителя разрешены во внесудебном порядке, следовательно, права заявителя восстановлены, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного у суда отсутствует возможность признания незаконным и отмены оспариваемого заявителем постановления, поскольку на момент принятия решения этого постановления не существовало (было отменено).
Запрет на совершение регистрационных действий с движимым имуществом относится к иным исполнительным действиям, направленным на побуждение должника к выполнению требований исполнительного документа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199, 254, 258, 441 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░.░.