Дело № 2-59/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров
Воронежская область 15 марта 2019 года
Бобровский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего – судьи Майорова Д.А.
при секретаре Петриевой Г.И.,
с участием
истца Кармановой Е.Д.,
представителя истцов Кармановой Е.Д., Карманова П.Д., Карманова Р.Д. – адвоката Лискина А.В., представившего удостоверение №1838 и ордер №491 от 21 февраля 2019 г.,
представителя ответчика администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области – Пановой М.В., действующей на основании доверенности от 09 января 2019 г. №1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Кармановой Е.Д., Карманова П.Д. Карманова Р.Д. к администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области об обязании предоставить благоустроенную жилую квартиру по договору социального найма,
установил:
Карманова Е.Д., Карманов П.Д. и Карманов Р.Д. обратились в суд с иском к администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области (далее - администрация городского поселения) об обязании предоставить благоустроенную жилую квартиру по договору социального найма.
В соответствии с определением Бобровского районного суда Воронежской области от 18 января 2019 г. исковое заявление было принято к производству суда (л.д. 1).
Согласно исковому заявлению, истцы являлись членами семьи военнослужащего Карманова Д.Е. В 1995 году Карманов Д.Е. уволился с военной службы и вся семья переехала на постоянное место жительства в <адрес>. В связи с увольнением Карманов Д.Е. утратил право на получение государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой программе "Жилище", так как при увольнении его военная выслуга составила менее 10 лет, а именно 8 лет 10 месяцев. Своего жилья семья не имела, поэтому они обратились с заявлением в администрацию г. Бобров Воронежской области о постановке на учёт, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением главы администрации г. Бобров Воронежской области от 10 января 1996 г. Карманов Д.Е. был поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, в составе семьи из 4 человек в льготную очередь №2 и №5. В январе 2007 г. Карманов Д.Е. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с выездом на постоянное место жительства на территорию Украины, при этом администрация г. Бобров не уведомив истцов сняла и их с вышеуказанной очереди.
Позднее Карманова Д.Е. узнала, что она и дети были ошибочно сняты с учета в январе 2007 г., в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией г. Боброва. Она обратилась в прокуратуру Бобровского района Воронежской области, с целью восстановления нарушенных прав. Согласно ответу прокуратуры Бобровского района Воронежской области истцы были восстановлены в очереди с 01 января 1996 г., а не приняты вновь в данную очередь. В письме администрации г. Бобров Воронежской области поступившем в адрес истцов, указано, что в действующем законодательстве не предусмотрено понятие льготной очереди, лицам нуждающимся в улучшении жилищных условий и указан порядковый номер 226 Кармановой Е.Д. в списке граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. За период восстановления истцов в очереди и до октября 2018 г. квартира истцам предоставлена не была.
Истцы просят суд обязать ответчика предоставить Кармановой Е.Д., Карманову П.Д., Карманову Р.Д. благоустроенную жилую квартиру по договору социального найма, отвечающую санитарным и техническим нормам.
Истцы Карманов П.Д. и Карманов Р.Д. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В своих заявлениях, поступивших в суд просят рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с занятостью на работе, исковые требования поддерживают, просят иск удовлетворить по основаниям в нём указанным (л.д. 102,103).
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объём своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по собственному усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лиц, извещённых в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Истец Карманова Е.Д. в судебном заседании иск поддержала, просила суд удовлетворить заявленные ими исковые требования по основаниям указанным в иске.
Представитель истцов адвокат Лискин А.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации городского поселения г. Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области (далее – администрация городского поседения) по доверенности Панова М.В. в судебном заседании просила суд истцам в удовлетворении заявленных исковых требований отказать по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление, так как законных оснований для удовлетворения иска не имеется (л.д. 30-31).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учётом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
В силу статьи 28 Жилищного кодекса РСФСР (далее – ЖК РСФСР), действовавшего на момент включения истцов в список учёта граждан на получение жилой площади, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что граждане, принятые на учёт до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что граждане, поставленные на учет до 01 марта 2005 г. могут быть сняты с такого учёта только по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6, части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Основания для снятия граждан с учету нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года определялись статьёй 32 ЖК РСФСР.
Согласно статье 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 и 5 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено учёт муниципального жилищного фонда, ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно статье 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях вне зависимости от их имущественного положения. При этом, предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учёт не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом, ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 ЖК РФ), наличие же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учёта не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 ЖК РФ).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (частью 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В ходе рассмотрения гражданского дела было установлено, что 1995 г. Карманов Д.Е. уволился из рядов вооруженных сил РФ, на момент увольнения его военная выслуга составила 8 лет 10 месяцев.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше Федерального закона, так и нормами ЖК РФ и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт (часть 1 статья 57 ЖК РФ).
Аналогичный подход сформулирован и в пункте 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1280 от 30 сентября 2010 г. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, при переезде на постоянное место жительства в <адрес> Карманов Д.Е. обратился в администрацию г. Боброва Воронежской области и был поставлен на учёт как нуждающийся в улучшении жилищных условий, льготный список №2 (военнослужащие, уволенные в запас по сокращению) и список №5 (многодетные семьи, преподаватели, медицинские работники, инвалиды) с 10 января 1996 г., с составом семьи состоящей из 4 человек (л.д. 16).
Заочным решением мирового судьи судебного участка № 1 Бобровского района Воронежской области от 10 сентября 2004 г. Карманов Д.Е. по иску Кирилловой А.В., был снят с регистрационного учёта по адресу: <адрес>, в связи с переездом и дальнейшим проживанием Карманова Д.Е. на территории Украины (л.д.61).
В январе 2007 г. администрацией г. Бобров Карманов Д.Е. и его семья были сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с выездом Карманова Д.Е. на другое место жительства.
30 декабря 2016 г. постановлением администрации городского поселения г. Бобров Бобровского муниципального района № 723 Карманова Е.Д., Карманов П.Д. и Карманов Р.Д. были восстановлены в очередь на улучшение жилищных условий с момента первоначальной постановки на учёт 10 января 1996 г., как ошибочно снятые с учёта (л.д. 14).
Согласно постановлению администрации городского поселения г. Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области от 27 декабря 2018 г. № 605 утверждён список учёта граждан на получение жилой площади в администрации городского поселения г. Бобров по состоянию на 01 сентября 2019 г., в котором под номером 226 указана Карманова Е.Д., составом семьи состоящей из 3 человек, дата постановки на вышеуказанный учёт значится 10 января 1996 г. (л.д. 66-75).
Согласно ответу главы администрации городского поселения г. Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области Брызгалина В.И. от 05 марта 2019 г. № 118, в период с 1996 г. по настоящее время, жилая площадь ни по льготной, ни по общей очереди никому из граждан не предоставлялась. Жилая площадь предоставлялась гражданам по программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда". Из списка учета граждан на получение жилой площади в администрации городского поселения г. Бобров исключались граждане, выбывшие за пределы муниципального образования, умершие и получившие жильё по программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" (л.д. 76).
Как ранее было указано, согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учёт.
Следовательно, предоставление жилой площади гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учёте по получению жилья производится в порядке очерёдности администрацией городского поселения г. Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области, а очередь Кармановой Е.Д., Карманова П.Д. и Карманова Р.Д., стоящих в списке под номером 226 - не наступила.
Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания в удовлетворении исковых требований Кармановой Е.Д., Карманова П.Д. и Карманова Р.Д.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать Кармановой Е.Д., Карманову П.Д., Карманову Р.Д. в удовлетворении иска к администрации городского поселения г. Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области об обязании предоставить благоустроенную жилую квартиру по договору социального найма, отвечающую санитарным и техническим нормам.
Копию решения направить лицам, участвующим в деле, не присутствовавшим в судебном заседании.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, в Воронежский областной суд, через Бобровский районный суд Воронежской области.
Председательствующий Д.А. Майоров
Мотивированное решение составлено 20 марта 2019 г.
Судья Д.А. Майоров
Дело № 2-59/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров
Воронежская область 15 марта 2019 года
Бобровский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего – судьи Майорова Д.А.
при секретаре Петриевой Г.И.,
с участием
истца Кармановой Е.Д.,
представителя истцов Кармановой Е.Д., Карманова П.Д., Карманова Р.Д. – адвоката Лискина А.В., представившего удостоверение №1838 и ордер №491 от 21 февраля 2019 г.,
представителя ответчика администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области – Пановой М.В., действующей на основании доверенности от 09 января 2019 г. №1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Кармановой Е.Д., Карманова П.Д. Карманова Р.Д. к администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области об обязании предоставить благоустроенную жилую квартиру по договору социального найма,
установил:
Карманова Е.Д., Карманов П.Д. и Карманов Р.Д. обратились в суд с иском к администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области (далее - администрация городского поселения) об обязании предоставить благоустроенную жилую квартиру по договору социального найма.
В соответствии с определением Бобровского районного суда Воронежской области от 18 января 2019 г. исковое заявление было принято к производству суда (л.д. 1).
Согласно исковому заявлению, истцы являлись членами семьи военнослужащего Карманова Д.Е. В 1995 году Карманов Д.Е. уволился с военной службы и вся семья переехала на постоянное место жительства в <адрес>. В связи с увольнением Карманов Д.Е. утратил право на получение государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой программе "Жилище", так как при увольнении его военная выслуга составила менее 10 лет, а именно 8 лет 10 месяцев. Своего жилья семья не имела, поэтому они обратились с заявлением в администрацию г. Бобров Воронежской области о постановке на учёт, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением главы администрации г. Бобров Воронежской области от 10 января 1996 г. Карманов Д.Е. был поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, в составе семьи из 4 человек в льготную очередь №2 и №5. В январе 2007 г. Карманов Д.Е. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с выездом на постоянное место жительства на территорию Украины, при этом администрация г. Бобров не уведомив истцов сняла и их с вышеуказанной очереди.
Позднее Карманова Д.Е. узнала, что она и дети были ошибочно сняты с учета в январе 2007 г., в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией г. Боброва. Она обратилась в прокуратуру Бобровского района Воронежской области, с целью восстановления нарушенных прав. Согласно ответу прокуратуры Бобровского района Воронежской области истцы были восстановлены в очереди с 01 января 1996 г., а не приняты вновь в данную очередь. В письме администрации г. Бобров Воронежской области поступившем в адрес истцов, указано, что в действующем законодательстве не предусмотрено понятие льготной очереди, лицам нуждающимся в улучшении жилищных условий и указан порядковый номер 226 Кармановой Е.Д. в списке граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. За период восстановления истцов в очереди и до октября 2018 г. квартира истцам предоставлена не была.
Истцы просят суд обязать ответчика предоставить Кармановой Е.Д., Карманову П.Д., Карманову Р.Д. благоустроенную жилую квартиру по договору социального найма, отвечающую санитарным и техническим нормам.
Истцы Карманов П.Д. и Карманов Р.Д. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В своих заявлениях, поступивших в суд просят рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с занятостью на работе, исковые требования поддерживают, просят иск удовлетворить по основаниям в нём указанным (л.д. 102,103).
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объём своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по собственному усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лиц, извещённых в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Истец Карманова Е.Д. в судебном заседании иск поддержала, просила суд удовлетворить заявленные ими исковые требования по основаниям указанным в иске.
Представитель истцов адвокат Лискин А.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации городского поселения г. Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области (далее – администрация городского поседения) по доверенности Панова М.В. в судебном заседании просила суд истцам в удовлетворении заявленных исковых требований отказать по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление, так как законных оснований для удовлетворения иска не имеется (л.д. 30-31).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учётом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
В силу статьи 28 Жилищного кодекса РСФСР (далее – ЖК РСФСР), действовавшего на момент включения истцов в список учёта граждан на получение жилой площади, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что граждане, принятые на учёт до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что граждане, поставленные на учет до 01 марта 2005 г. могут быть сняты с такого учёта только по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6, части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Основания для снятия граждан с учету нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года определялись статьёй 32 ЖК РСФСР.
Согласно статье 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 и 5 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено учёт муниципального жилищного фонда, ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно статье 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях вне зависимости от их имущественного положения. При этом, предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учёт не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом, ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 ЖК РФ), наличие же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учёта не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 ЖК РФ).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (частью 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В ходе рассмотрения гражданского дела было установлено, что 1995 г. Карманов Д.Е. уволился из рядов вооруженных сил РФ, на момент увольнения его военная выслуга составила 8 лет 10 месяцев.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше Федерального закона, так и нормами ЖК РФ и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт (часть 1 статья 57 ЖК РФ).
Аналогичный подход сформулирован и в пункте 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1280 от 30 сентября 2010 г. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, при переезде на постоянное место жительства в <адрес> Карманов Д.Е. обратился в администрацию г. Боброва Воронежской области и был поставлен на учёт как нуждающийся в улучшении жилищных условий, льготный список №2 (военнослужащие, уволенные в запас по сокращению) и список №5 (многодетные семьи, преподаватели, медицинские работники, инвалиды) с 10 января 1996 г., с составом семьи состоящей из 4 человек (л.д. 16).
Заочным решением мирового судьи судебного участка № 1 Бобровского района Воронежской области от 10 сентября 2004 г. Карманов Д.Е. по иску Кирилловой А.В., был снят с регистрационного учёта по адресу: <адрес>, в связи с переездом и дальнейшим проживанием Карманова Д.Е. на территории Украины (л.д.61).
В январе 2007 г. администрацией г. Бобров Карманов Д.Е. и его семья были сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с выездом Карманова Д.Е. на другое место жительства.
30 декабря 2016 г. постановлением администрации городского поселения г. Бобров Бобровского муниципального района № 723 Карманова Е.Д., Карманов П.Д. и Карманов Р.Д. были восстановлены в очередь на улучшение жилищных условий с момента первоначальной постановки на учёт 10 января 1996 г., как ошибочно снятые с учёта (л.д. 14).
Согласно постановлению администрации городского поселения г. Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области от 27 декабря 2018 г. № 605 утверждён список учёта граждан на получение жилой площади в администрации городского поселения г. Бобров по состоянию на 01 сентября 2019 г., в котором под номером 226 указана Карманова Е.Д., составом семьи состоящей из 3 человек, дата постановки на вышеуказанный учёт значится 10 января 1996 г. (л.д. 66-75).
Согласно ответу главы администрации городского поселения г. Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области Брызгалина В.И. от 05 марта 2019 г. № 118, в период с 1996 г. по настоящее время, жилая площадь ни по льготной, ни по общей очереди никому из граждан не предоставлялась. Жилая площадь предоставлялась гражданам по программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда". Из списка учета граждан на получение жилой площади в администрации городского поселения г. Бобров исключались граждане, выбывшие за пределы муниципального образования, умершие и получившие жильё по программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" (л.д. 76).
Как ранее было указано, согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учёт.
Следовательно, предоставление жилой площади гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учёте по получению жилья производится в порядке очерёдности администрацией городского поселения г. Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области, а очередь Кармановой Е.Д., Карманова П.Д. и Карманова Р.Д., стоящих в списке под номером 226 - не наступила.
Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания в удовлетворении исковых требований Кармановой Е.Д., Карманова П.Д. и Карманова Р.Д.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать Кармановой Е.Д., Карманову П.Д., Карманову Р.Д. в удовлетворении иска к администрации городского поселения г. Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области об обязании предоставить благоустроенную жилую квартиру по договору социального найма, отвечающую санитарным и техническим нормам.
Копию решения направить лицам, участвующим в деле, не присутствовавшим в судебном заседании.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, в Воронежский областной суд, через Бобровский районный суд Воронежской области.
Председательствующий Д.А. Майоров
Мотивированное решение составлено 20 марта 2019 г.
Судья Д.А. Майоров