Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2019 года Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Германовой С.В.,
с участием прокурора ФИО3,
при секретаре ФИО6,
при участии: представителя административного истца ФИО4, действующего на основании доверенности,
административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ГУ МВД России по <адрес> к ФИО1 о продлении срока содержания в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или реадмиссии,
установил:
ГУ МВД России по <адрес> обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
В судебном заседании представитель административного истца заявление поддержал, указав, что лицо без гражданства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., въехал на территорию Российской Федерации в 1996 году. Проживал на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Красногорским районным судом <адрес> за совершение преступления, предусмотренного пунктом «а» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении лица без гражданства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., вынесен приговор о назначении наказания в виде 5 лет лишения свободы. Отбывал наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №» УФСИН России по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение №-рн) Министерство юстиции Российской Федерации, принимая во внимание, что пребывание лица без гражданства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, а также руководствуясь ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ч. 11 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», признало пребывание (проживание) в Российской Федерации лица без гражданства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., нежелательным и обязало его покинуть территорию Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ судом <адрес> руководствуясь ст. ст. 266-269 КАС РФ лицо без гражданства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., был помещен в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> на срок до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ направлены запросы ФИО2 Республики Узбекистан для оформления свидетельства на возвращение на родину. До настоящего времени ответ не получен. ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> вынесено решение о депортации лица без гражданства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., за пределы Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ решением Центрального районного суда <адрес> лицу без гражданства ФИО1 был продлен срок содержания в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> на срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> вынесено решение о начале процедуры реадмиссии ФИО1 в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о реадмисии от ДД.ММ.ГГГГ. Материалы направлены в ГУВМ МВД России. Ответ до настоящего времени не получен. ДД.ММ.ГГГГ из Консульства Республики Узбекистан в РФ получен отказ в оформлении свидетельства на возвращение в Республику Узбекистан ФИО1, так как отсутствуют сведения о приписке-выписке и документировании паспортом гражданина Республики Узбекистан.
На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», административный истец просит продлить срок содержания лица без гражданства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> (адрес дислокации: <адрес>) на срок до ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал.
Административный ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что он не является гражданином Республики Узбекистан, не имеет в Узбекистане места жительства.
Выслушав пояснения сторон, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, исследовав материалы дела, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.5 названного Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
В силу п.9 ст.31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Согласно ст. 32.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Передача иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или прием Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи.
Если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении.
В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность.
В соответствии с положениями статьи 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Судом установлено, что лицо без гражданства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., въехал на территорию Российской Федерации в 1996 году. Проживал на территории <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Красногорским районным судом <адрес> за совершение преступления, предусмотренного пунктом «а» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении лица без гражданства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., вынесен приговор о назначении наказания в виде 5 лет лишения свободы. Отбывал наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №» УФСИН России по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение №-рн) Министерство юстиции Российской Федерации, принимая во внимание, что пребывание лица без гражданства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, а также руководствуясь ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ч. 11 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», признало пребывание (проживание) в Российской Федерации лица без гражданства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., нежелательным и обязало его покинуть территорию Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ судом <адрес> руководствуясь ст. ст. 266-269 КАС РФ лицо без гражданства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., был помещен в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> на срок до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ направлены запросы ФИО2 Республики Узбекистан для оформления свидетельства на возвращение на родину. До настоящего времени ответ не получен.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> вынесено решение о депортации лица без гражданства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., за пределы Российской Федерации.
На основании решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 продлен срок содержания в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по самарской области до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> вынесено решение о начале процедуры реадмиссии ФИО1 в соответствии с соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Материалы направлены в ГУВМ МВД России. Ответ до настоящего времени не получен.
ДД.ММ.ГГГГ из Консульства Республики Узбекистан в РФ получен ответ об отказе в оформлении свидетельства на возвращение в Республику Узбекистан ФИО1, так как отсутствуют сведения о прописке-выписке и документировании паспортом гражданина Республики Узбекистан.
Распоряжение Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания в РФ от ДД.ММ.ГГГГ и решение ГУ МВД России по <адрес> о депортации от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ФИО1, до настоящего времени не обжалованы и не отменены.
Исходя из положений ст. ст. 3, 8, 9 Всеобщей декларации прав человека от ДД.ММ.ГГГГ и пункта «а» ч. 1 статьи 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами стран, в которой они проживают и статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от ДД.ММ.ГГГГ, право человека на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена возможность лишения свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Европейский Суд по правам человека в постановлениях неоднократно указывал на то, что любое лишение свободы будет оправданным только до тех пор, пока рассматривается вопрос о депортации или экстрадиции. Если такие действия не осуществляются с должной тщательностью, содержание под стражей перестает быть дозволительным. Национальные власти обязаны рассмотреть вопрос о том, является ли выдворение реальной перспективой, является ли помещение иностранного гражданина в Центр временного содержания реальной перспективой и оправданным, или продолжает оставаться таковым.
До настоящего времени депортация административного ответчика не осуществлена ввиду отсутствия «Свидетельства на возвращение», в оформлении которого было отказано, так как ФИО1 не является гражданином Республики Узбекистан.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1830-О указывал, что пункт 9 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», действующий в настоящий момент в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 232-ФЗ, предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с подпунктом «f» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Применение мер в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина и не может расцениваться как мера наказания.
Решением начальника ГУМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ начата процедура реадмиссии ФИО1 в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Материалы направлены в ГУВМ МВД России. Указанное Соглашение действительно предусматривает возможность реадмиссии лиц без гражданства, однако для этого необходимо наличие доказательств того, что: а) такое лицо незаконно прибыло на территорию государства запрашивающей стороны непосредственно с территории государства запрашиваемой стороны; б) на момент направления запроса о реадмиссии имеет законные основания для пребывания или проживания на территории запрашиваемой стороны. Между тем, административным истцом не представлено доказательств того, что административный ответчик имеет законные основания для пребывания или проживания на территории Республики Узбекистан, а также не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что административный ответчик незаконно прибыл на территорию Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что срок содержания административного ответчика в центре временного содержания составляет около шести месяцев, судом уже предоставлялся истцу срок для получения свидетельства о возвращении административного ответчика на родину и с учетом того, что утрачена реальная возможность для получения такого свидетельства, а сведений о наличии перспективы получения необходимых документов для исполнения решения о депортации или реадмиссии административным истцом не представлено, оснований для удовлетворения административного искового заявления о продлении срока содержания ФИО1 в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266-269 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ГУ МВД России по <адрес> о продлении срока содержания лица без гражданства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение десяти дней.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) С.В.Германова
Копия верна. Судья.
Решение не вступило в законную силу.
Подлинный документ подшит в деле №а-2759/2019
(63RS0№-21) и находится в производстве
Центрального районного суда <адрес>
секретарь с/з_________________/ФИО6