Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 августа 2021 года Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Багровой А.А.,
при секретаре ФИО2,
при участии:
старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3,
представителя отдела лицензионно-разрешительной работы (по <адрес>) Управления Росгвардии по <адрес> ФИО5, действующего на основании удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению заместителя прокурора г.о. Тольятти к ФИО1 о прекращении разрешения на оружие недействительным,
установил:
заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с административным иском к ФИО1 о прекращении разрешения на оружие недействительным.
В обоснование административного иска указано, что Прокуратурой <адрес> при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» участниками гражданских правоотношений, выявлен факт незаконного получения административным ответчиком лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему, при наличии у него хронического заболевания, являющегося противопоказанием к получению такой лицензии и при предоставлении им заведомо неверных сведений при получении лицензии.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО4 административные исковые требования поддержала, просила прекратить действие права на приобретение, хранение (хранение и ношение) оружия у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес> путем аннулирования разрешения серии РОХа № выдано ОЛРР (по <адрес>, Тольятти и <адрес>) Управления Росгвардии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно, причины неявки не сообщил. Административному ответчику по адресу регистрации было направлено судебное извещение, которое вернулось в суд с отметкой за истечением срока хранения. Ранее направленные административному ответчику судебные извещения также возвращались в суд с отметкой за истечением срока хранения.
В соответствии со ст. 98 КАС РФ судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.
В силу ч. 1 ст. 99 КАС РФ судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки.
Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 62 КАС РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Таким образом, применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 221, и ч. 2 ст. 100 КАС РФ Российской Федерации, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Доказательств, что административный ответчик не получил почтовое извещение по уважительной причине, а также доказательств, что на момент рассмотрения дела, административный ответчик проживал по иному адресу суду не представлено.
Таким образом, судом надлежащим образом исполнена обязанность по извещению ответчика о наличии спора в суде и о дате судебного заседания, административный ответчик добровольно отказался от реализации своих процессуальных прав, не получив своевременно почтовое отправление разряда "Судебное".
В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Представитель заинтересованного лица отдела лицензионно-разрешительной работы (по <адрес>) Управления Росгвардии по <адрес> ФИО5 в судебном заседании требования прокурора поддержал.
Представитель заинтересованного лица ГБУЗ СО «Тольяттинский наркологический диспансер» в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, письменно просит рассмотреть дело в его отсутствие, возражений не имеет.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 9 ФЗ № 150-ФЗ от 13.12.1996г. «Об оружии»
приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. К указанному заявлению среди прочих документов прилагается выписка из протокола врачебной комиссии из учреждения здравоохранения о том, что лицензируемое лицо не имеет заболеваний, препятствующих получению такой лицензии.
Из материалов дела следует, что ФИО1 выдано разрешение серии РОХа № выдано ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения проверки установлено, что ФИО1 состоит на диспансерном учете в ГБУЗ СО «Тольяттинский наркологический диспансер» с ДД.ММ.ГГГГ, с диагнозом: «Синдром зависимости от алкоголя», что также подтверждается выпиской из протокола ВК № от ДД.ММ.ГГГГ, представленная в материалы дела.
Таким образом, ФИО1, предоставил в орган, выдающий лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, заведомо неверные сведения о состоянии своего здоровья. В соответствии со ст. 9 Федерального закона №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об оружии» одним из оснований для отказа в выдаче лицензии является предоставление заявителем неверных сведений.
Из представленных суду медицинских документов следует, что заключение врачебной комиссии о снятии ФИО1 с диспансерного учета в материалах дела отсутствует.
В соответствии с п. 9 ст. 13 ФЗ № 150-ФЗ лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, состоящим на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.
Указанная норма дублируется в п.п. «б» п. 24 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Согласно ст. 26 ФЗ «Об оружии» лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение в случае:
1) вынесения судебного решения о лишении гражданина соответствующего специального права, об аннулировании лицензии и (или) разрешения;
2) возникновения предусмотренных настоящим Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения.
Наличие заболевания ответчика не позволяло ему получить лицензию на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Таким образом, до выздоровления ФИО1 и снятия его с диспансерного наблюдения в ГБУЗ СО «Тольяттинский наркологический диспансер» его право на приобретение оружия, право на хранение или хранение и ношение оружия должно быть прекращено, а разрешение на хранение (хранение и ношение) оружия аннулировано.
При этом, в случае выздоровления ФИО1 до окончания срока действия разрешения на хранение оружия, он в силу требований ст. 26 ФЗ «Об оружии» вправе повторно обратиться с заявлением о получении такого разрешения в случае стойкой (пятилетней) ремиссии имеющегося у ответчика заболевания, являющегося препятствием к обладанию правом на приобретение, хранение и ношение оружия.
Согласно подпункта 29 Приложения № Приказа Министерства Здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ № к медицинским противопоказаниям в дополнение к общим медицинским противопоказаниям относятся хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в органах и учреждениях здравоохранения РФ с 01.01.1999г. применяется Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра (МКБ-Х).
Наркологические заболевания включены в блок «Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ» класса V данной классификации и изложены в новых формулировках.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. ФИО1, незаконно пользуется правом приобретения оружия, правом на хранение (хранение и ношение) оружия, то есть осуществляет деятельность, которая создает угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
При таких обстоятельствах, административный ответчик ФИО1, незаконно пользуется правом приобретение оружия, правом на хранение (хранение и ношение) оружия, чем создается реальная угроза для неопределенного круга лиц - граждан и затрагиваются интересы государства — Российской Федерации в области регулирования оборота оружия и боеприпасов, с учетом имеющегося у административного ответчика заболевания являются основанием для прекращения действия права на приобретение, хранение (хранение и ношение) оружия у ФИО1
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу.
Сохранение за ФИО1 права на приобретение, хранение (хранение и ношение) оружия создает реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, что является недопустимым.
Таким образом, с учетом наличия у административного ответчика медицинских противопоказаний к приобретению, хранению оружия, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором <адрес> требований о прекращении действия права на приобретение, хранение оружия. Кроме того, прекращение названного права ответчика не противоречит действующему законодательству, согласуется с положениями ст. 55 Конституции РФ, предусматривающей возможность ограничения прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.14, 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ № ░░░░░░ ░░░░ (░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░ <░░░░░>) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░. <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░