51RS0020-02-2019-000259-89 Дело № 2-2/259/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гаджиево 8 ноября 2019 года.
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего: судьи Птицы Б.Б.
при секретаре: Вороновой А.В.
с участием
представителя истца Переборы Е.А.
представителей ответчика Горячевой Е.А., Дегтяревой Е.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лебедя Ю. А. к Администрации ЗАТО Александровск о понуждении выполнить комплексные кадастровые работы,
У С Т А Н О В И Л:
Лебедь Ю.А. обратился в Полярный районный суд Мурманской области с иском к Администрации ЗАТО Александровск о понуждении выполнить комплексные кадастровые работы.
В обоснование заявленного иска указав, что Лебедь Ю.А. является собственником недвижимости – части здания, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №. Вторая часть здания, с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Собственником всего земельного участка является Российская Федерация. Управлением Россреестра по Мурманской области, в адрес Лебедя Ю.А. вынесено предписание о необходимости оформления прав на земельный участок, на котором находится здание.
Земельный участок с кадастровым номером № является ограниченным в обороте и передача части его Лебедю Ю.А., в размере необходимом для использования принадлежащей ему недвижимости, возможна только в порядке аренды.
Межрегиональным территориальным управлением Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия предложено провести кадастровые работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером №, для последующего заключения договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора.
Истец полагает данное предложение незаконным и необоснованным.
В силу действующего законодательства, заказчиком комплексных кадастровых работ является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа. Финансирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета.
Отсутствие сведений о границах земельного участка с кадастровым номером № в Едином реестре прав на недвижимое имущество, препятствует Лебедю Ю.А. произвести работы по кадастровому учету части земельного участка находящейся под частью здания, принадлежащего истцу.
Обратившись к Администрации ЗАТ О Александровск с заявлением о проведении комплексных кадастровых работ, он фактически получил отказ. Просит суд, обязать ответчика выполнить комплексные кадастровые работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером № в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме. При этом, уточнил просительную часть требований и просил обязать ответчика выполнить комплексные кадастровые работы на кадастровом квартале в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Представители ответчика с заявленными требованиями не согласились и пояснили, что Администрация ЗАТО Александровск не является собственником земельного участка. Нормы действующего законодательства не предусматривают обязанности органов местного самоуправления, за счет бюджетных средств, выполнять работы по уточнению местоположения границ земельного участка, находящегося в собственности РФ в целях удовлетворения потребностей физического лица при совершении сделки купли-продажи части недвижимости.
Представители Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Мурманской области, Межрегионального территориальное управлением Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, ФГКУ «Северо-Западное ТУИО», участвующие в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не прибыли, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Представили отзывы на исковое заявление, в которых просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, Лебедь Ю.А. является собственником недвижимости – части здания, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №. Вторая часть здания, с кадастровым номером 51:21:0020103:1700 принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Собственником всего земельного участка является Российская Федерация.
Согласно сведениям Федеральной государственной информационной системе Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) Лебедю Ю.А. принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества:
- помещение (к.н. №), назначение: нежилое помещение, площадью (...) кв.м., этаж: подвал, №, расположенный по адресу: <адрес>, на основании заочного решения Полярного районного суда Мурманской области от 18 мая 2017 года, решение вступило в законную силу 25 июля 2017 года. Запись регистрации от 17 августа 2017 года.
Переход права от гражданина к другим лицам на указанный объект недвижимого имущества не зарегистрирован, следовательно, право собственности гражданина является действующим.
Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно ст. 26 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
ЕГРН содержит сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Сведения о государственной регистрации в соответствии со статьями 25, 26 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» какого-либо права пользования гражданином земельным участком с кадастровым №. № декларированной площадью (...) кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в ЕГРН отсутствуют.
По сведениям ЕГРН, границы земельного не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации на основании п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61 - ФЗ «Об обороне».
В соответствии с ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исключительность такого права означает, что никто кроме собственника здания, сооружения, не имеет права на приобретение земельного участка, занятого соответствующим зданием или сооружением.
Согласно ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Согласно п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 28 Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, истец не лишен права самостоятельно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении, а соответственно и выполнить весь комплекс кадастровых работ.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из Письма Росреестра от 29.10.2015 № 19-исх/15537-СМ/15 следует, что формирование земельного участка - это комплекс организационных действий и работ, направленных на индивидуализацию земельного участка как объекта гражданских прав, в том числе подготовка документов, содержащих необходимые сведения о земельном участке для осуществления государственного кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с п.п. 4 п. 1 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, истец не лишен исключительного права на оформление спорного земельного участка в аренду.
Утверждения представителя истца и ссылку на ст. 42.2 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», что именно на уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района возложена обязанность по проведению комплексных кадастровых работ, суд считает несостоятельной и основанной на неправильном толковании подлежащих применению норм права. Поскольку данной Главой предусмотрено и регламентировано осуществление комплексных кадастровых работ, а также установление правовых механизмов направленных на реализацию мероприятий по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости установленных в соответствии с требованиями законодательства сведений о границах земельных участков и местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что решение об обязании уполномоченного органа местного самоуправления совершить действия, возможно только в случае, если орган противоправно уклоняется от совершения возложенных на него законом обязанностей. Сведений об уклонении Администрации ЗАТО Александровск или нарушении действующего законодательства, материалы дела не содержат не представлены они и входе судебного заседания.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности на Администрацию ЗАТО Александровск выполнить комплексные кадастровые работы на кадастровом квартале.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Лебедя Ю. А. к Администрации ЗАТО Александровск о понуждении выполнить комплексные кадастровые работы, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме.
Председательствующий: Б.Б.Птица
Решение в окончательной форме изготовлено 8 ноября 2019 года.