Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-790/2018 ~ М-897/2018 от 10.08.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 сентября 2018 года                                                           г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи                                   Старниковой Ю.Ю.,

при секретаре                                                                      Бурда Н.Н.,

с участием истца

помощника прокурора Братского района Петакчян А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-790/2018 по иску прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к Садоводческому некоммерческому товариществу «Локомотив» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Садоводческому некоммерческому товариществу «Локомотив» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка по информации Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Братску и Братскому району о соблюдении садоводческими некоммерческими товариществами требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что на территории СНТ «Локомотив» отсутствует наружное противопожарное водоснабжение.

               В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

    В силу ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», здания и сооружения, а также территории организаций должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

В соответствии со ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров).

      Согласно п. 16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 (далее – Правила), на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Согласно п.55 Правил, руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц, СНТ «Локомотив» зарегистрировано 10.02.1995.

До 01.01.2013 действовал СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

Пунктом 2.13 указанного выше СНиП предусмотрено, что расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) жилых и общественных зданий для расчета соединительных и распределительных линий водопроводной сети, а также водопроводной сети внутри микрорайона или квартала следует принимать для здания, требующего наибольшего расхода воды, по табл. 6. Пунктом 9.9 предусмотрено, что емкости и их оборудование должны быть защищены от замерзания воды.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 №635/14 утвержден свод правил «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (далее по тексту – СП 31.13330.2012) и введен в действие с 01.01.2013 в СП 31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 08.04.2015 №260/пр утверждено изменение №1 к СП 31.13330.2012 СНиП 2.04.02-84, которое введено в действие с 30.04.2015.

Настоящий свод правил устанавливает обязательные требования, которые должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства.

Пунктом 5.10 указанного выше свода предусмотрено, что вопросы обеспечения пожарной безопасности, требования к источникам пожарного водоснабжения, расчетные расходы воды на пожаротушение объектов, расчетное количество одновременных пожаров, минимальные свободные напоры в наружных сетях водопроводов, расстановку пожарных гидрантов на сети, категорию зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности следует принимать согласно Федеральному закону от 22.07.2008 №123-ФЗ, а также СП 5.13130, СП 8.13130, СП 10.13130.

Приказом МЧС России от 25.03.2009 №178 утвержден свод правил «Системы противопожарной защиты «Источники наружного противопожарного водоснабжения» (далее по тексту – СП 8.13130.2009), который разработан в соответствии со ст.ст.68, 99 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». СП 8.13130.2009 является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории организаций.

В соответствии с п.4.1 указанного выше свода правил, наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Примечанием к п.4.1 установлено, что допускается осуществлять наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) с учетом требований пп. 9.1-9.9, а также рек, минимальный дебит которых обеспечивает расчетный расход воды на пожаротушение, с устройством пожарных подъездов или приемных колодцев, для населенных пунктов с числом жителей до 5 тыс. чел.

В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства, на территории СНТ «Локомотив» до настоящего времени не имеется системы наружного пожарного водоснабжения, обеспечивающей требуемый расход воды на нужды в любое время года.

Вышеперечисленные нарушения установлены внеплановой проверкой, проведенной Отделом ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району 28.06.2017 г., в связи с чем внесено предписание председателю СНТ «Локомотив» по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Однако, проведенная проверка показала, что выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности СНТ «Локомотив» не устранены, носят длящийся характер и продолжают иметь место в настоящее время. В свою очередь, наличие установленных проверкой нарушений ставит под угрозу жизнь и здоровье пребывающих в товариществе людей и создает возможность наступления в будущем вредоносного результата и нежелательных последствий для неопределенного круга лиц.

            Просил суд обязать СНТ «Локомотив» в срок до 01.06.2019:

- устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности путем обеспечения садоводческого некоммерческого товарищества «Локомотив» в любое время года источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности.

В судебном заседании помощник прокурора Братского района Петакчян А.Г., действующая на основании прав по должности, исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика, председатель СНТ «Локомотив», Уразбахт Г.Г., действующий на основании прав по должности, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении в адрес суда просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора Братского района о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности признал.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, надлежаще извещенное о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела в судебное заседание своего представителя не направило.

Выслушав помощника прокурора Братского района Петакчян А.Г., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).

        В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

    Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что в обязанности руководителей организаций входит, в том числе, соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны; разработка и осуществление мер пожарной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В пункте 15 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" дано определение объекту защиты – это продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», здания и сооружения, а также территории организаций должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

В силу ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", к источникам наружного противопожарного водоснабжения, которые должны быть на территориях поселений и городских округов, относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.

Кроме того, в соответствии со статьями 68 и 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), разработан СП 8.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178), согласно п. 9.17 которого емкости и их оборудование должны быть защищены от замерзания воды. Допускается предусматривать подогрев воды в пожарных резервуарах с помощью водяных или паровых нагревательных приборов, подключенных к системам центрального отопления зданий, а также с помощью электрических водонагревателей и греющих кабелей.

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 утверждены «Правила противопожарного режима в Российской Федерации».

Пунктом 16 указанных Правил противопожарного режима в Российской Федерации установлено, что на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Как усматривается из материалов дела, помощником прокурора Братского района Петреневой Е.Ю. в период с 13.07.2018 по 06.08.2018 проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в отношении Садоводческого некоммерческого товарищества «Локомотив». В ходе проверки установлено, что на территории СНТ отсутствует система наружного пожарного водоснабжения, обеспечивающая требуемый расход воды на нужды пожаротушения в течение всего года.

Согласно копии акта внеплановой выездной проверки Садоводческого некоммерческого товарищества «Локомотив» от 03.07.2017, проведенной Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Братску и Братскому району в период времени с 28.06.2017 по 03.07.2017, в ходе проведения проверки установлено, что вопреки требованиям положений ст.ст. 62, 63, 68, 90 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-ФЗ от 22.07.2008, п.80 ППР, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, п.п. 2.11, 2.12, 2.24, 9.9, 9.28, 9.29 СНиП 2.04.02-84* не осуществляются мероприятия по обеспечению СНТ «Локомотив» источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно: емкости с запасом воды, предназначенные для нужд пожаротушения, не защищены от замерзания воды.

По результатам проведенной проверки на основании положений Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» 03.07.2017 председателю СНТ «Локомотив» Уразбахт Г.Г. выдано предписание, которым установлен срок для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности до 04.06.2018.

Согласно ответу ВрИО начальника ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району Зариповой Ф.В. исх. №2-9-60-983 от 17.07.2018 на запрос и.о. заместителя прокурора Братского района имеется необходимость в обеспечении СНТ «Локомотив» источником наружного противопожарного водоснабжения в зимний период времени.

Суду также представлена копия государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №750200371, согласно которому садоводческому товариществу «Локомотив» администрацией Братского района постановлением от 30.10.96 за №618 главы администрации Братского района предоставлено 41,12 га земель, в том числе в коллективную совместную собственность 41,12 га в границах, указанных на чертеже, для коллективного садоводства. Указанный Государственный акт зарегистрирован в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за №553.

В соответствии с п.п. 3 - 5 копии Устава Садоводческого некоммерческого товарищества «Локомотив» товарищество создано в целях реализации членами Товарищества своих прав на получение садовых и дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав. Членами товарищества являются физические лица, граждане Российской Федерации. Товарищество имеет статус юридического лица.

Согласно Выписке из единого государственного реестра юридических лиц Садоводческое некоммерческое товарищество «Локомотив» является действующим юридическим лицом, поставлено на учет с присвоением ОГРН 1023802312984 06.10.2002. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является председатель Уразбахт Гаяз Гаязович.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что до настоящего времени нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, проведенной Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Братску и Братскому району в период времени с 28.06.2017 по 03.07.2017 года (акт внеплановой выездной проверки Садоводческого некоммерческого товарищества «Локомотив» от 03.07.2017) не устранены. Невыполнение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью людей, в том числе пребывающих на территории СНТ «Локомотив», в случае возникновения пожара.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Братского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Садоводческому некоммерческому товариществу «Локомотив» о понуждении к устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности путем обеспечения садоводческого некоммерческого товарищества в любое время года источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, затратность проведения установленных судом мероприятий, находит возможным установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей, указанный прокурором – до 01.06.2019 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е ШИ Л:

Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Садоводческому некоммерческому товариществу «Локомотив», удовлетворить.

Обязать Садоводческое некоммерческое товарищество «Локомотив» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности путем обеспечения Садоводческого некоммерческого товарищества «Локомотив» в любое время года источниками наружного противопожарного водоснабжения, в срок не позднее 01 июня 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                Ю.Ю. Старникова

2-790/2018 ~ М-897/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Братского района
Ответчики
СНТ "Локомотив"
Другие
МЧС по Иркутской области
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Старникова Юлия Юрьевна
Дело на сайте суда
bratski--irk.sudrf.ru
10.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2018Передача материалов судье
15.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2018Судебное заседание
07.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2018Дело оформлено
02.11.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее