Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4165/2013 ~ М-3901/2013 от 21.11.2013

                                     дело № 2-4165/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2013 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи    Цветковой О.С.,

при секретаре            Ершовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симонова К.В. к Департаменту Смоленской области по культуре и туризму о сохранении нежилого помещения в реконструированном состоянии и признании права собственности на него,

УСТАНОВИЛ:

Симонов К.В. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по культуре и туризму о сохранении нежилого строения, <данные изъяты>, в реконструированном состоянии и признании права собственности на него. В обоснование иска сослался на то, что является собственником данного объекта недвижимости по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в котором прежним собственником произведены работы по его реконструкции, которые не нарушили конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности несущих конструкций здания, не представляют угрозу жизни и здоровью граждан. Объект распложен на принадлежащим ему (истцу) на праве собственности земельном участке и является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой». Распоряжением заместителя начальника Департамента Смоленской области по культуре и туризму от ДД.ММ.ГГГГ разрешено проведение работ по сохранению данного объекта в виде проведения согласно проектной документации реставрационных работ и приспособлению объекта под офисно-административное здание. Вместе с тем, при обращении прежнего собственника к ответчику о выдаче разрешения на строительство было отказано. В результате проведенных работ по реконструкции здания изменилась его этажность, которая стала составлять 5 этажей (подвал, цокольный этаж, два надземных этажа и мансарда), увеличилась площадь здания с <данные изъяты> кв.м до <данные изъяты> кв.м. Имеются положительные строительно-техническое заключение, а также экспертное заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности.

Просит суд сохранить нежилое здание - <данные изъяты>, на земельном участке <данные изъяты>, в реконструированном состоянии и признать за ним (истцом) право собственности на данное нежилое строение.

В судебное заседание истец не явился, обеспечил явку своего представителя Акименко О.М., которая исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям, пояснила, что до реконструкции здание находилось в полуразрушенном состоянии, истец приобрел уже самовольно реконструированное прежним владельцем здание, площадь которого в документах указана до реконструкции, за границы участка реконструированный объект не вышел, визуально мало отличим от прежнего облика, несмотря на изменение этажности. Просила иск удовлетворить.

Ответчик Департамент Смоленской области по культуре и туризму в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, возражений по заявленным требованиям не представлено.

Привлеченная судом в качестве соответчика Администрация города Смоленска, извещенная надлежаще, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не заявляла.

Третье лицо Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, извещенное надлежаще, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просило.

В соответствии с ч.ч.3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8,12 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, - путем признания права.

В силу п.2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно п.1 ст. 164 ГК РФ сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации.

В судебном заседании установлено, что Симонов К.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ купил у С. нежилое строение, <данные изъяты>, а также земельный участок, занимаемый данным нежилым строением, <данные изъяты> произведя оплату по данному договору.

За Симоновым К.В. на основании указанного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано прав собственности на указанные нежилое строение и земельный участок, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании решения Смоленской областной Думы от 28.02.1995 № 24 «О сохранении культурного наследия Смоленской области» объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой» по адресу: <адрес> находится на государственной охране.

В отношении данного объекта культурного наследия ДД.ММ.ГГГГ С., использовавшим объект на праве собственности, выдал охранное обязательство Департаменту Смоленской области по культуре и туризму, в соответствии с которым обязался использовать объект под цели, обеспечивающие сохранность памятника, обеспечивать режим его содержания, также проводить ремонтно-реставрационные работы и др.

Эти обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя истца, а также письменными материалами дела (копиями): договора купли-продажи недвижимого имущества (л.д.66); кадастрового паспорта земельного участка (л.д.67-68), свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 60-65), охранного обязательства.

Из материалов дела следует, что прежним владельцем спорного объекта недвижимости были произведены работы по его реконструкции, перед началом которых изготовлен проект проведения работ по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» под офисно-административное здание по адресу: <адрес>, который прошел государственную историко-культурную экспертизу, по результатам которой Департаментом Смоленской области по культуре и туризму выдано разрешение от ДД.ММ.ГГГГ, а также от ДД.ММ.ГГГГ на проведение работ по сохранению указанного объекта культурного наследия.

Согласно техническому заключению ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ здание состоит из двух разноуровневых частей. Западная часть здания подлежала полной разборке и возведению нового железобетонного монолитного фундамента с воссозданием кирпичной кладки из красного керамического кирпича толщиной 650 мм. В восточной части здания под сохраняемые стены подводились новые железобетонные монолистные фундаменты с последующей вертикальной обмазочной и обклеенной гидроизоляцией. На уровне первоначальных деревянных перекрытий устроены железобетонные. Смонтированы внутренние лестничные марши для связи всех помещений здания в единую структуру. Все узлы лестничных систем и перекрытий отражены в проектной документации. Воссоздана стропильная система из пиломатериала хвойных пород, опирающаяся на наружные и внутренние стены с дополнительной опорой на внутренние колонны. Кровля выполнена из металлических листов (фальцевая) зеленого цвета, утеплена минплитой. Мансардное помещение соответствует СНиП для его эксплуатации. По периметру здания в оконных проемах установлены стеклопакеты. В здании установлена пожарная и охранная сигнализации. По результатам обследования установлено, что общее техническое состояние несущих строительных конструкций офисно-административного здания оценивается в настоящее время как работоспособное. В несущих строительных конструкциях повреждений и деформаций не обнаружено. Планированные решения не противоречат нормам СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», противопожарным и санитарным нормам и правилам, не представляют угрозы жизни или здоровью граждан и не нарушают права и интересы третьих лиц (л.д.75-77).

Согласно экспертному заключению ООО «<данные изъяты>» общественно-административное здание по <адрес> соответствует требованиям пожарной безопасности (л.д.78 -90).

Согласно справке ООО «БИНОМ» от ДД.ММ.ГГГГ здание по <адрес> реконструировано в ДД.ММ.ГГГГ, согласно данным инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ здание имеет площадь <данные изъяты> (л.д.98).

Согласно выпискам из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ за Симоновым К.В. на праве собственности зарегистрировано нежилое строение общей площадью <данные изъяты>, этажность – 2, по адресу: <адрес>, а также земельный участок <данные изъяты> по указанному адресу, земли населенных пунктов, под объектом недвижимости – нежилым строением (л.д.91,92).

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ прежнему владельцу объекта С. в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта отказано по причине отсутствия необходимых документов.

Разрешая вопрос об обоснованности заявленных требований, суд исходит из следующего. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Согласно ст. 6 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Законодательством о градостроительной деятельности регулируются отношения, в том числе, по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (ч.1 ст. 4 ГрК РФ).

Согласно п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п.5 ч.5 ст. 51 ГрК РФ предусмотрена выдача разрешения на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, - исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 29.06.2012 № 401, органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, является Департамент Смоленской области по культуре и туризму.

Как следует из вышеприведенных доказательств, а также выводов экспертных заключений, произведенная в спорном объекте в спорном объекте произведена самовольная реконструкция, в отсутствие необходимого для таких работ случаев разрешения уполномоченного органа. Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, проведенная прежним владельцем реконструкция объекта соответствует проектной документации, прошедшей до начала работ государственную историко-культурную экспертизу, по результатам которой выдано разрешение на проведение работ по реконструкции, при этом проведенные работы фактически обеспечили сохранение объекта культурного наследия, находившегося до их проведения в разрушающемся состоянии, что указывает на то, что проведенные работы полностью соответствуют целям сохранения объекта культурного наследия, которые закреплены законодательно. Реконструированный объект соответствует требованиям СНиП, а также пожарной безопасности, не нарушает права и интересы третьих лиц, не создает угрозы жизни и здоровью граждан, в связи с чем спорный объект может быть сохранен в реконструированном состоянии, а право собственности на него подлежит признанию за истцом.

Руководствуясь ст.ст.194–198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Симонова К.В. удовлетворить.

Сохранить объект недвижимости - <данные изъяты>, на земельном участке <данные изъяты>, в реконструированном состоянии.

Признать за Симоновым К.В. право собственности на объект недвижимости - <данные изъяты>, на земельном участке <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.

Судья                        О.С. Цветкова

В мотивированной форме решение изготовлено 17.12.2013.

2-4165/2013 ~ М-3901/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Симонов Константин Владимирович
Ответчики
Департамент Смоленской области по Культуре и Туризму
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленска
Судья
Цветкова О.С.
Дело на сайте суда
prom--sml.sudrf.ru
21.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2013Передача материалов судье
26.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2013Судебное заседание
17.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2014Дело оформлено
10.02.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее