№ 2-6106/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
*** г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Исаченко М.В.,
При секретаре Терзи Д.Л.,
С участием помощника прокурора г. Благовещенска - Потаповой Е.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Благовещенска в интересах Данченко Натальи Григорьевны к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Благовещенска, действующий в интересах Данченко Натальи Григорьевны, обратился в Благовещенский городской суд с исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании бездействия в части не обеспечения средствами реабилитации - световыми и вибрационными сигнализаторами звука, обязании обеспечить инвалида соответствующими средствами реабилитации, в обоснование которого указал, что в прокуратуру г. Благовещенска обратилась Данченко Н.Г., являющаяся инвалидом детства 2 группы, с жалобой на бездействие Министерства социальной защиты населения Амурской области в части непредоставления ей технических средств реабилитации: световых и вибрационных сигнализаторов звука, телевизора с телетекстом. Согласно индивидуальной программе реабилитации Данченко Н.Г. нуждается в технических средствах реабилитации: световых и вибрационных сигнализаторах звука. Согласно ст. 11 Федерального закона от *** ***-Ф «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно правовых форм собственности. В соответствии со ст. 11.1 данного Федерального закона технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями. С *** полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов возложены на Министерство социальной защиты населения Амурской области. Однако до настоящего времени Данченко Н.Г. средствами реабилитации не обеспечена, что и послужило основанием для обращения с заявлением в прокуратуру г. Благовещенска. На основании изложенного, прокурор г. Благовещенска просил удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель прокуратуры настаивала на заявленных прокурором г. Благовещенска исковых требованиях, доводах искового заявления, в дополнение пояснила, что до настоящего времени ответчиком в добровольном порядке не исполнены возложенные на него обязательства по обеспечению средствами реабилитации инвалида, Министерство социальной защиты Амурской области бездействует.
Будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились: истец, представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Амурской области, представители третьих лиц - ГУ Амурское Региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Правительства Амурской области, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц, в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Правовая позиция Министерства социальной защиты населения Амурской области изложена в письменном отзыве от ***, согласно которому Министерство социальной защиты населения Амурской области не согласно с исковыми требованиями прокурора г. Благовещенска, в обоснование возражений указывает, что бездействием в силу законодательства РФ признаётся непринятие мер для исполнения возложенных на государственный орган задач и функций. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется министерством с *** в связи с передачей государственных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Указанные полномочия были переданы соглашением «между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Амурской области о передаче Правительству Амурской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от *** ***-р. В силу пункта 1.1. части 1 статьи 2 соглашения следует, что предоставление технических средств реабилитации инвалидам осуществляется в порядке определяемом Правительством Амурской области. В соответствии с указанным пунктом соглашения, нормы порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации должны распространять своё действие как на вновь обратившихся за техническими средствами инвалидов, так и на инвалидов, подавших заявления на обеспечение техническими средствами реабилитации в Государственное учреждение - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Таким образом, для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации необходимо было разработать Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и осуществить закуп технических средств реабилитации в соответствии с условиями Федерального закона от *** N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который устанавливает определённые сроки для конкурсных процедур. После утверждения *** Правительством РФ соглашения министерство приступило к разработке порядков, регламентирующих механизм предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг, предусмотренных соглашением. Министерством в конце *** года было разработано 8 порядков, в том числе и Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Указанный Порядок проходил юридическую экспертизу в Аппарате губернатора Амурской области и Правительства Амурской области, а также был направлен последним в Прокуратуру Амурской области для проверки его на соответствие действующему законодательству. Из прокуратуры Амурской области письмом от *** ***, адресованным в Аппарат губернатора Амурской области и Правительства Амурской области было предписано устранить ряд замечаний в Порядке. После устранения замечаний Прокуратуры Амурской области Порядок был утверждён постановлением Правительства Амурской области от *** N 257. Без указанного Порядка министерство не имело право предоставлять меры социальной поддержки и социальные услуги, предусмотренные соглашением. Однако в целях защиты прав инвалидов министром социальной защиты населения области после поступления в *** года субвенций из федерального бюджета для исполнения переданных в соответствии с соглашением государственных полномочий, было принято решение о закупе средств технической реабилитации для инвалидов в соответствии с нормами закона № 94-ФЗ путём заключения договоров и государственных контрактов. Договор без проведения конкурсных процедур в силу норм закона № 94-ФЗ может быть заключён на закуп одноимённых товаров в квартал на сумму не более *** рублей. С учётом указанной нормы Закона № 94-ФЗ министерством в *** года был заключён договор на сумму *** рубля на оказание услуг по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов ортопедической обувью (договор *** от ***). Во втором *** года был заключён договор на услуги по изготовлению протезами нижних конечностей (в том числе чехлами) на сумму *** рубле (договор *** от ***), договор на поставку тростей опорных, костылей на сумму *** (договор *** от ***) и договор на поставку сигнализаторов звука для инвалидов на сумму 16980 рублей (договор *** от ***). Все закупленные на основании указанных договоров технические средства реабилитации относятся к группе одноимённых товаров «аппаратура медицинская». Министерством сформирована заявка на сумму *** рублей на поставку световых и вибрационных сигнализаторов звука путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Указанная заявка подана *** в Управление государственного заказа Амурской области. С победителем электронного аукциона министерством будет заключён государственный контракт в установленный Законом № 94-ФЗ срок, в рамках которого Данченко Н.Г. будет обеспечена сигнализатором звука световым и вибрационным в порядке очерёдности, сформированной по дате подачи заявления на обеспечение сигнализатором звука световым и вибрационным в соответствии с нормами Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждённого постановлением Правительства Амурской области от *** N 257. Ее номер очереди 45. В случае, если Данченко Н.Г. не желает ждать своей очереди на технические средства реабилитации, она вправе приобрести их самостоятельно и обратиться в министерство за компенсацией расходов произведенных на их приобретение. Денежные средства на выплату компенсации в министерстве имеются, и выплата компенсации производится в соответствии с нормами Порядка компенсации расходов на приобретение, ремонт или замену технических средств реабилитации, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от *** ***. Из изложенного следует, что министерство принимает все необходимые действия для исполнения норм соглашения, в том числе и для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Законодательством РФ не определён срок в течение, которого инвалиду должно быть предоставлено техническое средство реабилитации, а потому министерство сроков для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации не нарушает.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в том числе по инвалидности.
Статьями 2, 10 Федеральный закон от *** N 181-ФЗ (ред. от ***) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации ***-р от ***, в качестве технических средств реабилитации включены сигнализаторы звука световые и вибрационные, телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.
В силу положений ст. 11.1 Федеральный закон от *** N 181-ФЗ (ред. от ***) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства РФ от *** *** «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Пунктом 2 Правил установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно пунктам 4-5 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительства Амурской области, утвержденным распоряжением Правительства РФ ***-р от ***, Правительству Амурской области передана часть федеральных полномочий по обеспечению имеющих место жительства в Амурской области лиц, признанных инвалидами, в соответствии с индивидуальными программой реабилитации техническими средствами реабилитации, при этом Правительство Амурской области предоставляет инвалидам в порядке, определенном правительством Амурской области по их личным заявлениям о предоставлении технических средств реабилитации, в том числе и переданным территориальным органом Фонда социального страхования РФ.
Как следует из материалов дела, Данченко Наталья Григорьевна является инвалидом с детства, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ -2004 ***.
Из индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной ФГУ МСЭ на имя Данченко Натальи Григорьевны, усматривается, что ей установлена необходимость обеспечения техническими средствами реабилитации - световыми и вибрационными сигнализаторами звука, срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР указан - бессрочно, в качестве исполнителя по обеспечению средствами техническими средствами реабилитации указан ФСС.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается лицами, участвующими в разбирательстве дела, что Данченко Наталья Григорьевна принята на учет для получения технических средств реабилитации.
Из материалов дела усматривается, что сведения о Данченко Наталье Григорьевне как об инвалиде, нуждающемся в предоставлении вышеназванных технических средств реабилитации, были переданы ГУ АРО ФСС Министерству социальной защиты населения Амурской области во исполнение Соглашения *** от *** до ***
Постановлением Правительства Амурской области *** от *** утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Порядок).
В соответствии с п.п. 1,2,3 указанного Порядка он распространяется также на инвалидов (ветеранов), вставших на учет по обеспечению техническими средствами в территориальных отделениях Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) до ***. Обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами (изделиями) осуществляется министерством социальной защиты населения области. Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации). Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем, в том числе, предоставления соответствующего технического средства (изделия). Министерством формируется очередь на получение технического средства (изделия) по дате подачи инвалидом (ветераном) заявления о предоставлении технического средства (изделия). В порядке очередности министерство оформляет направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку (далее - направление) в трех экземплярах. Один экземпляр направления выдается на руки или высылается по почте инвалиду (ветерану), второй направляется в организацию, отобранную министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, обеспечивающую техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление), третий экземпляр подшивается в личное дело инвалида (ветерана).
Анализ приведенных норм права свидетельствует, что лицам, признанным инвалидами, гарантируется государством обеспечение средствами технической реабилитации, в том числе путем их предоставления. Поскольку обеспечение средствами технической реабилитации инвалидов способствует реализации основных направлений их реабилитации, создает необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, поэтому обеспечение их такими средствами реабилитации должно быть реальным и осуществляться в максимально короткие сроки, в противном случае инвалиды лишаются права на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Судом установлено, что Данченко Наталья Григорьевна действительно длительное время не обеспечена средствами технической реабилитации инвалидов, и с *** г. она не обеспечена указанными средствами именно Министерством социальной защиты населения Амурской области.
На основании приведенных ранее норм усматривается, что действительно Министерство социальной защиты населения Амурской области не имело возможности в отсутствие Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации осуществить закуп технических средств реабилитации в соответствии с условиями Федерального закона от *** *** - ОЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Однако, Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами и реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно - ортопедическими изделиями был утвержден Постановлением правительства Амурской области *** только ***.
Таким образом, судом установлено, что, Министерство социальной защиты населения Амурской области принимает все необходимые меры для обеспечения Данченко Н.Г. средствами технической реабилитации, следовательно, в действиях Министерства социальной защиты населения Амурской области незаконного бездействия при обеспечении Данченко Натальи Григорьевны, средствами реабилитации. Между тем, обязанность по обеспечению соответствующим средством у ответчика сохраняется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора г. Благовещенска в интересах Данченко Натальи Григорьевны к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации - удовлетворить в части.
Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области обеспечить Данченко Наталью Григорьевну техническими средствами реабилитации - световым и вибрационным сигнализаторами звука.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: М.В. Исаченко