Дело № 2а-367/2021
УИД №36RS0008-01-2021-000607-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров
Воронежская область 05 июля 2021 года
Бобровский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Павловской Н.Р.,
при секретаре судебного заседания Меренковой Л.А.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Бобровского района Воронежской области Агафоновой М.О.,
ответчика Яловского И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Яловскому Ивану Ивановичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами, возложении обязанности сдать водительское удостоверение в ОГИБДД ОМВД России по Бобровскому району Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бобровского района Воронежской области обратился в Бобровский районный суд Воронежской области с административным иском к Яловскому И.И. о прекращении действия права на управление транспортными средствами и возложении обязанности сдать водительское удостоверение (л.д.5-7).
Как следует из административного искового заявления прокуратурой Бобровского района проведена проверка исполнения Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В ходе проведенной проверки было установлено, что Яловский И.И., <дата> года рождения, согласно представленной ОГИБДД отдела МВД России по Бобровском району Воронежской области карточки операций с водительским удостоверением, <дата>. получил водительское удостоверение серия и номер <данные изъяты> категории «В», «С», сроком действия до <дата>. Одновременно установлено, что Яловский И.И. состоит на диспансерном учете у врача-нарколога БУЗ ВО «Бобровская районная больница» с 28.02.2020г. с диагнозом <данные изъяты>, достаточной ремиссии для снятия с диспансерного наблюдения нет». В нарушение требований закона Яловский И.И., страдающий заболеванием, являющимся противопоказанием к управлению транспортными средствами, обладает правом на управление транспортными средствами – источниками повышенной опасности. Внезапное обострение болезни может стать причиной нарушения правил дорожного движения, возникновения дорожно-транспортных происшествий, поэтому наличие данного права у Яловского И.И. создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Просит суд прекратить действие права на управление транспортными средствами у Яловского И.И., имеющего водительское удостоверение на право управления транспортными средствами серия и номер <данные изъяты> категории «В», «С», сроком действия до <дата>. и одновременно обязать его сдать водительское удостоверение в ОГИБДД отдела МВД России по Бобровскому району Воронежской области (л.д. 5-7).
Административный иск подан в срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, что не оспорено административным ответчиком.
Представитель административного истца помощник прокурора Бобровского района Воронежской области Агафонова М.О. в судебном заседании поддержала административное исковое заявление, просила его удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Административный ответчик Яловский И.И. в судебном заседании по существу исковые требования признал и не имел возражений против их удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица ОМВД России по Бобровскому району Воронежской области, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица БУЗ ВО «Бобровская районная больница», надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Заявлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив представленные письменные доказательства, суд считает административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Согласно абзацам 4, 5 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Как следует из положений подраздела 3 раздела I Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", право на управление транспортным средством, являющееся предметом спора по рассматриваемому делу, не отнесено к числу имущественных (гражданских) прав. Такое право не обладает оборотоспособностью, и совершение гражданско-правовых сделок в отношении него невозможно.
Регулируемые Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Прекращение действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
В силу требований части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица.
При рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 1, 2 части 9, части 11 статьи 226 КАС РФ административный истец обязан доказать нарушение его прав, свобод и законных интересов или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, действиями (бездействием) административного ответчика, соблюдение им сроков обращения в суд.
Согласно статье 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного троя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения бороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 1 и статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон) задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения Закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
Статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплено право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, которое гарантируются государством и обеспечивается путём выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Согласно абзацу девятому статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее ФЗ № 196-ФЗ), обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 28 указанного Закона, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
В силу требований статьи 23.1 Закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 25, 27 Федерального закона № 196-ФЗ, право на управление транспортным средством предоставляется гражданам, достигшим определенного возраста, после соответствующей подготовки, сдачи квалификационных экзаменов, при отсутствии медицинских противопоказаний к водительской деятельности и подтверждается водительским удостоверением.
Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604.
Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10- F16, F18, F19 (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением)) являются противопоказаниями к управлению транспортным средством.
Кроме того, при определении медицинских противопоказаний, при которых гражданину запрещается управлять транспортными средствами, применяется Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377.
Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для водителей автотранспортных средств являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Медицинскими психиатрическими противопоказаниями для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности (водители авто-мототранспортных средств), являются алкоголизм, наркомания, токсикомания.
В силу ст. 45 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О наркотических средствах и психотропных веществах" в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства в РФ устанавливаются ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, для больных наркоманией. Перечень указанных видов деятельности определяется Правительством РФ.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 377 от 28 апреля 1993 года, "наркомания" является хроническим и затяжным психическим расстройством, препятствующим управлению транспортными средствами. Лица, страдающие наркоманией, не могут осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности, в том числе управлять автомототранспортными средствами. Водители авто, мототранспортных средств, страдающие наркоманией, допускаются к управлению транспортным средством при наличии стойкой ремиссии.
В силу приведенных норм, выявление у гражданина заболевания, которое в соответствии с установленным Постановлением Правительства РФ перечнем относится к заболеваниям, при наличии которых запрещается управление транспортным средством, может служить основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Как установлено судом и следует из материалов дела Яловский И.И., <дата> года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, согласно представленной ОГИБДД отдела МВД России по Бобровском району Воронежской области карточки операций с водительским удостоверением, <дата>. получил водительское удостоверение серия и номер <данные изъяты> категории «В», «С» сроком действия до <дата> (л.д. 8).
Согласно справки врача-психиатра БУЗ ВО «Бобровская РБ» Р. №747, Яловский И.И. состоит на учете с 28.02.2020г. с диагнозом <данные изъяты> Достаточной ремиссии для снятия с диспансерного наблюдения нет (л.д. 10).
Таким образом, имеющийся у Ялловского И.И. диагноз <данные изъяты> Достаточной ремиссии для снятия с диспансерного наблюдения нет», исходя из положений статей 23.1, 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», следует расценивать как противопоказание к управлению транспортными средствами и как основание для прекращения права на управление транспортными средствами.
Обоснованность внесения в список лиц, страдающих наркологической патологией, ответчиком в установленном порядке не оспаривалась. Доказательства того, что у ответчика Яловского И.И. после лечения наступила стойкая ремиссия, и он исключен из списка лиц, страдающих наркологической патологией, в установленном законом порядке, в материалах дела отсутствуют.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Яловский И.И., в нарушение требований закона, обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в результате чего, нарушаются права граждан на безопасное движение по дорогам Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования и прекратить действие права на управление транспортными средствами у Яловского И.И., <дата> года рождения, имеющего водительское удостоверение на право управления транспортными средствами серия и номер <данные изъяты> категории «В», «С» роком действия до <дата>., обязав его сдать данное водительское удостоверение в ОГИБДД отдела МВД России по Бобровском району Воронежской области.
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты госпошлины.
Часть 1 статьи 114 КАС РФ предусматривает, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с Яловского И.И. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей (иск неимущественного характера) в доход бюджета.
Руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Бобровского района Воронежской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Яловскому Ивану Ивановичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами, возложении обязанности сдать водительское удостоверение в ОГИБДД ОМВД России по Бобровскому району Воронежской области удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами у Яловского Ивана Ивановича, <дата> года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, имеющего водительское удостоверение на право управления транспортными средствами серия и номер <данные изъяты> категории «В», «С» сроком действия до <дата>.
Обязать Яловского Ивана Ивановича, <дата> года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, сдать водительское удостоверение на право управления транспортными средствами серия и номер <данные изъяты> категории «В», «С» сроком действия до <дата>. в ОГИБДД отдела МВД России по Бобровскому району Воронежской области.
Взыскать с Яловского Ивана Ивановича, <дата> года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд Воронежской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Р.Павловская
Мотивированное решение составлено 05.07.2021г.
Дело № 2а-367/2021
УИД №36RS0008-01-2021-000607-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров
Воронежская область 05 июля 2021 года
Бобровский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Павловской Н.Р.,
при секретаре судебного заседания Меренковой Л.А.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Бобровского района Воронежской области Агафоновой М.О.,
ответчика Яловского И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Яловскому Ивану Ивановичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами, возложении обязанности сдать водительское удостоверение в ОГИБДД ОМВД России по Бобровскому району Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бобровского района Воронежской области обратился в Бобровский районный суд Воронежской области с административным иском к Яловскому И.И. о прекращении действия права на управление транспортными средствами и возложении обязанности сдать водительское удостоверение (л.д.5-7).
Как следует из административного искового заявления прокуратурой Бобровского района проведена проверка исполнения Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В ходе проведенной проверки было установлено, что Яловский И.И., <дата> года рождения, согласно представленной ОГИБДД отдела МВД России по Бобровском району Воронежской области карточки операций с водительским удостоверением, <дата>. получил водительское удостоверение серия и номер <данные изъяты> категории «В», «С», сроком действия до <дата>. Одновременно установлено, что Яловский И.И. состоит на диспансерном учете у врача-нарколога БУЗ ВО «Бобровская районная больница» с 28.02.2020г. с диагнозом <данные изъяты>, достаточной ремиссии для снятия с диспансерного наблюдения нет». В нарушение требований закона Яловский И.И., страдающий заболеванием, являющимся противопоказанием к управлению транспортными средствами, обладает правом на управление транспортными средствами – источниками повышенной опасности. Внезапное обострение болезни может стать причиной нарушения правил дорожного движения, возникновения дорожно-транспортных происшествий, поэтому наличие данного права у Яловского И.И. создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Просит суд прекратить действие права на управление транспортными средствами у Яловского И.И., имеющего водительское удостоверение на право управления транспортными средствами серия и номер <данные изъяты> категории «В», «С», сроком действия до <дата>. и одновременно обязать его сдать водительское удостоверение в ОГИБДД отдела МВД России по Бобровскому району Воронежской области (л.д. 5-7).
Административный иск подан в срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, что не оспорено административным ответчиком.
Представитель административного истца помощник прокурора Бобровского района Воронежской области Агафонова М.О. в судебном заседании поддержала административное исковое заявление, просила его удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Административный ответчик Яловский И.И. в судебном заседании по существу исковые требования признал и не имел возражений против их удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица ОМВД России по Бобровскому району Воронежской области, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица БУЗ ВО «Бобровская районная больница», надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Заявлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив представленные письменные доказательства, суд считает административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Согласно абзацам 4, 5 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Как следует из положений подраздела 3 раздела I Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", право на управление транспортным средством, являющееся предметом спора по рассматриваемому делу, не отнесено к числу имущественных (гражданских) прав. Такое право не обладает оборотоспособностью, и совершение гражданско-правовых сделок в отношении него невозможно.
Регулируемые Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Прекращение действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
В силу требований части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица.
При рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 1, 2 части 9, части 11 статьи 226 КАС РФ административный истец обязан доказать нарушение его прав, свобод и законных интересов или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, действиями (бездействием) административного ответчика, соблюдение им сроков обращения в суд.
Согласно статье 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного троя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения бороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 1 и статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон) задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения Закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
Статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплено право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, которое гарантируются государством и обеспечивается путём выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Согласно абзацу девятому статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее ФЗ № 196-ФЗ), обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 28 указанного Закона, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
В силу требований статьи 23.1 Закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 25, 27 Федерального закона № 196-ФЗ, право на управление транспортным средством предоставляется гражданам, достигшим определенного возраста, после соответствующей подготовки, сдачи квалификационных экзаменов, при отсутствии медицинских противопоказаний к водительской деятельности и подтверждается водительским удостоверением.
Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604.
Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10- F16, F18, F19 (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением)) являются противопоказаниями к управлению транспортным средством.
Кроме того, при определении медицинских противопоказаний, при которых гражданину запрещается управлять транспортными средствами, применяется Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377.
Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для водителей автотранспортных средств являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Медицинскими психиатрическими противопоказаниями для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности (водители авто-мототранспортных средств), являются алкоголизм, наркомания, токсикомания.
В силу ст. 45 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О наркотических средствах и психотропных веществах" в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства в РФ устанавливаются ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, для больных наркоманией. Перечень указанных видов деятельности определяется Правительством РФ.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 377 от 28 апреля 1993 года, "наркомания" является хроническим и затяжным психическим расстройством, препятствующим управлению транспортными средствами. Лица, страдающие наркоманией, не могут осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности, в том числе управлять автомототранспортными средствами. Водители авто, мототранспортных средств, страдающие наркоманией, допускаются к управлению транспортным средством при наличии стойкой ремиссии.
В силу приведенных норм, выявление у гражданина заболевания, которое в соответствии с установленным Постановлением Правительства РФ перечнем относится к заболеваниям, при наличии которых запрещается управление транспортным средством, может служить основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Как установлено судом и следует из материалов дела Яловский И.И., <дата> года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, согласно представленной ОГИБДД отдела МВД России по Бобровском району Воронежской области карточки операций с водительским удостоверением, <дата>. получил водительское удостоверение серия и номер <данные изъяты> категории «В», «С» сроком действия до <дата> (л.д. 8).
Согласно справки врача-психиатра БУЗ ВО «Бобровская РБ» Р. №747, Яловский И.И. состоит на учете с 28.02.2020г. с диагнозом <данные изъяты> Достаточной ремиссии для снятия с диспансерного наблюдения нет (л.д. 10).
Таким образом, имеющийся у Ялловского И.И. диагноз <данные изъяты> Достаточной ремиссии для снятия с диспансерного наблюдения нет», исходя из положений статей 23.1, 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», следует расценивать как противопоказание к управлению транспортными средствами и как основание для прекращения права на управление транспортными средствами.
Обоснованность внесения в список лиц, страдающих наркологической патологией, ответчиком в установленном порядке не оспаривалась. Доказательства того, что у ответчика Яловского И.И. после лечения наступила стойкая ремиссия, и он исключен из списка лиц, страдающих наркологической патологией, в установленном законом порядке, в материалах дела отсутствуют.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Яловский И.И., в нарушение требований закона, обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в результате чего, нарушаются права граждан на безопасное движение по дорогам Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования и прекратить действие права на управление транспортными средствами у Яловского И.И., <дата> года рождения, имеющего водительское удостоверение на право управления транспортными средствами серия и номер <данные изъяты> категории «В», «С» роком действия до <дата>., обязав его сдать данное водительское удостоверение в ОГИБДД отдела МВД России по Бобровском району Воронежской области.
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты госпошлины.
Часть 1 статьи 114 КАС РФ предусматривает, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с Яловского И.И. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей (иск неимущественного характера) в доход бюджета.
Руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Бобровского района Воронежской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Яловскому Ивану Ивановичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами, возложении обязанности сдать водительское удостоверение в ОГИБДД ОМВД России по Бобровскому району Воронежской области удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами у Яловского Ивана Ивановича, <дата> года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, имеющего водительское удостоверение на право управления транспортными средствами серия и номер <данные изъяты> категории «В», «С» сроком действия до <дата>.
Обязать Яловского Ивана Ивановича, <дата> года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, сдать водительское удостоверение на право управления транспортными средствами серия и номер <данные изъяты> категории «В», «С» сроком действия до <дата>. в ОГИБДД отдела МВД России по Бобровскому району Воронежской области.
Взыскать с Яловского Ивана Ивановича, <дата> года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд Воронежской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Р.Павловская
Мотивированное решение составлено 05.07.2021г.