дело №
50RS0№-69
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«23» января 2020 года
Пушкинский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Кургановой Н.В.
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Пушкинского муниципального района <адрес> к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании отсутствующим права РФ,
установил:
Истец Администрация Пушкинского муниципального района <адрес> обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании отсутствующим права РФ
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с договором уступки прав и обязанностей от 20.05.2009 г. к З. от ЗАО «Фабрика «Заря» перешли все права и обязанности арендатора по договору аренды № от <дата> земельного участка площадью 2268 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - «для производственных целей», расположенного по адресу: <адрес>. Согласно выписке из Единого реестра прав недвижимости от <дата> № на земельный участок с кадастровым номером № площадью 2577 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, вид разрешенного использования земельного участка - для производственных целей, в соответствии с договором аренды земельного участка от <дата> №, дата регистрации <дата> (договор от <дата> уступки прав и обязанностей по договору аренды № от <дата>, дата регистрации <дата>). Администрация Пушкинского муниципального района полагает, что государственная регистрация права федеральной собственности на земельный участок была проведена с нарушением ст. 17 ЗК РФ и Федерального закона от <дата> №- ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», действующего на момент регистрации права собственности РФ на спорный участок и является ошибочной. В связи с тем, что на момент указанного договора аренды земельного участка, находящегося в государственной (неразграниченной) собственности, внесение в ЕГРН в соответствии с Правилами ведения ЕГРП такого вида права как «государственная собственность» не предусматривалось, то при регистрации такого права государственными регистраторами была внесена запись о праве собственности РФ, как наиболее близкой к определению «государственная собственность». Руководствуясь протокольным решением по вопросам, вынесенным на совещании у председателя Федерального арбитражного суда <адрес> от <дата> Требование о признании зарегистрированного права РФ на спорный земельный участок может быть заявлено только лицом, имеющим самостоятельный материальный интерес в установлении действительной принадлежности права распоряжаться спорным земельным участком, каким является Муниципальное образование «Пушкинский муниципальный район <адрес>». Постановлением Федерального Арбитражного суда <адрес> от <дата> по делу № А41-32685/ 09 оставлено в силе решение Арбитражного суда <адрес>, в соответствии с которым право Российской Федерации на земельный участок, находящийся на территории Мытищинского муниципального района <адрес>, признано отсутствующим. <дата> Комитетом по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района <адрес> в адрес ТУ ФАУГИ было направлено уведомление за № с просьбой обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в разделе «Правообладатель (правообладатели): Российская Федерация» в срок до <дата>.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной муниципальной и иных формах собственности.
Порядок отнесения земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, собственности городов федерального значения оговариваются в ст.3.1. Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 16, 17 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; участки, приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ от <дата> «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что <дата> между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования « <адрес>» и ЗАО « Фабрика Заря» был заключен договор аренды земельного участка площадью 2268 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> ( л.д.10 – 11).
<дата> между ЗАО « Заря» и З. был заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды ( л.д. 14 – 15).
Согласно выписке из Единого реестра прав недвижимости от <дата> № на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0050204:46, площадью 2577 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, вид разрешенного использования земельного участка - для производственных целей
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации права на земельные участки РФ, субъектов РФ и муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которое зарегистрировано у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права этой собственности для осуществления распоряжения этими землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Согласно ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» 1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
4. К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.
5. Изданные Правительством Российской Федерации до <дата> акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (далее - ТУ Росимущества в МО) не представило документального подтверждения разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в порядке, установленном ст. 17 ЗК РФ и Федеральным законом от <дата> № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», а также факта обращения за регистрацией права РФ.
Оценив представленные суду доказательства в порядке ст.67 ГПК РФ в контексте изложенных норм права, суд при ходит к выводу, что в установленной правовой ситуации отсутствовали основания возникновения и регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок.
Обращение истца последовало надлежащим способом защиты права, поскольку наличие зарегистрированного права РФ на земельный участок препятствует разрешению его заявления о предоставлении участка в собственность полномочным по распоряжению земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, органом.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Пунктом 2 ст. 8.1 ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от <дата> N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, данным в п. 52 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В связи с удовлетворением требований иска о прекращении права собственности РФ, данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Администрации Пушкинского муниципального района <адрес> к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании отсутствующим права РФ удовлетворить.
Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2268 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.
Судья: