Дело № 2-1490/2021
25RS0035-01-2021-001842-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2021 года город Большой Камень
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Ю.А. Акмурзиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Баталовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Приморский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю о возложении обязанности, указав в обоснование заявленных требований, что приморской прокуратурой по надзору со соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края проведена проверка исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю в ходе которой установлено, что в нарушение ст. 99 УИК РФ в общежитиях отрядов ФКУ ИК-29 не созданы надлежащие материально-бытовые условия. Вопреки требованиям приказа ФСИН России от 27 июля 2006 г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной систем», согласно которому расчет табуретов происходит с учетом 1 табурет на 1 человека, 1 тумбочка на 2 человека, на момент проверки в отряде № 1 при содержании 121 осужденного количество табуретов составляет 35 (нехватка 86), в отряде № 2 нехватка 93 табурета, в отряде № 3 – 76, в отряде № 4 – 120, в отряде № 5 – 36, в отряде СУС – 5, на участке колонии-поселения – 14. В отряде № 5 нехватка тумбочек – 6 шт. По выявленным нарушениям законодательства 17 мая 2021 года начальнику ФКУ ИК-29 выносилось представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения до настоящего времени не устранены ввиду отсутствия финансирования. Согласно ответу за подписью врио начальника ФКУ ИК-29 от 10 июня 2021 в настоящее время нехватка табуретов составляет 434 шт., тумбочек – 28 шт. Таким образом, ФКУ ИК-29 не выполняется предусмотренная обязанность по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий, чем нарушается право неопределенного круга лиц, предусмотренное ст. 99 УИК РФ. ФКУ ИК-29 является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний России и функционирует в соответствии с Уставом. В связи с тем, что ФСИН России согласно подпункту 6 пункта 7 Положения осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на ее функций, то ФСИН России в силу полномочий, предоставленных ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ГУФСИН России по Приморскому краю и ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю. Таким образом, ответчики, являясь государственными органами (ГУФСИН России по Приморскому краю) и федеральным казенным учреждением (ФКУ ИК-29) в соответствии с компетенцией каждого из них и возложенными на них обязанностями, должны принимать необходимые меры по устранению имеющихся в деятельности ФКУ ИК-29 нарушений уголовно-исполнительного законодательства. Устранение нарушений должно быть произведено за счет ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю, а при недостаточности – за счет средств Российской Федерации, выделяемых ГУФСИН России по Приморскому краю ФСИН России. Поскольку ФКУ ИК-29 является учреждением с массовым пребыванием осужденных, сотрудников уголовно-исполнительной системы и иных лиц, состав которого постоянно меняется, исковые требования заявлены интересах неопределенного круга лиц, так как установить круг лиц, чьи права и интересы нарушаются спорными правоотношениями, и привлечь их в процессе в качестве истцов не представляется возможным. Просил обязать администрацию ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю обеспечить надлежащие материально-бытовые условия в учреждении, разместив в спальных секциях отрядов табуреты в количестве 434 штуки, тумбочки – в количестве 28 штук; установить срок для исполнения данного решения 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать ГУФСИН России по Приморскому краю организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с исполнением данного решения.
В судебное заседание представитель истца уточнил заявленные требования, указал, что поскольку требования прокурора были частично удовлетворены, в части тумбочек, а также в части общего количества табуретов, при этом не исполнены требования об обеспечении табуретами в количестве 314 штук, из расчета 1 табурета на 1 осужденного, просил обязать ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить осужденных материально-бытовыми условиями в виде укомплектования исправительного учреждения находящимися в исправном состоянии табуретами в количестве 314 штук, из расчета 1 табурета на 1 осужденного, обязать ГУФСИН России по Приморскому краю организовать финансовое обеспечение расходов, необходимых для обеспечения осужденных указанными материально-бытовыми предметами. Указал, что ГУФСИН России по Приморскому краю является распределительным органом, которое обеспечивает контроль за финансовой деятельностью исправительных учреждений по Приморскому краю, оно может подать заявку во ФСИН России с целью запроса на денежные ассигнования в ГУФСИН России по Приморскому краю для последующего выделения и удовлетворения поданных исковых требований. Обязанности просил возложить на ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю и ГУФСИН России по Приморскому краю в соответствии с исковыми требованиями.
Представитель ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю и ГУФСИН России по Приморскому краю в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований, по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, в которых указано, что согласно сведениям отдела специального учета ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю в Учреждении ежедневно меняется количество осужденных лиц, которые пребывают из других учреждений уголовно-исполнительной системы, а также убывают в другие учреждения и освобождаются и, соответственно, меняется потребность в материально-бытовом обеспечении. Лимит наполнения ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю составляет 1284 места, включая участок колонии-поселения на 30 мест, согласно приказу Минюста России № 267 от 25 ноября 2015 г. «Об установлении лимитов исправительных учреждений ГУФСИН России по Приморскому краю». На 16 августа 2021 года в учреждении содержится 550 осужденных, в течение 2018-2020 годов наполнения согласно лимита не наблюдалось. Исходя из общего количества осужденных 550 человек обеспеченность табуретами и тумбочками в соответствии с приказом ФСИН России от 27 июля 2006 г. № 512 составляет 100%. Согласно п.п. 1.7, 1.9 Устава ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю является самостоятельным юридическим лицом, участником бюджетного процесса, самостоятельно выступает в качестве истца и ответчика в суде. Согласно п. 4.3 Устава ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю доведение бюджетных ассигнований лимитов бюджетных обязательств в отношении учреждения осуществляет ГУФСИН России по Приморскому краю. В силу пп. 3 ч. 2 ст. 158 БК РФ ГУФСИН России по Приморскому краю вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, а именно Федеральной службе исполнения наказаний, расположенной в г. Москве по формированию бюджетной росписи. В течение 2021 года ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю не обращалось в ГУФСИН России по Приморскому краю о выделении финансовых средств на приобретение мебели для осужденных (тумбочки, табуреты). На основании изложенного у ГУФСИН России по Приморскому краю отсутствовали основания для обращения во ФСИН России о распределении бюджетных обязательств на финансирование расходов по закупке мебели (табуреты, тумбочки) для ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю.
Суд, исследовав материалы дела и оценив юридически значимые по делу обстоятельства, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Его учредителем и собственником закрепленного за ним имущества является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, далее - УИК РФ).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 поименованного кодекса).
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Частью 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Положения ст. 32 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливают, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
Право прокурора на обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации, нормы вещевого довольствия утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 3 статьи 99 УИК РФ).
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 утверждены номенклатуры и сроки эксплуатации мебели, инвентаря и предметов хозяйственного обихода для общежитий (камер) и объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (Приложение 1); нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (пункт 1). Начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний предписано привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (пункт 2). Согласно нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека.
Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края проведена проверка исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-29 ГУФИН России по Приморскому краю.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что в нарушение требований приказа ФСИН России от 27 июля 2006 г. № 512, в соответствии с которым расчет табуретов происходит с учетом 1 табурета на 1 человека, 1 тумбочки на 2 человек, в отряде № 1 при содержании 121 осужденного количество табуретов составляет 35 (нехватка 86), в отряде № 2 нехватка 93 табурета, в отряде № 3 – 76, в отряде № 4 – 120, в отряде № 5 – 36, в отряде СУС – 5, на участке колонии-поседения – 14. В отряде № 5 нехватка тумбочек – 6 штук. Нехватка табуретов составляет 434 штуки, тумбочек – 28 штук. По результатам проверки составлен акт проверки от 30 июня 2021 года и в адрес исправительного учреждения вынесено представление.
Согласно протоколу рассмотрения представления прокуратуры от 7 июня 2021 года № 2 было постановлено начальникам отрядов совместно со службой тыла провести инвентаризацию фактического наличия в отрядах табуретов и тумбочек, направить заявку в ГУФСИН России по Приморскому краю на выделение недостающих табуретов, обеспечить осужденных табуретом, тумбочками в соответствии с требованиями приказа ФСИН России от 27 июля 2006 г. № 512, начальникам отрядов провести перераспределение тумбочек по отрядам согласно фактической численности осужденных.
Неустранение выявленных нарушений послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно представленному в материалы дела ответу на требование Приморской прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края от 20 августа 2021 года, общий лимит заполнения осужденными ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю составляет 1284 осужденных. По состоянию на 20 августа 2021 года в учреждении отбывает наказания 563 осужденных. Необходимое количество тумбочек (из расчета 1 тумбы на 2 осужденных) – 642 штуки, табуретов (на каждого осужденного) – 1284 шт. на общий лимит заполнения осужденными учреждения. Фактическое количество табуретов и тумбочек в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю по состоянию на 20 августа 2021 года: тумбочки – 673 штуки (на техническом складе – 64 штуки, в жилой зоне – 609 штук). Табуретки – 970 штук (на техническом складе – 378 штук, в жилой зоне – 592 штуки). По состоянию на 20 августа 2021 года потребность в тумбочках и табуретах на фактическое количество осужденных содержащихся в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю обеспечена.
Представителем ответчиков в судебное заседание, представлена справка о том, что численность осужденных ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю на 27 августа 2021 года составляет 550 человек, лимит исправительного учреждения – 1284, из них: общий режим – 1129, колония-поселение – 30, участок ПФРСИ – 125.
Ссылаясь на приведенные данные, прокурор в судебном заседании указал, что в настоящее время в исправительном учреждении неукомплектованность материально-бытового обеспечения исправительного учреждения в виде отсутствия необходимого количества табуретов, из расчета 1 табурета на 1 осужденного, составляет 314 штук, в связи с чем уточнил заявленные требования, просил обязать ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить осужденных материально-бытовыми условиями в виде укомплектования исправительного учреждения находящимися в исправном состоянии табуретами в количестве 314 штук, из расчета 1 табурета на 1 осужденного.
Учитывая, что Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» определены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода, которые должны быть в наличии в исправительном учреждении. Пунктом 1 раздела 1 Приложения № 2 к Приказу предусмотрено, что спальное помещение в общежитии отряда для осужденных должно быть оснащено тумбочкой прикроватной – 1 шт. на 2-х человек и табуретами - 1 шт. на одного осужденного.
Принимая во внимание, что общий лимит заполнения осужденными ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю составляет 1284 осужденных, в связи с этим, в наличии в исправительном учреждении должно быть 642 тумбочки и 1284 табурета. Поскольку фактическое количество табуретов и тумбочек в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю по состоянию на 20 августа 2021 года составляло 673 тумбочки и 970 табуретов, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края о возложении на ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю обязанности обеспечить осужденных материально-бытовыми условиями в виде укомплектования исправительного учреждения находящимися в исправном состоянии табуретами в количестве 314 штук, из расчета 1 табурета на 1 осужденного.
Что касается требований о возложении на ГУФСИН России по Приморскому краю обязанности организовать финансовое обеспечение расходов, необходимых для обеспечения осужденных указанными материально-бытовыми предметами, то оно удовлетворению не подлежит в силу следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Статьями 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно п. 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Согласно пункту 4 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю, утвержденного приказом ФСИН России от 11 июня 2015 г. № 518 Главное управление является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств.
Согласно п. 4.3 Устава ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств в отношении учреждения осуществляет ГУФСИН России по Приморскому краю.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ).
Основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
По смыслу указанных норм кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета.
В силу приведенных положений и разъяснений закона главным распорядителем средств федерального бюджета по осуществлению функций, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций и уполномоченным собственником в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, является ФСИН России. Следовательно, при недостаточности у ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю средств, субсидиарную ответственность несут ФСИН России и соответствующий территориальный орган – ГУФСИН России по Приморскому краю.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы этих требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В абзаце втором п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению основания и предмета иска с целью использования более эффективного способа защиты, а также выбора иного способа защиты.
Вместе с тем, ходатайств о привлечении судом к участию в деле в качестве соответчика ФСИН России, истцом не заявлялось. Уточнив заявленные требования, представитель истца в судебном заседании поддержал требования к ГУФСИН России по Приморскому краю, на которое просил возложить обязанность организовать финансовое обеспечение расходов, необходимых для обеспечения осужденных указанными материально-бытовыми предметами. Требований о возложении на ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю субсидиарной ответственности по финансированию устранения нарушений в случае недостаточности у ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю собственных денежных средств заявлено не было.
При этом, как следует из вышеизложенного, именно казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и только при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Как следует из письменных возражений представителя ответчиков, денежные средства из ГУФСИН России по Приморскому краю для приобретения предметов мебели ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю не запрашивались, доказательств недостаточности или отсутствия у казенного учреждения денежных средств, для исполнения решения суда, не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 3 ГПКРФ, определяющей необходимость судебной защиты нарушенных прав, оснований для возложения на ГУФСИН России по Приморскому краю обязанности организовать финансовое обеспечение расходов, необходимых для обеспечения осужденных указанными материально-бытовыми предметами, не имеется, в том числе и в силу того, что указанные требования заявлены преждевременно.
Также суд с учетом положений статей 204 и 206 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает законным и подлежащим удовлетворению исковое требование прокурора о возложении обязанности исполнить судебное решение в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю о возложении обязанности, – удовлетворить частично.
Обязать ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить осужденных материально-бытовыми условиями в виде укомплектования исправительного учреждения находящимися в исправном состоянии табуретами в количестве 314 штук, из расчета 1 табурета на 1 осужденного.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд Приморского края.
Судья Ю.А. Акмурзина
Мотивированное решение изготовлено 3 сентября 2021 года.