Дело № 2-132/19 УИД: 66RS0060-01-2019-000106-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 марта 2019 года п.г.т. Шаля Свердловской области
Шалинский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сафонова П.П.,
при секретаре Бушуевой Н.Г.,
с участием помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Шамарина С.П.,
представителя ответчика по доверенности Сюкосева А.В.,
представителя третьего лица на стороне истца Берлиной И.В.,
представителя третьего лица на стороне ответчика Шамариной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по постановке на кадастровый учет лесных участков, а также разработке и утверждении лесохозяйственного регламента,
у с т а н о в и л :
Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности в срок до 01.09.2020 произвести государственный кадастровый учёт лесных участков и государственную регистрацию права на лесные участки, расположенные на территории п. Сабик Шалинского городского округа Свердловской области в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также в срок до 01.09.2021 разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов, расположенных на территории п. Сабик Шалинского городского округа Свердловской области.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе надзорных мероприятий, проводимых прокуратурой Шалинского района в сфере исполнения требований лесного законодательства на территории Шалинского городского округа, установлено, что на территории п. Сабик Шалинского городского округа Свердловской области имеются лесные участки, не входящие в государственный лесной фонд. Также установлено, что на лесные участки, расположенные на территории п. Сабик Шалинского городского округа Свердловской области лесоустройство на землях поселения не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан, не оформлено право собственности, участки, занятые муниципальными лесами, на кадастровый учет не поставлены.
Выявленные нарушения противоречат нормам ст.ст. 1, 2, 19, 67, 84, 87, 92 Лесного кодекса Российской Федерации. Мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, и лицами, которые используют леса. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Уклонение администрации Шалинского городского округа от выполнения предусмотренных законом обязанностей по отношению к городским лесам создает угрозу потери леса, ухудшает противопожарную безопасность данной категории лесов, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Шалинского района Свердловской области Шамарин С.П. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, указав, что ответчик обязан провести мероприятия, указанные ими в исковом заявлении. Данные мероприятия ответчиком до настоящего времени не проведены.
Представитель ответчика – Администрации Шалинского городского округа по доверенности Сюкосев А.В. в судебном заседании исковые требования признал. Пояснил, что указанные в исковом заявлении лесные участки входят в границы населенного пункта – п. Сабик. Они действительно не поставлены на кадастровый учет. После чего потребуется разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в отношении их, как городских лесов. Сроки исполнения решения считает разумными. Проводятся мероприятия по выделению средств из бюджета для выполнения указанных мероприятий.
Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Государственного казённого учреждения Свердловской области «Шалинское лесничество» Шалинского городского округа Свердловской области по доверенности Берлина И.В., в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме. Пояснила, что указанные участки не входят в лесной фонд, находятся на территории населенного пункта п.Сабик. Указанные участки необходимо ставить на кадастровый учет и произвести государственную регистрацию права на лесные участки.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Саргинской поселковой администрации – Глава администрации Шамарина И.Н., в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что действительно на территории п.Сабик имеются указанные в иске участки, в отношении которых необходимо проводить указанные в иске мероприятия.
Третье лицо на стороне истца - Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, дело рассматривалось в его отсутствие.
Выслушав мнение представителей сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации - земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, в том числе отнесены: организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В силу ч.6 ст. 2, ст. 19, ст.84 Лесного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения. Мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.
Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Они могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Согласно ст. 67, ч.3 ст. 23, ч.ч. 1, 3 ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления. Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из решения Думы Шалинского городского округа от 23.11.2017 № 116 следует, что в Генеральный план и Правила землепользования и застройки применительно к территории п.Сабик Шалинского городского округа внесены изменения в связи с развитием жилищного строительства на территории п.Сабик (л.д.13). По сведениям, предоставленным Администрацией Шалинского городского округа, работы по закреплению на местности границ лесных участков, подготовка материалов лесоустройства, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесных участков, а также государственная регистрация права собственности на лесные участки, находящиеся на землях населенного пункта п.Сабик ими не выполнены, так как средства, выделенные для проведения мероприятий по лесоустройству на 2019 год не смогут обеспечить их организацию в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (л.д.14).
Данные обстоятельства свидетельствует о том, что ответчиком - Администрацией Шалинского городского округа мероприятия по постановке на кадастровый учёт лесных участков, а также разработке и утверждении лесохозяйственного регламента не выполнены. Представителем ответчика указанные обстоятельства в судебном заседании не опровергнуты.
На основании изложенного суд находит возможным иск прокурора удовлетворить, обязав ответчика провести мероприятия по постановке на кадастровый учёт лесных участков, а также разработке и утверждении лесохозяйственного регламента.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет местного бюджета, поскольку в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 103, 194, 197, 198, 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Иск прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по постановке на кадастровый учёт лесных участков, а также разработке и утверждении лесохозяйственного регламента удовлетворить.
Возложить на Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области обязанность в срок до 01.09.2020 произвести государственный кадастровый учёт лесных участков и государственную регистрацию права на лесные участки, расположенные на территории п. Сабик Шалинского городского округа Свердловской области в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Возложить на Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области обязанность в срок до 01.09.2021 разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов, расположенных на территории п. Сабик Шалинского городского округа Свердловской области.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное преставление в Свердловский областной через Шалинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 25.03.2019.
Председательствующий судья П.П.Сафонов