дело №2-3494/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«01» августа 2014 года
г.Пушкино Московская область
Пушкинский городской суд Московской области
в составе:
Председательствующего судьи Чуткиной Ю.Р.,
при секретаре Коробовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.В.А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, администрации Пушкинского муниципального района Московской области о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок, признании права собственности на земельный участок,
установил:
К.В.А. обратилась в суд с иском о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения огородничества, расположенный по адресу: <адрес>, признании права собственности на указанный земельный участок.
В обоснование иска указано, что <дата> умерла К.Р.Е.. При жизни ей в результате заключения гражданско-правовых сделок принадлежало определенное имущество, в том числе земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения огородничества, расположенный по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок был предоставлен К.Р.Е. на основании договора аренды № от <дата> г., заключенного между Администрацией Братовщинского с/о Пушкинского района Московской области и ней (К.Р.Е.), сроком на 20 лет. Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке. К имуществу умершей нотариусом Пушкинского нотариального округа <адрес> Я.С.В. было открыто наследственное дело №. Наследником по завещанию К.Р.Е. являлся истец - К.В.А. <дата> К.В.А. было получено свидетельство о праве на наследство по завещанию, после умершей К.Р.Е. На спорном земельном участке расположен хозблок, назначение: нежилое, площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащий истцу на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, договора аренды от <дата>. Обратившись с заявлением в администрацию Пушкинского муниципального района о приобретении данного земельного участка в собственность, истец получил отказ. Основанием для отказа послужило наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
Истец К.В.А. в судебном заседании иск и обстоятельства, изложенные в заявлении, поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела судом извещался, возражений относительно заявленных истцом требований не представил.
Представитель ответчика администрации Пушкинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещены, возражений по иску не представили.
Р.Н.А., привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании договора аренды № от <дата> г., заключенного между К.Р.Е. и Администрацией Братовщинского с/о Пушкинского района Московской области, свидетельства о праве на наследство по завещанию истец владеет земельным участком, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения огородничества, расположенным по адресу: <адрес>
Площадь спорного земельного участка соответствует материалам межевания, что следует из кадастрового паспорта земельного участка.
На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, договора аренды от <дата> истец является собственником хозблока, назначение: нежилое, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного на спорном земельном участке.
<дата>. истец обратилась в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлением о передаче в собственность спорного земельного участка.
В ответ на указанное заявление Комитет по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области истцу сообщило, что в соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ администрация Пушкинского муниципального района Московской области не имеет полномочий на распоряжение спорным земельным участком, поскольку согласно выписке из ЕГРП правообладателем данного земельного участка является Российская Федерация.
Согласно ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной муниципальной и иных формах собственности.
Порядок отнесения земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, собственности городов федерального значения оговариваются в ст.3.1. Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 16, 17 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; участки, приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г., государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Согласно ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, Р. Ф. не могла приобрести права и обязанности, в порядке ст. 125 ГК РФ, через муниципальное образование <адрес>.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок не разграничен в установленном законном порядке.
На основании изложенного, в соответствии с п. 10 ст.З ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права этой собственности для осуществления распоряжения этими землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 13 1 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) также устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. По соглашению с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, возможна передача только тех полномочий органов местного самоуправления муниципального района, которые установлены статьей 15 Закона о местном самоуправлении.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что регистрация права собственности на спорный земельный участок за Российской Федерацией не основана на законе и не может являться препятствием для передачи в собственность истца спорного земельного участка.
В соответствии с п.2 ст.28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ и законами субъектов РФ.
В соответствии пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования, гражданин обладающий, таким земельным участком на таком праве вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Спорный земельный участок, в отношении которого истец просит признать право собственности, сформирован, кадастровый номер ему присвоен, исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, он может выступать в качестве объекта земельных отношений, а, следовательно, объектом права собственности.
В соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
На основании изложенного, оценив в совокупности представленные по делу доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что заявленные истцом исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск К.В.А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, администрации Пушкинского муниципального района Московской области о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок, признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения огородничества, расположенный по адресу: <адрес>
Признать за К.В.А. право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения огородничества, расположенный по адресу: <адрес>
Решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.
Судья: