Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Братск 07 апреля 2014 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Литвинцевой Е.М.,
при секретаре Высоких О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда гражданское дело № 2-280/2014 по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному предприятию «Центральная районная аптека № 166» о возложении обязанности разработать и утвердить инструкцию, определяющую ответственных сотрудников и процедуру обращения с медицинскими отходами, схему обращения с медицинскими отходами,
У С Т А Н О В И Л:
Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному предприятию «Центральная районная аптека № 166» (МП «ЦРА № 166») об обязании в срок до 30.04.2014г. разработать и утвердить руководителем МП «ЦРА № 166» инструкцию, определяющую ответственных сотрудников и процедуру обращения с медицинскими отходами, схему обращения с медицинскими отходами.
В обоснование заявленных требований указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в период с **.**.**** проведена проверка исполнения законодательства об обращении с медицинскими отходами медицинскими и фармацевтическими учреждениями г. Братска и Братского района.
На основании ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статьей 2 названного закона определено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010г. № 163 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами СанПиН 2.1.7.2790-10 (далее Правила), которые устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами. Данные Правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
Проведенной проверкой установлено, что МП «ЦРА № 166» осуществляет фармацевтическую деятельность на территории г. Братска и Братского района (лицензия *** от **.**.****.), в процессе которой образуются медицинские отходы классов «А» и «Г». Соответственно, на указанное предприятие распространяются требования законодательства в сфере обращения с медицинскими отходами, в том числе СанПиН 2.1.7.2790-10.
Согласно п. 3.2 Правил, руководителем организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, утверждается инструкция, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации.
В силу п. 3.6 Правил, сбор, временное хранение и вывоз отходов следует выполнять в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами, принятой в данной организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность. Данная схема разрабатывается в соответствии с требованиями санитарных правил и утверждается руководителем организации.
В нарушение указанных требований МП «ЦРА № 166» не разработаны инструкция, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации, а также схема обращения с медицинскими отходами.
Согласно разделу 4 Устава МП «ЦРА № 166», предприятие имеет в своем составе филиалы - аптеки и аптечные пункты: Центральная аптека № 166 г. Братск, аптека № 29 с. Тангуй, аптека № 112 с. Озерное и другие. Всего, согласно приложениям к лицензии *** от **.**.****. – 7 аптечных пунктов и 5 аптек.
В соответствии с п. 5.1 Устава МП «ЦРА № 166», предприятие обязано обеспечивать своим работникам безопасные условия труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью.
Обращение с медицинскими отходами в отсутствие вышеуказанной инструкции, а также схемы обращения с медицинскими отходами, может стать причиной их неправильного сбора, обезвреживания, хранения работниками МП «ЦРА № 166», в том числе в местах, не отведенных для этих целей.
Установленные в ходе проверки в отношении МП «ЦРА № 166» нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства нарушают конституционные права граждан на охрану здоровья, которые не отчуждаемы, принадлежат каждому от рождения и охраняются законом, а также создают постоянную угрозу причинения вреда окружающей среде, в том числе, путем заражения почвы и воды медицинскими отходами, не прошедшими в установленном порядке обеззараживание и обезвреживание.
Кроме того, отсутствие данных документов не позволяет органам контроля и надзора оценить эффективность, достаточность и безопасность разработанных мероприятий по сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию и транспортированию медицинских отходов.
В судебном заседании старший помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Корнышева Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила обязать МП «ЦРА № 166») в срок до 30.04.2014г. разработать и утвердить руководителем МП «ЦРА № 166» инструкцию, определяющую ответственных сотрудников и процедуру обращения с медицинскими отходами, схему обращения с медицинскими отходами.
В судебном заседании представитель ответчика МП «ЦРА № 166», действующая на основании прав по должности – исполняющая обязанности директора МП «ЦРА № 166» Владимирова С.В., исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора об обязании в срок до 30.04.2014г. разработать и утвердить инструкцию, определяющую ответственных сотрудников и процедуру обращения с медицинскими отходами, схему обращения с медицинскими отходами, признала в полном объеме. Суду пояснила, что обстоятельств, изложенных в иске, не оспаривает. С **.**.**** она занимает должность исполняющей обязанности директора МП «ЦРА № 166». В ее должностные обязанности входит организация работы по обеспечению лекарственными средствами населения, в том числе контроль за обращением медицинских отходов. На сегодняшний день приказа о назначении ответственного лица за обращением медицинских отходов в МП «ЦРА № 166», нет, инструкция, определяющая ответственных сотрудников и процедуру обращения с медицинскими отходами, схема обращения с медицинскими отходами, не разработаны.
Выслушав пояснения сторон, принимая во внимание признание иска представителя ответчика МП «ЦРА № 166» - исполняющей обязанности директора МП «ЦРА № 166» Владимировой С.В., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ), ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Доводы истца о том, что МП «ЦРА № 166» на территории г. Братска и Братского района осуществляет фармацевтическую деятельность, в нарушение Санитарно-эпидемиологических требований к обращению с медицинскими отходами СанПиН 2.1.7.2790-10 ответчиком не разработаны инструкция, в которой должны быть определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами, а также схема обращения с медицинскими отходами, подтверждаются: свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой основным видом деятельности МП «ЦРА № 166» является розничная торговля фармацевтическими товарами; лицензией *** от **.**.**** на осуществление МП «ЦРА № 166» фармацевтической деятельности; Уставом МП «ЦРА № 166», согласно п. 4.5 которого, МП «ЦРА № 166» функционирует и им организована работа в аптеках и аптечных пунктах на территории Братского района, а также письменным объяснением исполняющей обязанности директора МП «ЦРА № 166» Владимировой С.В., подтверждающей отсутствие в МП «ЦРА № 166» инструкции, определяющей ответственных сотрудников и процедуру обращения с медицинскими отходами, схемы обращения с медицинскими отходами.
Учитывая, что факт осуществления МП «ЦРА № 166» фармацевтической деятельности и отсутствие в МП «ЦРА № 166» инструкции, определяющей ответственных сотрудников и процедуру обращения с медицинскими отходами, схемы обращения с медицинскими отходами, подтвержден документально, представитель ответчика, действующая на основании прав по должности – исполняющая обязанности директора МП «ЦРА № 166» Владимирова С.В., признала исковые требования, предъявленные истцом в полном объеме, признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком.
При таких обстоятельствах исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на МП «ЦРА № 166» обязанности разработать и утвердить инструкцию, определяющую ответственных сотрудников и процедуру обращения с медицинскими отходами, схему обращения с медицинскими отходами, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей, указанный прокурором – до 30.04.2014г.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять от представителя ответчика – исполняющей обязанности директора Муниципального предприятия «Центральная районная аптека № 166» Владимировой С.В. признание иска.
Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Муниципальное предприятие «Центральная районная аптека № 166» в срок до 30.04.2014г. разработать и утвердить руководителем Муниципального предприятия «Центральная районная аптека № 166» следующие документы: инструкцию, определяющую ответственных сотрудников и процедуру обращения с медицинскими отходами в данной организации; схему обращения с медицинскими отходами.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья Е.М. Литвинцева