Дело № 2-3181/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 25 ноября 2019 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Яворской Т.Е.,
при секретаре Макриденкове Д.В.,
с участием представителя истца Иванова И.А.,
представителя ответчика Лебедевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД 67RS0003-01-2019-004280-23) по иску Кармановой Татьяны Александровны к ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Смоленске о включении периодов в стаж, назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Карманова Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Смоленске о включении периодов в стаж, назначении пенсии, указав в обоснование иска, что решением ПФ №200475/19 от 09.10.2019 ей было отказано в досрочном назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа. При этом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии были включены календарно, а не льготно периоды: с 02.04.1990 по 27.04.1992, с 01.05.1992 по 09.09.1992 в должности акушерки обсервационного отделения Первой городской клинической больницы. Также не зачтены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы и с сохранением средней заработной платы с 31.01.1994 по 25.02.1994, с 29.09.1997 по 29.10.1997, с 18.06.2002 по 27.06.2002, с 14.04.2003 по 30.05.2003, с 04.09.2007 по 18.10.2007, с 10.04.2012 по 18.05.2012, 25.05.2012, с 27.03.2017 по 21.04.2017, 12.05.2017. Считает данный отказ незаконным. Просит суд признать решение ПФ №200475/19 от 09.10.2019 незаконным. Обязать ответчика зачесть в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости указанные периоды работы в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации зачесть календарно, обязать назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения за ней, то есть с 16.09.2019.
Представитель истицы – Иванов И.А., в судебном заседании требования иска поддержал, просит их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – Лебедева Е.А., в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала представленные письменные возражения, периоды работы с 02.04.1990 по 27.04.1992, с 01.05.1992 по 09.09.1992 в должности акушерки обсервационного отделения Первой городской клинической больницы правомерно зачтены календарно, так как согласно Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 №781 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 6 месяцев), засчитывается работа в отделениях и должностях указанных в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения, в котором в разделе «Наименование структурных подразделений» обсервационное отделение не предусмотрено, предусмотрено акушерское обсервационное отделение. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не могут быть зачтены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так как согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, и в соответствии с п.5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 №5, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включение таких периодов не предусмотрено. Просит в иске отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.
Судом установлено, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Смоленске №200475/19 от 09.10.2019 Кармановой Т.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, из-за отсутствия требуемого стажа (л.д.10-14).
В стаж работы для назначения пенсии истице были включены календарно, а не в льготном исчислении, периоды ее работы: с 02.04.1990 по 27.04.1992, с 01.05.1992 по 09.09.1992 в должности акушерки обсервационного отделения Первой городской клинической больницы, а также не зачтены в специальный стаж истицы периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы и с сохранением средней заработной платы по основному месту работы с 31.01.1994 по 25.02.1994, с 29.09.1997 по 29.10.1997, с 18.06.2002 по 27.06.2002, с 14.04.2003 по 30.05.2003, с 04.09.2007 по 18.10.2007, с 10.04.2012 по 18.05.2012, 25.05.2012, с 27.03.2017 по 21.04.2017, 12.05.2017.
На 16.09.2019 стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 28 лет 01 месяц 26 дней.
Отказывая истице во включении в специальный стаж периодов работы с 02.04.1990 по 27.04.1992, с 01.05.1992 по 09.09.1992 в должности акушерки обсервационного отделения Первой городской клинической больницы в льготном исчислении, пенсионный орган ссылается на отсутствие в разделе «Наименование структурных подразделений» такого подразделения как обсервационное отделение, поскольку таковым предусмотрено только акушерское обсервационное отделение.
При разрешении доводов истицы суд исходит из следующего.
Положениями п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 и 32 Федерального закона №400-ФЗ, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
Часть 3 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ предусматривает, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации ст.30 и 31 Федерального закона №400-ФЗ Правительством РФ 16.07.2014 принято постановление №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с п.п. «н» п.1 Постановления №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз.4 и 5 п.2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2004 вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).
Как разъяснено в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Карманова Т.А. работала в Первой городской клинической больнице г. Смоленска в должности акушерки обсервационного отделения с 02.04.1990 (приказ от 02.04.1990 №205-к) по 09.09.1992 (приказ от 09.09.1992 № 442-к). При этом, в период с 28.04.1992 по 30.04.1992 находилась в отпуске без сохранения заработной платы (приказ от 29.04.1992 №211-к).
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).
В соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, в том числе медицинским сестрам, работающим в учреждениях, перечисленных в том же Списке в разделе «Наименование учреждений».
На основании п.5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно Приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев (п.п."б" п.5 Правил).
Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Данным перечнем предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров больниц всех наименований, родильных домов: акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное; акушерское патологии, беременности; гинекологическое, родовое (родильное), а также акушерки, включая старших.
Таким образом, действующее законодательство, предусматривая возможность льготного исчисления (год работы за год и шесть месяцев стажа) периодов работы в медицинских учреждениях, применительно к рассматриваемому спору, определяет одновременно нескольких условий: работа должна протекать в подразделениях, указанных в перечнях, на соответствующих должностях, указанных в нем же.
Совокупность этих условий свидетельствует о таком характере работы, специфике выполнения функциональных обязанностей в соответствии с указанными в перечне должностями, которые существенно отличаются по уровню сложности и напряженности с выполнением должностных обязанностей другими работниками медицинского персонала.
Согласно Письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1997 №2510/8568-97-32 «О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров» - структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля. Предродовые, родовые и послеродовые так называемые родильные отделения (блоки) являются основной структурной единицей акушерских отделений, и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений.
В соответствии с приложением № 2 к приказу Минздрава СССР от 09.01.1986 N 55 "Об организации работы родильных домов (отделений)" стационар родильного дома (отделения) включает в себя: приемно-смотровые помещения и помещения для выписки, родовое физиологическое отделение (помещение родового блока), отделение патологии беременных, послеродовое физиологическое, обсервационное, гинекологическое отделения и отделения новорожденных.
Из представленных документов следует, что постановлением Мэра №831 Первая городская клиническая больница переименована с 31.12.1992 в Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Клиническая больница №1».
Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Клиническая больница №1» переименовано с 01.01.2011 (приказ №7-к от 01.01.2011) в Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения (ОГБУЗ «Клиническая больница №1»).
Таким образом, учреждение меняло ведомственную принадлежность, организационно-правовую форму, однако по сути своей оставалось учреждением здравоохранения акушерского профиля.
Кроме того, суд принимает во внимание, что по состоянию на 01.01.2001 пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой». Пункт 1 Списка указывает на наличие должности "акушер, акушерка" и вид учреждения "роддом" без указания на структурные подразделения.
При таких обстоятельствах, различия в наименованиях учреждений, должностей, структурных подразделений не могут служить препятствием в осуществлении права на досрочную пенсию, поскольку такое право, прежде всего, связано с характером осуществляемой работы, осуществление которой предполагает предоставление предусмотренных законодателем льгот. Неточное наименование отделения, в котором осуществляла свою деятельность истец, не может служить основанием для отказа во включении периода в стаж медицинской деятельности, поскольку гражданин не должен быть лишен приобретенных им в период осуществления трудовой деятельности пенсионных прав вследствие ненадлежащего исполнения работодателем своих обязанностей. Иное толкование противоречило установленной ст.39 Конституции РФ гарантии каждому социального обеспечения по возрасту.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости зачета спорных периодов работы Кармановой Т.А. в ее специальный стаж в льготном исчислении (как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы).
Также не соответствует действующему законодательству и отказ пенсионного органа во включении в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах специализации и усовершенствования с отрывом от производства и сохранением средней заработной платы с 31.01.1994 по 25.02.1994, с 29.09.1997 по 29.10.1997, с 18.06.2002 по 27.06.2002, с 14.04.2003 по 30.05.2003, с 04.09.2007 по 18.10.2007, с 10.04.2012 по 18.05.2012, 25.05.2012, с 27.03.2017 по 21.04.2017, 12.05.2017, ввиду следующего.
В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, под повышением квалификации подразумевается обновление теоретических и практических знаний работников в связи с повышением требований к уровню квалификации, освоение современных методов работы.
Учеба на курсах повышения квалификации является необходимой для выполнения профессиональных обязанностей. На основании прохождения курсов повышения квалификации выдается сертификат и присваивается или подтверждается квалификационная категория, на основании которой устанавливается размер оплаты труда. В случае отказа специалиста от очередного курса повышения квалификации, присвоенная ранее категория утрачивается с истечением пятилетнего срока с момента ее присвоения.
Сотрудник направляется на курсы повышения квалификации на основании приказа. При этом за ним сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Закон не предусматривает ограничения прав граждан в части исключения времени нахождения на курсах повышения квалификации из стажа работы по специальности.
Из материалов дела усматривается, что в спорные периоды истица действительно находилась на курсах повышения квалификации, куда направлялась приказами работодателя, издаваемыми по основному месту работы. При этом, за ней сохранялось рабочее место и выплачивалась заработная плата, в силу чего в Пенсионный фонд РФ производились положенные отчисления.
Указанные обстоятельства ответчиком фактически не оспариваются.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Таким образом, курсы повышения квалификации, специализация являются необходимыми и обязательными условиями выполнения работы, производятся по инициативе работодателя с сохранением средней заработной платы и места работы, являются разновидностью дополнительных отпусков, так как за работником сохраняются место работы должность и средняя заработная плата по основному месту работы, а поэтому периоды нахождения истицы с 31.01.1994 по 25.02.1994, с 29.09.1997 по 29.10.1997, с 18.06.2002 по 27.06.2002, с 14.04.2003 по 30.05.2003, с 04.09.2007 по 18.10.2007, с 10.04.2012 по 18.05.2012, 25.05.2012, с 27.03.2017 по 21.04.2017, 12.05.2017 на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж календарно.
Вместе с тем, суд принимает во внимание изменения в пенсионном законодательстве в части определения сроков выхода на пенсию в 2019 году.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно п.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, в условиях приобретения истицей 30 лет специального стажа в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ для досрочного назначения пенсии по старости, с учетом включенных судом, право на пенсионное обеспечение у нее возникает 18.09.2019, при том, что фактическое назначение пенсии должно быть отложено на 6 месяцев.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Кармановой Татьяны Александровны удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Смоленске включить Кармановой Татьяне Александровне в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости:
- периоды работы с 02.04.1990 по 27.04.1992, с 01.05.1992 по 09.09.1992 в должности акушерки обсервационного отделения Первой городской клинической больницы в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 31.01.1994 по 25.02.1994, с 29.09.1997 по 29.10.1997, с 18.06.2002 по 27.06.2002, с 14.04.2003 по 30.05.2003, с 04.09.2007 по 18.10.2007, с 10.04.2012 по 18.05.2012, 25.05.2012, с 27.03.2017 по 21.04.2017, 12.05.2017 - календарно.
Признать право Кармановой Татьяны Александровны на досрочную страховую пенсию по старости с 18.09.2019, и назначить ей соответствующую пенсию с учетом положений Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.Е. Яворская