РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2019 года. г. Тула
Центральный районный суд г.Тулы в составе:
Председательствующего Наумовой Т.К.,
при секретаре Черниковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-198/2019 по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Волкову А.В. об обязании освободить земельный участок,
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к Волкову А.В. об обязании освободить земельный участок.
В обоснование своих требований истец сослался на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, прилегающем с южной стороны к земельному участку по адресу: <адрес> на основании распоряжения министра имущественных и земельных отношений Тульской области М.Ю. Пантелеева от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, проведено мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, в отношении Волкова А.В. с целью контроля соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами в области земельных отношений на территории муниципального образования город Тула.
В ходе проведения мероприятия по контролю установлено, что участок на местности прилегает с южной стороны к участку, расположенному по адресу: <адрес>
С южной, западной и восточной сторон участка установлено металлическое ограждение. С западной стороны ограждение примыкает к ограждению домовладения по адресу: <адрес>, с восточной стороны - к ограждению домовладения по адресу: <адрес>
На участке размещена сельскохозяйственная техника, сельскохозяйственный инвентарь. Через указанную огороженную территорию организован проезд к домовладению по адресу: <адрес>
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, одноэтажный жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 59,8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Волкову А.В. (выписка от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>).
Ранее в адрес министерства имущественных и земельных отношений Тульской области поступило обращение Бодагова А.В. (вх. peг. от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>) по вопросу законности размещения ограждения на территории, прилегающей к участку, расположенному по адресу: <адрес>
С целью всестороннего и объективного рассмотрения данного обращения сотрудниками Министерства осуществлялся выезд на место, в ходе которого Волков А.В. пояснил, что данное ограждение размещено им, правоустанавливающие документы на огороженный земельный участок в настоящее время отсутствуют.
В результате проведенных измерений с использованием специальных технических средств (аппаратура геодезическая спутниковая GNSS EFT Ml, тахеометр Leica FlexLine TS06 Plus, сведения о поверке прилагаются) и камеральных работ по обработке геодезических измерений в программах Credo DAT 4 и AutoCAD 2016 LT определена площадь земельного участка, прилегающего с южной стороны к участку, расположенному по адресу: <адрес>, занимаемого посредством размещения металлического ограждения и составляющая 893 кв.м.
Согласно плана земельного участка, входящему в состав технического паспорта на домовладение по адресу: <адрес>, составленного отделением по г. Туле Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанная территория площадью 893 кв.м не является частью земельного участка по адресу: <адрес>
Кроме того, в соответствии с информацией, предоставленной управлением градостроительства и архитектуры администрации города Тулы (исх. peг. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, по территории земельного участка, прилегающего с южной стороны к участку, расположенному по адресу: <адрес> проходит красная линия. При сопоставлении координат красной линии с результатами обмера земельного участка установлено, что красная линия отделяет территорию земельного участка площадью 893 кем от территории домовладения по адресу: <адрес>
Сведения о предоставлении заинтересованным лицам земельного участка площадью 893 кв.м в Министерстве отсутствуют.
Таким образом, в ходе проведения мероприятия по контролю установлено, что земельный участок площадью 803 кв.м, прилегающий с южной стороны к участку, расположенному по адресу: <адрес> самовольно занят Волковым А.В.
Учитывая изложенное, в действиях названного лица усматриваются признаки нарушений требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которые предусмотрена статьей 7.1 «Самовольное занятие земельного участка» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что должностные лица Министерства не уполномочены составлять протоколы по указанному составу административного правонарушения, материалы мероприятий по контролю направлены в Управление Росреестра по Тульской области для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении Волкова А.В. дела об административном правонарушении.
Согласно положениям Конституции Российской Федерации разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и, соответственно, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов (статья 72, пункты «г», «к» части 1).
Указанное положение Конституции Российской Федерации предполагает, прежде всего, законодательное регулирование порядка отнесения объектов государственной собственности к тем или иным уровням (видам) этой собственности - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также порядка передачи объектов из государственной собственности в муниципальную собственность, При этом федеральный законодатель вправе предусмотреть осуществление полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления (Определение Конституционного суда РФ от 15 января 2008 года N 219-О-О).
В силу положения п.2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно п.2 ст. 10, п. 2 ст.11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района,
В силу положения ст. 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные ЗК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
20.11.2014 Тульской областной Думой принят Закон N 2218-ЗТО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области" (далее также Закон № 2218-ЗТО), согласно п.1 ч.1 п.2 ст.5 Закона № 2218-ЗТО с 01.01.2015 Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В свою очередь, в соответствии с п.1, подпунктом 33 п. 4 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области Министерство является уполномоченным органом Правительства Тульской области по осуществлению указанных полномочий.
Самовольно занятый и используемый ответчиком земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Полномочия по распоряжению такими земельными участками наделено Министерство.
Согласно п.1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п.1, п.2 ст. 264 ГК РФ).
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей регламентированы положениями п. 1 ст. 8 ГК РФ.
В соответствии с п.1 ст. 25, п.1 ст. 26 ЗК РФ вещные права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и удостоверяются документами в соответствии с указанным федеральным законом.
Законные основания (правоустанавливающие документы), подтверждающие правомерность занятия и пользования земельным участком (землей) площадью 893 кв.м, прилегающим с южной стороны к участку, расположенному по адресу: <адрес> у Волклва А.В. отсутствуют.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 -11 ЗК РФ.
Министерство не принимало решений о предоставлении в собственность или в аренду Волколву А.В. земельного участка, площадью 893 кв.м, прилегающего с южной стороны к участку, расположенному по адресу: <адрес>
Таким образом, ответчик Волков А.В. самовольно, без законных оснований, использует земельный участок, нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также законные интересы Министерства, которое уполномочено распоряжаться самовольно занятым земельным участком.
Действия ответчика препятствуют Министерству в реализации данных полномочий.
На основании изложенного Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области просит суд обязать Волкова А.В., за свой счет, в 7-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу, освободить земельный участок площадью 893 кв.м, прилегающий с южной стороны к участку, расположенному по адресу: г. <адрес> в соответствии с координатами, указанными в приложении к акту мероприятия по контролю от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>
Представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве, адресованном суду, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, дополнительно указал, что заявленные исковые требования поддерживает.
Ответчик Волков А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области требований, полагая их необоснованными.
Заслушав пояснения ответчика Волкова А.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ч. 1 ст. 15,25 ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств) (ч.2 ст.62 ЗК РФ).
Частями 2 и 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик Волков А.В. использует без оформления на то правоустанавливающих документов самовольно занятый земельный участок площадью 893 кв.м, прилегающий с южной стороны к участку, расположенному по адресу: <адрес>
Актом проверки <данные изъяты>, проведенной ДД.ММ.ГГГГ года Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области установлено, что указанный выше земельный участок самовольно занят Волковым А.В., в связи с чем в действиях названного лица усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей «Самовольное занятие земельного участка» Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, поскольку ответчик Волков А.В. доказательств освобождения спорного земельного участка, а также доказательств оформления земельно-правовых отношений относительно использования земельного участка не представил, суд полагает правильным исковые требования удовлетворить и обязать Волкова А.В. освободить самовольно занятый земельный участок площадью 893 кв.м, прилегающий с южной стороны к участку, расположенному по адресу: <адрес>
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исходя из системного толкования ст.ст. 98, 88, ч. 1 ст. 101, ч.1 ст. 103 ГПК РФ и п. 19 ст. 333.36 НК РФ, государственная пошлина, в размере, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1, пункта 3 ст. 333.19 НК РФ, применительно к пункту 6 статьи 52 НК РФ, подлежит взысканию в местный бюджет с ответчика в сумме 300 рублей по требованиям неимущественного характера.
Главой 7 Гражданского процессуального кодекса РФ, регулирующей, в том числе, вопросы возмещения издержек, связанных с рассмотрением дела, не предусмотрено возможности взыскания указанных расходов с нескольких ответчиков в солидарном порядке.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика Волкова А.В. в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Волкову А.В. об обязании освободить земельный участок удовлетворить.
Обязать Волкова А.В., за свой счет, в 7-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу, освободить земельный участок площадью 893 кв.м, прилегающий с южной стороны к участку, расположенному по адресу <адрес>, в соответствии с координатами, указанными в приложении к акту мероприятия по контролю от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> а именно:
Взыскать с Волкова А.В. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г. Тула в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий