Производство № 2-4666/2020
УИД 28RS0004-01-2020-000505-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Гоковой И.В.,
при секретаре Тихоновой В.В.
с участием истца – Кудрявцева Д.А., представителя ответчика – Бунцыкиной Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кудрявцева Д. А. к Администрации Благовещенского района о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
установил:
Кудрявцев Д.А. обратился в суд с исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что 29.08.2019 года им было подано уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства: жилой дом, на земельном участке общей площадью 1435 кв. м с кадастровым номером *** из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Амурская область, Благовещенский район, Усть-Ивановский с/с, с Владимировка.
К уведомлению были приложены следующие документы: копия паспорта, копия согласования с ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск», копия договора аренды земельного участка.
30.07.2019 года администрацией Благовещенского района принято решение № RU - 2812001442-2019-34 об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований: земельный участок с кадастровым номером *** расположен в с. Владимировка, попадает в зону затопления.
Истец считает данное решение незаконным.
Земельный участок был выставлен на аукцион с видом разрешенного использования: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства. Никаких ограничений, в виде запрета на строительство индивидуального жилого дома, администрацией Благовещенского района указано не было. Для участия в аукционе истец подал заявку по установленной форме, оплатил задаток и был допущен к участию в торгах.
По итогам аукциона от 14.03.2019 года истец был признан победителем по лоту № 9 - право на заключение договора аренды земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1435 кв.м, с кадастровым номером *** находящегося по адресу: Амурская область, Благовещенский район, Усть-Ивановский с/с, с. Владимировка.
Согласно п. 2 договора от 10.04.2018 года размер арендной платы за земельный участок определен в сумме 11 464 рублей. Истец заключил договор аренды земельного участка с кадастровым номером ***, оплатил арендную плату за год.
Истец принял участие в аукционе и заключил договор аренды с целью строительства индивидуального жилого дома. Администрация Благовещенского района на аукционе выставила это участок именно для ведения личного подсобного хозяйства. Решение о том, что участок пропадает в зону затопления, было принято 05.02.2018 года, в тот момент, когда уже проходила подготовка к аукциону. Истец не был оповещен, что участок попадает в зону затопления и разрешение на строительство индивидуального жилого дома получить будет невозможно.
На основании изложенного, просит суд:
1) признать незаконным решением администрации Благовещенского района от 30.07.2019 года № RU-2812001442-2019-34 об отказе в выдаче разрешения на строительство и отменить его;
2) обязать администрацию Благовещенского района выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 29.08.2019 года и представленных документов.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации Благовещенского района исковые требования не признала. В обоснование возражений указала, что уведомлением от 30.07.2019 года администрация Благовещенского района Амурской области сообщила о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером ***, поскольку пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» рекомендовано органам государственной власти Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и органам местного самоуправления, входящим в состав этих субъектов Российской Федерации, принять исчерпывающие меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску наводнения, а также ввиду того, что в соответствии с генеральным планом Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области, утвержденным решением Усть-Ивановского сельского Совета народных депутатов от 05.02.2018 года, указанный земельный участок попадает в зону затопления. Поскольку земельный участок истца расположен в границах зоны затопления, то на него распространен запрет на строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления (ч. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ), в связи с чем, уведомлением администрации Благовещенского района Амурской области от 30.07.2019 года истцу законно отказано в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица Правительства Амурской области. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, доказательств уважительности причин неявки не представил. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании протокола приема, рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельных участков от 22.03.2018 года № б/н между администрацией Благовещенского района (арендодатель) и Кудрявцевым Д.А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 64.
В соответствии с предметом данного договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером *** площадью 1435 кв.м, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Местоположение: Амурская область, Благовещенский район, Усть-Ивановский с/с, с. Владимировка в границах, указанных в кадастровой выписке земельного участка.
В соответствии с п.п. 1.2.-.1.4 договора передача земельного участка оформляется актом приема-передачи). На участке нет зданий, строений, сооружений, коммуникаций, в т.ч. подземных. Участок сдается в аренду сроком на 20 лет с 22.03.2018 года по 21.03.2038 года.
29.08.2019 года Кудрявцев Д.А. обратился в администрацию Благовещенского района Амурской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства (вход. № 7094).
Уведомлением от 30.07.2019 года № RU-2812001442-2019-34 администрация Благовещенского района Амурской области сообщила о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером ***, поскольку пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» рекомендовано органам государственной власти Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и органам местного самоуправления, входящим в состав этих субъектов Российской Федерации, принять исчерпывающие меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску наводнения, а также ввиду того, что в соответствии с генеральным планом Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области, утвержденным решением Усть-Ивановского сельского Совета народных депутатов от 05.02.2018 года № 39, указанный земельный участок попадает в зону затопления.
Не согласившись с указанным решением, Кудрявцев Д.А. обратился в суд.
Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешений на строительство относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с частью 7 указанной нормы уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В силу пункта 2 части 10 приведенной нормы уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику, в том числе в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого отказа, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса РФ).
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Из положений части 2 статьи 67.1 Водного кодекса РФ следует, что размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса РФ), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления, документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса РФ).
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что предусмотрено частью 4 статьи 67.1 Водного кодекса РФ.
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).
В ходе рассмотрения дела было установлено, что границы зон затопления, подтопления на территории Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, еще не определены.
При этом, утвержден генеральный план Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области, действующий на момент возникновения спорных правоотношений, включающий карту градостроительного зонирования территории сельского поселения, на которой отображены сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий (территория затопления, подтопления). Установленные органом местного самоуправления соответствующие границы являются действующими, никем не оспоренными.
Представленная в материалы дела выкопировка из генерального плана Усть-Ивановского сельсовета свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым номером *** расположен на территории, которая попадает в зону затопления.
Поскольку земельный участок истца расположен в границах зоны затопления, то на него распространен запрет на строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления (часть 6 статьи 67.1 Водного кодекса РФ), в связи с чем, уведомлением администрации Благовещенского района Амурской области от 30.07.2019 года истцу отказано в выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома обоснованно и законно.
Оснований для удовлетворения исковых требований Кудрявцева Д.А. не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований иску Кудрявцеву Д. А. к Администрация Благовещенского района о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий: И.В. Гокова
решение в окончательной форме составлено 24.08.2020 года