Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2184/2017 от 14.04.2017

№ 2-2184/17 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

25 июля 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Буслаевой В.И.,

при секретаре Нефедовой Н.В.,

с участием:

прокурора Бавыка В.А.,

представителя ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Игнатова И.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Воронежского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Воронежский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в Мещанский районный суд г. Москвы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице Воронежской дистанции гражданских сооружений – структурного подразделения – Юго-Восточной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений Юго-Восточной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия ОАО «Российские железные дороги» выразившегося в игнорировании обязанности по созданию условий для граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом незаконным; обязании ОАО «Российские железные дороги» произвести работы по оборудованию лестничных сходов с пассажирской (посадочной) платформы остановочного пункта ст. Колодезная, расположенной по адресу: Воронежская область, Каширский район, пос. Колодезный, ул. Советская, д. № 30 «Б» пандусом в срок до 01.02.2017 года.

В обоснование иска указал, что Воронежской транспортной прокуратурой в порядке надзора проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении прав инвалидов и других маломобильных групп населения, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры. Проверкой установлено, что проведенной в период с 28.09.2016 по 30.09.2016 года прокурорской проверкой на предмет соответствия вышеуказанных платформ нормам законодательства о социальной защите инвалидов было установлено, что вышеуказанная пассажирская платформа остановочного пункта ст.Колодезная не оборудована пандусом для перемещения лиц с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске (л.д. 82 – 86).

Определением суда от 14 марта 2017 года указанное дело передано по подсудности в Центральный районный суд г. Воронежа (л.д. 24).

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 15 мая 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье», департамент транспорта и автомобильных дорог Воронежской области и администрация Каширского муниципального района Воронежской области (л.д. 74 оборот).

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 05 июня 2017 года, к производству суда принято уточненное исковое заявление, в котором истец уточнил срок по производству работ до 01.07.2018 года.

В судебном заседании прокурор Бавыка В.А. уточненные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Игнатов И.А. исковые требования не признал, просил отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что план по обустройству пандусов утвержден начальником Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств 19 мая 2017 года. В материалы дела представлены письменные возражения (л.д. 36 - 43).

Третье лицо администрация Каширского муниципального района Воронежской области о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Третьи лица АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье», департамент транспорта и автомобильных дорог Воронежской области, ВООООО «Всероссийское общество инвалидов» о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, причины неявки представителя суду не известны.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего дела, суд считает исковые требования Воронежского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Из материалов дела следует, что пассажирская платформа остановочного пункта ст. Колодезная, расположенная по адресу: Воронежская область, Каширский район, пос. Колодезный, ул. Советская, №30«Б», площадью 657 кв.м. является собственностью ОАО «РЖД» на основании постановления Правительства РФ № 585 от 18.09.2003 года, сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качества вклада в уставной капитал ОАО «РЖД» от 30.09.2003 года, решения о разделении сооружения – комплекса Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении по Воронежской области от 30.06.2010г., что подтверждается копий свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52).

Согласно техническому паспорту на сооружение – пассажирская платформа остановочного пункта ст. Колодезная принадлежит ОАО «РЖД». Из данного паспорта усматриваются следующие элементы сооружения: платформа, состоящая из бетонных плит на бетонных опорах (л.д. 53 - 56).

Согласно сообщению Воронежской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ каких-либо соглашений между ВООООО «Всероссийское общество инвалидов» и ОАО «РЖД» в отношении обустройства объектов (пассажирских платформ, остановочных пунктов) по Воронежской области для доступа маломобильных групп населения не имеется.

Из справки о результатах проверки старшего помощника Воронежского транспортного прокурора и начальника участка пассажирских обустройств (Воронеж) Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств от 30 сентября 2016 года следует, что проверкой установлено, что на пассажирских платформах остановочных пунктов ст. Подклетное, ст. Латная, ст. Сомово, о.п. 582 км, ст. Придача, ст. Масловка, ст. Колодезная, ст. Боево, о.п. Березовая Роща, ст. Рамонь, ст. Тулиново Юго – Восточной железной дороги филиала ОАО «РЖД» отсутствуют пандусы для перемещения маломобильных групп населения (инвалидов) (л.д. 14).

Наличие указанных нарушений представитель ответчика в ходе судебного разбирательства спора не оспаривал.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Федеральными законами от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 02.08.1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ «О связи», от 05.12.2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы предъявляются требования по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В силу ст. 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".

Согласно п. 41 Постановления Правительства РФ от 26.12.2014г. N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которому СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" обязателен для исполнения.

Статья 12 Федерального закона от 30.12.2009г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает, что объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного закона Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно - правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 10.01.2003г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.

Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В силу п. 2 Правил перевозок, пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта от 19 декабря 2013 года № 473, перевозчики, владельцы инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, поездов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

В соответствии с пунктом 1.2 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (далее - МГН). Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (далее - Правила), утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011г. № 605 и введенного в действие с 01.01.2013г., требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Помещения зданий вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенный для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для МГН (пункт 7.4.9 Правил).

В соответствии с п. 4.1.14 Правил - лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.

Пассажирская платформа остановочного пункта ст. Колодезная расположена по адресу: Воронежская область, Каширский район, пос. Колодезный, ул. Советская, д. № 30 «Б» предназначена для посадки и высадки пассажиров пригородных поездов, находится в собственности ОАО «Российские железные дороги», балансодержателем является Юго-Восточная дирекция пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД».

В свою очередь, отсутствие специальных устройств, обеспечивающих доступность для инвалидов пассажирской платформы ст. Колодезная существенно нарушает права пассажиров, имеющих инвалидность, на получение услуги по перевозке железнодорожным транспортом в надлежащих условиях.

По своему целевому назначению тактильные наземные указатели на кромках пассажирских платформ, пандусы на лестничных сходах с платформ предназначены для обеспечения доступности платформ для лиц, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата, влекущие необходимость использования инвалидных кресел, а также лиц с нарушениями зрения, влекущими необходимость использования специальных тростей.

Проведенной в период с 28.09.2016 по 30.09.2016 прокурорской проверкой на предмет соответствия вышеуказанных платформ нормам законодательства о социальной защите инвалидов было установлено, что вышеуказанная пассажирская платформа остановочного пункта ст.Колодезная не оборудована пандусом для перемещения лиц с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске.

Факт отсутствия на пассажирской платформе ст.Колодезная специальных устройств, обеспечивающих доступ инвалидов, свидетельствует о бездействии ОАО «РЖД», влекущем нарушение гарантированных законом прав маломобильных групп населения на получение услуги перевозки железнодорожным транспортом.

Статьей 210 ГК РФ предусматривается, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Из объяснений представителя ответчика следует, что спорная платформа ст.Колодезная будет обеспечена устройствами беспрепятственного доступа МГН до 01.07.2018 года.

Оценив по правилам ст. 67 КПК РФ указанные доводы ответчика, суд считает их заслуживающими внимания.

Из пояснений свидетеля ФИО6. следует, что проведение работ по оборудованию лестничных сходов с пассажирской (посадочной) платформы остановочного пункта ст.Колодезная, расположенной по адресу: Воронежская область, Каширский район, пос. Колодезный, ул. Советская, д. № 30 «Б» пандусом в срок до 01.07.2018 года технически возможно.

С учетом изложенного, суд считает иск Воронежского транспортного прокурора подлежащим удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что о том, что положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, судом не принимаются во внимание, поскольку данные положения закона должны применяться в совокупности со всеми иными нормами, действовавшими на период нарушения прав инвалидов и, в том числе, сохраняющими свое действие в настоящее время, несмотря на то, что являющаяся предметом рассмотрения платформа не является ни вновь вводимой, ни прошедшей реконструкцию либо модернизацию.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Как следует из объяснений начальника Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделениями Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» утвержден план по устранению нарушений связанных с обустройством пассажирских платформ пандусами для нужд инвалидов и маломобильных групп населения, завершить данные работы дирекция планирует в июне 2018 года.

С учетом изложенного, суд считает необходимым установить срок для проведения работ по оборудованию лестничных сходов с пассажирской (посадочной) платформы остановочного пункта ст.Колодезная, расположенного по адресу: Воронежская область, Каширский район, пос. Колодезный, ул. Советская, д. № 30 «Б» пандусом в срок до 01 июля 2018 года.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец была освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ предусмотрено, что в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 названного Кодекса, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Из содержания искового заявления следует, что прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга физических лиц.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц – 300 руб.; для организаций – 6000 руб.

Принимая во внимание, что исковые требования прокурора в интересах физических лиц судом удовлетворены, с учетом приведенных выше правовых норм, взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги», выразившееся в игнорировании обязанности по созданию условий для граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» произвести работы по оборудованию лестничных сходов с пассажирской (посадочной) платформы остановочного пункта ст.Колодезная, расположенной по адресу: Воронежская область, Каширский район, пос. Колодезный, ул. Советская, д. № 30 «Б», пандусом в срок до 01 июля 2018 года.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход муниципального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья В.И. Буслаева

Решение суда в окончательной форме составлено 28 июля 2017 года.

№ 2-2184/17 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

25 июля 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Буслаевой В.И.,

при секретаре Нефедовой Н.В.,

с участием:

прокурора Бавыка В.А.,

представителя ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Игнатова И.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Воронежского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Воронежский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в Мещанский районный суд г. Москвы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице Воронежской дистанции гражданских сооружений – структурного подразделения – Юго-Восточной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений Юго-Восточной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия ОАО «Российские железные дороги» выразившегося в игнорировании обязанности по созданию условий для граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом незаконным; обязании ОАО «Российские железные дороги» произвести работы по оборудованию лестничных сходов с пассажирской (посадочной) платформы остановочного пункта ст. Колодезная, расположенной по адресу: Воронежская область, Каширский район, пос. Колодезный, ул. Советская, д. № 30 «Б» пандусом в срок до 01.02.2017 года.

В обоснование иска указал, что Воронежской транспортной прокуратурой в порядке надзора проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении прав инвалидов и других маломобильных групп населения, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры. Проверкой установлено, что проведенной в период с 28.09.2016 по 30.09.2016 года прокурорской проверкой на предмет соответствия вышеуказанных платформ нормам законодательства о социальной защите инвалидов было установлено, что вышеуказанная пассажирская платформа остановочного пункта ст.Колодезная не оборудована пандусом для перемещения лиц с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске (л.д. 82 – 86).

Определением суда от 14 марта 2017 года указанное дело передано по подсудности в Центральный районный суд г. Воронежа (л.д. 24).

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 15 мая 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье», департамент транспорта и автомобильных дорог Воронежской области и администрация Каширского муниципального района Воронежской области (л.д. 74 оборот).

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 05 июня 2017 года, к производству суда принято уточненное исковое заявление, в котором истец уточнил срок по производству работ до 01.07.2018 года.

В судебном заседании прокурор Бавыка В.А. уточненные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Игнатов И.А. исковые требования не признал, просил отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что план по обустройству пандусов утвержден начальником Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств 19 мая 2017 года. В материалы дела представлены письменные возражения (л.д. 36 - 43).

Третье лицо администрация Каширского муниципального района Воронежской области о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Третьи лица АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье», департамент транспорта и автомобильных дорог Воронежской области, ВООООО «Всероссийское общество инвалидов» о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, причины неявки представителя суду не известны.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего дела, суд считает исковые требования Воронежского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Из материалов дела следует, что пассажирская платформа остановочного пункта ст. Колодезная, расположенная по адресу: Воронежская область, Каширский район, пос. Колодезный, ул. Советская, №30«Б», площадью 657 кв.м. является собственностью ОАО «РЖД» на основании постановления Правительства РФ № 585 от 18.09.2003 года, сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качества вклада в уставной капитал ОАО «РЖД» от 30.09.2003 года, решения о разделении сооружения – комплекса Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении по Воронежской области от 30.06.2010г., что подтверждается копий свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52).

Согласно техническому паспорту на сооружение – пассажирская платформа остановочного пункта ст. Колодезная принадлежит ОАО «РЖД». Из данного паспорта усматриваются следующие элементы сооружения: платформа, состоящая из бетонных плит на бетонных опорах (л.д. 53 - 56).

Согласно сообщению Воронежской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ каких-либо соглашений между ВООООО «Всероссийское общество инвалидов» и ОАО «РЖД» в отношении обустройства объектов (пассажирских платформ, остановочных пунктов) по Воронежской области для доступа маломобильных групп населения не имеется.

Из справки о результатах проверки старшего помощника Воронежского транспортного прокурора и начальника участка пассажирских обустройств (Воронеж) Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств от 30 сентября 2016 года следует, что проверкой установлено, что на пассажирских платформах остановочных пунктов ст. Подклетное, ст. Латная, ст. Сомово, о.п. 582 км, ст. Придача, ст. Масловка, ст. Колодезная, ст. Боево, о.п. Березовая Роща, ст. Рамонь, ст. Тулиново Юго – Восточной железной дороги филиала ОАО «РЖД» отсутствуют пандусы для перемещения маломобильных групп населения (инвалидов) (л.д. 14).

Наличие указанных нарушений представитель ответчика в ходе судебного разбирательства спора не оспаривал.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Федеральными законами от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 02.08.1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ «О связи», от 05.12.2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы предъявляются требования по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В силу ст. 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".

Согласно п. 41 Постановления Правительства РФ от 26.12.2014г. N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которому СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" обязателен для исполнения.

Статья 12 Федерального закона от 30.12.2009г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает, что объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного закона Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно - правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 10.01.2003г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.

Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В силу п. 2 Правил перевозок, пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта от 19 декабря 2013 года № 473, перевозчики, владельцы инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, поездов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

В соответствии с пунктом 1.2 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (далее - МГН). Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (далее - Правила), утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011г. № 605 и введенного в действие с 01.01.2013г., требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Помещения зданий вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенный для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для МГН (пункт 7.4.9 Правил).

В соответствии с п. 4.1.14 Правил - лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.

Пассажирская платформа остановочного пункта ст. Колодезная расположена по адресу: Воронежская область, Каширский район, пос. Колодезный, ул. Советская, д. № 30 «Б» предназначена для посадки и высадки пассажиров пригородных поездов, находится в собственности ОАО «Российские железные дороги», балансодержателем является Юго-Восточная дирекция пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД».

В свою очередь, отсутствие специальных устройств, обеспечивающих доступность для инвалидов пассажирской платформы ст. Колодезная существенно нарушает права пассажиров, имеющих инвалидность, на получение услуги по перевозке железнодорожным транспортом в надлежащих условиях.

По своему целевому назначению тактильные наземные указатели на кромках пассажирских платформ, пандусы на лестничных сходах с платформ предназначены для обеспечения доступности платформ для лиц, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата, влекущие необходимость использования инвалидных кресел, а также лиц с нарушениями зрения, влекущими необходимость использования специальных тростей.

Проведенной в период с 28.09.2016 по 30.09.2016 прокурорской проверкой на предмет соответствия вышеуказанных платформ нормам законодательства о социальной защите инвалидов было установлено, что вышеуказанная пассажирская платформа остановочного пункта ст.Колодезная не оборудована пандусом для перемещения лиц с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске.

Факт отсутствия на пассажирской платформе ст.Колодезная специальных устройств, обеспечивающих доступ инвалидов, свидетельствует о бездействии ОАО «РЖД», влекущем нарушение гарантированных законом прав маломобильных групп населения на получение услуги перевозки железнодорожным транспортом.

Статьей 210 ГК РФ предусматривается, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Из объяснений представителя ответчика следует, что спорная платформа ст.Колодезная будет обеспечена устройствами беспрепятственного доступа МГН до 01.07.2018 года.

Оценив по правилам ст. 67 КПК РФ указанные доводы ответчика, суд считает их заслуживающими внимания.

Из пояснений свидетеля ФИО6. следует, что проведение работ по оборудованию лестничных сходов с пассажирской (посадочной) платформы остановочного пункта ст.Колодезная, расположенной по адресу: Воронежская область, Каширский район, пос. Колодезный, ул. Советская, д. № 30 «Б» пандусом в срок до 01.07.2018 года технически возможно.

С учетом изложенного, суд считает иск Воронежского транспортного прокурора подлежащим удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что о том, что положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, судом не принимаются во внимание, поскольку данные положения закона должны применяться в совокупности со всеми иными нормами, действовавшими на период нарушения прав инвалидов и, в том числе, сохраняющими свое действие в настоящее время, несмотря на то, что являющаяся предметом рассмотрения платформа не является ни вновь вводимой, ни прошедшей реконструкцию либо модернизацию.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Как следует из объяснений начальника Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделениями Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» утвержден план по устранению нарушений связанных с обустройством пассажирских платформ пандусами для нужд инвалидов и маломобильных групп населения, завершить данные работы дирекция планирует в июне 2018 года.

С учетом изложенного, суд считает необходимым установить срок для проведения работ по оборудованию лестничных сходов с пассажирской (посадочной) платформы остановочного пункта ст.Колодезная, расположенного по адресу: Воронежская область, Каширский район, пос. Колодезный, ул. Советская, д. № 30 «Б» пандусом в срок до 01 июля 2018 года.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец была освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ предусмотрено, что в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 названного Кодекса, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Из содержания искового заявления следует, что прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга физических лиц.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц – 300 руб.; для организаций – 6000 руб.

Принимая во внимание, что исковые требования прокурора в интересах физических лиц судом удовлетворены, с учетом приведенных выше правовых норм, взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги», выразившееся в игнорировании обязанности по созданию условий для граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» произвести работы по оборудованию лестничных сходов с пассажирской (посадочной) платформы остановочного пункта ст.Колодезная, расположенной по адресу: Воронежская область, Каширский район, пос. Колодезный, ул. Советская, д. № 30 «Б», пандусом в срок до 01 июля 2018 года.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход муниципального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья В.И. Буслаева

Решение суда в окончательной форме составлено 28 июля 2017 года.

1версия для печати

2-2184/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воронежский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Другие
АО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье"
ВООООО "Всороссийское общество инвалидов"
Администрация Каширского муниципального района
Департамент транспорта и автомобильных дорог ВО
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Буслаева Валентина Ивановна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
14.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
17.04.2017Передача материалов судье
18.04.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.05.2017Предварительное судебное заседание
15.05.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.06.2017Предварительное судебное заседание
25.07.2017Судебное заседание
28.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2017Дело оформлено
04.12.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее