<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2022 года г. Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лебедко К.В.,
с участием истца Норок И.Н.,
при секретаре Юленковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Норок Ирины Николаевны к ООО «Управляющая компания «Жилищно-Коммунальная компания» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Норок И.Н. обратилась в суд к ООО «Управляющая компания «Жилищно-Коммунальная компания» о защите прав потребителя.
Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ года ООО Управляющая компания «Жилищно-Коммунальная компания» оказывает жилищную услугу жильцам дома, расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес> в которую входит содержание и ремонт общего имущества дома. С начала обследования со стороны ответчика не проводятся никакие ремонтные и профилактические работы, внешний вид дома разрушается, отмостки уходят под землю, швы между плитами высыпались, из подвала идет зловоние. Более четырех лет не было ремонта в подъезде, на стенах облупилась краска. Истец каждый год просит предъявить документы на расходы, связанные с содержанием дома, в связи с чем приходит к выводу, что дом никто не содержит, только выдаются квитанции и собираются деньги. Считает, что этим самым ответчик нарушил ее права. Она обращалась к ответчику с письменными заявлениями, однако на них никто не отреагировал. Истец является пенсионером, платить за несуществующую услугу у нее нет средств, поэтому, начиная с марта 2021 года, она не оплачивает жилищную услугу. Считает, что с января 2019 года по февраль 2021 года ею было излишне уплачена за жилищную услугу сумма в размере 12 797 руб. 62 коп., в том числе за 2019 г. – 5 902 руб. 56 коп., за 2020 г. – 5 902 руб. 56 коп., за январь и февраль 2021 г. – 992 руб. 50 коп. Действиями ответчика ей причинены нравственные страдания. Просит обязать ответчика убрать из начисления в бухгалтерском учете жилищную услугу за период с января 2019 года по июль 2021 года в сумме 15 281 руб. 53 коп., обязать ответчика регулярно исполнять свои прямые обязанности по обслуживанию общего имущества многоквартирного жилого дома, произвести ремонт подъезда и начать подготовку подвалов к зимнему сезону, обязать ответчика выдать документ, подтверждающий расшифровку тарифа жилищной услуги и правомерность увеличения тарифа, взыскать с ответчика уплаченную излишне сумму в размере 12 797 руб. 62 коп., компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании истец Норок И.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ООО Управляющая компания «Жилищно-Коммунальная компания» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, временно управляющий ООО Управляющая компания «Жилищно-Коммунальная компания» ФИО6 ООО УК «Теплосеть» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим, о причинах не явки суд не уведомили.
Суд, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно ч. 1 ст. 37 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
При этом ч. ч. 1, 2 ст. 39 Жилищного кодекса РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Вопросы управления общим имуществом многоквартирного дома, находящегося в общей долевой собственности собственников квартир, могут решаться только по воле всех собственников жилых помещений в этом доме, а данную деятельность собственники общего имущества осуществляют совместно через общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 44 ЖК РФ).
Согласно части 1, пункту 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ).
Таким образом, плата за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома является составляющей платы за жилое помещение и обязанностью собственника такого помещения по ее внесению.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В пункте 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ указано, что одним из способов управления многоквартирным домом, который могут выбрать собственники помещений в многоквартирном доме, является управление управляющей организацией.
В соответствии с ч.ч. 1, 1.1, 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
Как указано в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 290 от 03 апреля 2013 года, определены работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирного дома, в качестве которых в п. 3 указаны: нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий и их эксплуатации, его выполнение.
Следовательно, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
"Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, в пункте 6 определяют, что в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном названными Правилами.
Поскольку спорные правоотношения возникли по поводу качества оказания управляющей компанией собственникам жилого помещения услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, на данные правоотношения распространяется действие Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Норок И.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: Красноярский край, <адрес>
Согласно государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес> в период с 01.04.2019 г. по 30.09.2021 г. являлось ООО Управляющая компания «Жилищно-коммунальная компания», с 01.10.2021 года является ООО УК «Теплосети» ДД.ММ.ГГГГ
10.02.2019 г. собственниками жилых помещений дома № <адрес> выбрано ООО Управляющая компания «Жилищно-коммунальная компания» в качестве управляющей организацией многоквартирного дома <данные изъяты>
Между ООО Управляющая компания «Жилищно-коммунальная компания» и собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, заключен договор управления многоквартирным домом, по условиям которого работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме выполняются управляющей компанией при наличии решения общего собрания собственников помещений либо Совета дома, кроме работ, входящих в состав работ и услуг по содержанию общего имущества; аварийных, неотложных, обязательных, текущих, сезонных работ, необходимых для содержания дома как объекта; работ по предписанию надзорных органов. Перечни, сроки оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества формируются в соответствии с требованиями действующего законодательства результатами осмотров общего имущества, размером финансирования и рассчитываются на срок действия договора, но не менее чем на один год. Виды и объемы работ по текущему ремонту, которые не являются неотложными, не обеспеченные накоплениями в текущем году, ставятся в план работ последующих периодов (до момента накопления необходимых средств). Управляющая компания обязана выполнять работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме при наличии к тому оснований, предусмотренных действующим законодательством (необходимости их проведения). Проведение работ по текущему ремонту, которые не являются неотложными и обязательными, осуществляется при наличии накопленных и достаточных для финансирования проведения ремонта средств (из ежемесячно оплачиваемых собственниками на ремонт). Текущий ремонт проводится при необходимости предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов. Управляющая компания осуществляет содержание дома с соблюдением Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (<данные изъяты>
Определением Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ года в отношении должника ООО УК «Жилищно-Коммунальная Компания» введена процедура наблюдения, временным управляющим должником утвержден ФИО7
В июне 2021 г. собственниками жилых помещений дома № <адрес> проведено собрание в форме очно-заочного голосования, в том числе, по вопросу расторжения договора управления с ООО УК «ЖКК» и выборе управляющей организации ООО УК «Теплосеть <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ г. между собственниками жилых помещений дома № <адрес> и ООО УК «Теплосеть» заключен договор управления многоквартирным домом. Предметом указанного договора является возмездное оказание (выполнение) комплекса услуг и (или) работ по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельности <данные изъяты>
По сообщению Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в адрес службы обращений от собственников жилых помезщений МКД в отношении управляющей организации ООО УК «ЖКК» по факту ненадлежащего исполнения обязанностей по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации не поступало. Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по управлению МКД, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в адрес ООО УК «ЖКК» не объявлялись <данные изъяты>
Размер платы за коммунальные услуги, исходя из содержания части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Довод истца о том, что размер ежемесячной платы за оказание управляющей компанией услуг, содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного дома должен быть снижен, так как не определен исходя из фактически выполненных работ, судом отклоняется, поскольку установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что ответчиком фактически исполнены обязательства по договору управления многоквартирным домом в рамках установленного тарифа, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, составляющей плату за жилое помещение и обязанностью собственника такого помещения по ее внесению, не имеется.
В связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований об исключении начислений за жилищную услугу за период с января 2019 г. по июль 2021 г. и взыскании с ответчика в пользу истца излишне уплаченной суммы в размере 12 797 руб. 62 коп.
Согласно п. 17, 18 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 29.06.2020) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ; условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что отсутствие утвержденного общим собранием собственников жилых помещений перечня работ и услуг по текущему ремонту подъезда, объема их финансирования не позволяет Управляющей компании произвести текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: Красноярский край, <адрес>, письменных обращений собственников жилых помещений по указанному выше адресу, в материалы дела не представлено. Управляющая компания вправе осуществлять указанные работы и услуги только на денежные средства, собранные по статье текущий ремонт. Поскольку отсутствует возможность проведения текущего ремонта общего имущества жилого дома по вышеуказанному адресу, отсутствует решение собственников помещений в многоквартирном доме об объеме работ по ремонту подъезда, размера финансирования данных работ, учитывая, что ответчик в настоящее время не является управляющей организацией МКД, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о возложении обязанности на ответчика регулярно исполнять свои прямые обязанности по обслуживанию общего имущества многоквартирного жилого дома, произвести ремонт подъезда и начать подготовку подвалов к зимнему сезону, выдаче документа, подтверждающего расшифровку тарифа жилищной услуги и правомерность увеличения тарифа.
Поскольку истцом не было представлено доказательств наличия в действиях ответчиков обстоятельств, повлекших его нравственные или физические страдания, нарушений прав истца действиями ответчиков, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о компенсации морального вреда. Оснований, предусмотренных ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда судом установлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Норок Ирины Николаевны к ООО «Управляющая компания «Жилищно-Коммунальная компания» о защите прав потребителя, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Рыбинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: К.В. Лебедко
<данные изъяты>