Дело №2-43/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2014 года р.п. Рудня
Руднянский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Поповой К.О.,
при секретаре Уткиной О.А.
с участием:
заместителя прокурора Руднянского района Волгоградской области Кузнецова М.С.
представителя ответчика – главы Лемешкинского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области Захарова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Руднянского муниципального района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лемешкинского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области о понуждении к установке технического сооружения, препятствующего скоростному движению (искусственные неровности),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Руднянского муниципального района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Лемешкинского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области о понуждении к установке технического сооружения, препятствующего скоростному движению (искусственные неровности).
В обоснование иска прокурор указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки исполнения на территории Руднянского муниципального района Волгоградской области законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администраций сельских поселений установлено отсутствие технического сооружения, препятствующего скоростному движению (искусственные неровности), по <адрес> в <адрес>, вблизи территории МБОУ «<данные изъяты>», что является нарушением требований пп. 6.1, 6.2 ГОСТ Р52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» и способствует образованию травматических ситуаций для обучающихся в учреждении детей. Ссылаясь на подп. 3, 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", вменяющих органу местного самоуправления обязанности по организации дорожной деятельности, просил обязать администрацию Лемешкинского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области обязать в течение <данные изъяты> месяцев с момента вступления решения в законную силу установить техническое сооружение, препятствующее скоростному движению (искусственные неровности), по <адрес> в <адрес> муниципального района Волгоградской области, вблизи здания МБОУ «<данные изъяты>».
В судебном заседании заместитель прокурора Руднянского района Волгоградской области Кузнецов М.С. иск поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - глава Лемешкинского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области Захаров И.А. иск признал.
Представитель 3-его лица ОГИБДД МО МВД России «Жирновский» в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Части 1, 2 ст. 45 ГПК РФ наделяют прокурора правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Согласно ст. 1, 3, 5 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 4 ст. 6 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как установлено п. 5 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч. 8 ст. 6 названного Федерального закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 13 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ст. 17 Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Как установлено пп. 9, 10 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит также разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки. В состав мероприятий по содержанию автомобильных дорог входит, в том числе, установка недостающих дорожных знаков, светофорных объектов и других элементов обустройства дорог.Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ N 295-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения".
Настоящий стандарт распространяется на искусственные неровности, устраиваемые на проезжей части дорог и улиц городов и сельских поселений (далее - дороги) Российской Федерации. Стандарт устанавливает общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения (пункт 1).
Искусственная неровность - специально устроенное возвышение на проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенное перпендикулярно к оси дороги (п. 3).
В соответствии с п. 6 указанного Национального стандарта искусственные неровности устраивают на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением.
Искусственные неровности устраивают на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий.
Искусственные неровности устраивают, в том числе, перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями.
Не допускается устраивать искусственные неровности на остановочных площадках общественного транспорта или соседних с ними полосах движения и отгонах уширения проезжей части, на мостах, путепроводах, эстакадах, в транспортных тоннелях и проездах под мостами, на расстоянии менее 100 метров от железнодорожных переездов, на подъездах к больницам, станциям скорой медицинской помощи, пожарным станциям, автобусным и троллейбусным паркам, гаражам и площадкам для стоянки автомобилей аварийных служб и другим объектам сосредоточения специальных транспортных средств, над смотровыми колодцами подземных коммуникаций.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагается обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02 марта 2009 года N 185 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно п. 39 данного Регламента контроль за дорожным движением включает в себя, в том числе, наблюдение за состоянием технических средств организации дорожного движения, проезжей части дорог и дорожных сооружений, элементами их обустройства.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08 июня 1999 года N 410 утверждено Наставление по службе дорожной инспекции и организации дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. На указанную службу возложены обязанности: обеспечивать государственный контроль юридическими лицами независимо от форм собственности и иными организациями, должностными лицами правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к ремонту и эксплуатационному состоянию автомобильных дорог; анализировать информацию о состоянии безопасности дорожного движения, причинах и условиях способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, связанных с неудовлетворительным состоянием дорог; осуществлять подготовку предложений по совершенствованию организации дорожного движения и повышению безопасности для внесения в органы местного самоуправления. Для обеспечения исполнения возложенных на службу обязанностей, служба наделена правом докладывать главным государственным инспекторам безопасности дорожного движения о необходимости выдачи должностным лицам обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений нормативных правовых актов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Исходя из положений приведенных нормативных правовых актов, устройство искусственных неровностей перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями производится на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий. Также должны учитываться предусмотренные национальным стандартом исключения, при которых не допускается устраивать искусственные неровности на дорогах. При этом, анализ информации о состоянии безопасности дорожного движения и выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений нормативных правовых актов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения входит в компетенцию Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно разделу III Перечня объектов муниципального имущества, находящихся в процессе разграничения в собственности Руднянского муниципального района, но не отнесенных законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Руднянского муниципального района, и по указанным причинам передаваемых Руднянским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность Руднянского городского поселения, являющегося приложением 3 к Закону Волгоградской области от 30 ноября 2006 года №1324-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Руднянский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями», в собственность Лемешкинского сельского поселения передана асфальтированная дорога, инвентарный №, расположенная в <адрес> Руднянского муниципального района Волгоградской области по <адрес>.
Подпунктом <данные изъяты> п. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Устава Лемешкинского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Лемешкинского сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля, отнесена к вопросам местного значения (л.д. <данные изъяты>).
Проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Руднянского района проверкой установлено отсутствие технического сооружения, препятствующего скоростному движению (искусственные неровности) по <адрес> Руднянского муниципального района Волгоградской области, вблизи здания МБОУ «<данные изъяты>», что отражено в акте проверки и фототаблице (л.д. <данные изъяты>
По выводам государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД РФ «Жирновский» Волгоградской области устройство технического сооружения, препятствующего скоростному движению (искусственные неровности), на спорном участке дороги необходимо с целью предотвращения дорожно-транспортных происшествий с участием детей. При этом по сообщению надзорного органа в связи с проведенной в 2011 году реформой в системе МВД РФ личный состав отделения ГИБДД по Руднянскому району Волгоградской области переведен в ОГИБДД МО МВД РФ «Жирновский» Волгоградской области. Журнал учета и анализа дорожно-транспортных происшествий по Руднянскому району был утерян (л.д. <данные изъяты>).
Предусмотренных национальным стандартом исключений, при которых не допускается устраивать искусственные неровности, на спорной дороге в ходе судебного разбирательства не установлено.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация Лемешкинского сельского поселения не принимает мер по обеспечению безопасности дорожного движения вблизи детского образовательного учреждения, что может повлечь причинение вреда здоровью воспитанников, а также других лиц, тогда как принятие таких мер вменено ей в обязанности на законодательном уровне, что признано главой муниципального образования Захаровым И.А. (л.д. <данные изъяты>), и что свидетельствует об обоснованности заявленных прокурором требований.
В этой связи иск прокурора подлежит удовлетворению.
Как установлено чч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Применительно к данной норме <данные изъяты> срок, исчисляемый с момента вступления решения в законную силу, требуемый прокурором для устранения нарушения требований безопасности дорожного движения, способствующего дорожно-транспортным происшествиям с участием несовершеннолетних, суд полагает разумным и достаточным.
При таких данных иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Руднянского района Волгоградской области удовлетворить.
Обязать администрацию Лемешкинского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области установить техническое сооружение, препятствующее скоростному движению (искусственные неровности), по <адрес> в <адрес> Руднянского муниципального района Волгоградской области, вблизи здания МБОУ «<данные изъяты>» в течение <данные изъяты> месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Апелляционная жалоба на решение может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья К.О. Попова