Дело № 2-1864/2021 мотивированное решение
76RS0010-01-2021-003002-92 изготовлено 29.12.2021г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2021 года г. Ростов Ярославской области
Ростовский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Бабич В.Е.,
при секретаре Наумовой Л.В.,
с участием представителя истца- помощника Ростовского межрайонного прокурора Ваганова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области об обязании на автодороге регионального значения «Угодичи- Мосейцево - Погорелово» устранить дефекты дорожного покрытия, покрытия обочин, асфальтобетонного покрытия,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный прокурор Ярославской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области об обязании на автодороге регионального значения «Угодичи- Мосейцево - Погорелово» устранить дефекты дорожного покрытия, покрытия обочин, асфальтобетонного покрытия.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки проведенной Ростовской межрайонной прокуратурой с привлечением начальника ОГИБДД ОМВД России по Ростовскому району 29.06.2021 установлено, что на автодороге регионального значения «Угодичи- Мосейцево- Погорелово» :
- в нарушение п. 6.3 ГОСТ 50597-2017 на участке с км 0+000 м по км 21+740 м плохо различима горизонтальная дорожная разметка;
- в нарушение п. 7.1 ГОСТ 33180-2014 на участке с км 0+000 м по км 21+740 м покрытие проезжей части дороги имеет дефекты в виде раскрытых необработанных трещин на асфальтобетонном покрытии шириной более 3 мм и суммарной длиной более 20 м на 1000 м2;
- в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 на участках км 9+700 м, км 11+300 м, с км 11+800 м по км 12+000 м, с км 12+600 м по км 13+000 м, с км 13+00 м по км 14+00 м, с км 16+00 м по км 16+500 м покрытие проезжей части дороги имеет дефекты в виде многочисленных выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые значения, износ асфальтового покрытия;
- в нарушение п. 5.3.1 ГОСТ 33220-2015 на участке км 11+300 м обочина имеет дефект в виде занижения: слева на 6 см, протяженностью 5 метров; справа на 6 см, протяженностью 6 метров;
- в нарушение п. 6.1.1, п. 6.1.3 ГОСТ 33220-2015 на участке км 12+0000 м отсутствуют опоры с дорожными знаками 5.19.1(2) «Пешеходный переход»;
- в нарушении п. 3.19 ГОСТ 32825-2014 на участках с км 12+000 м по км 12+300 м, с км 16+500 м по км 21+740 м проезжая часть дороги имеет дефекты в виде разрушения асфальтобетонного покрытия на всю ширину проезжей части, на котором при визуальной оценке площадь повреждений составляет более половины от общей площади оцениваемого участка покрытия.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Департамент дорожного хозяйства Ярославской области, как орган, уполномоченный осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального значения и обеспечивать безопасность дорожного движения на них, ненадлежащим образом реализует свои полномочия в отношении автомобильной дороги регионального значения «Угодичи-Мосейцево-Погорелово», что серьезно осложняет дорожно- транспортную обстановку на территории Ростовского муниципального района, создают реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетним, поскольку по указанной автодороге осуществляется маршрут движения школьных автобусов.
В судебном заседании помощник Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области Ваганов А.Н. поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении. Вместе с тем, просил установить ответчику срок для устранения выявленных недостатков до 01 сентября 2022 года.
Представитель ответчика Департамента дорожного хозяйства Ярославской области надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третьи лица Акционерное общество "Ярдормост", ОГИБДД ОМВД России по Ростовскому району о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд представителя не направили.
Третье лицо ГКУ ЯО «Ярдорслужба», о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в суд представителя не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судом разрешен вопрос о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 – ФЗ (далее – Закон № 196–ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
В силу пп. 1, 6 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон №257-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, под которой понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст. 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 17 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно требованиям ст. 21 Закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автодорог.
В силу п. 1.1 Положения о департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 28.03.2018 № 195-п, Департамент дорожного хозяйства Ярославской области (далее - Департамент) является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области.
В соответствии с пп. 2.2-2.4 Положения в полномочия департамента входит осуществление дорожной деятельности в отношении региональных автомобильных дорог, регионального государственного надзора за обеспечением сохранности региональных автомобильных дорог, мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на региональных автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 5 Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008 № 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильная дорога «Угодичи- Мосейцево- Погорелово» является автодорогой регионального значения и находится в собственности Ярославской области.
Таким образом, обязанность по содержанию данной автодороги лежит на Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области.
В ходе проверки с привлечением начальника ОГИБДД ОМВД России по Ростовскому району 29.06.2021 установлено, что на автодороге регионального значения «Угодичи- Мосейцево- Погорелово» :
- в нарушение п. 6.3 ГОСТ 50597-2017 на участке с км 0+000 м по км 21+740 м плохо различима горизонтальная дорожная разметка;
- в нарушение п. 7.1 ГОСТ 33180-2014 на участке с км 0+000 м по км 21+740 м покрытие проезжей части дороги имеет дефекты в виде раскрытых необработанных трещин на асфальтобетонном покрытии шириной более 3 мм и суммарной длиной более 20 м на 1000 м2;
- в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 на участках км 9+700 м, км 11+300 м, с км 11+800 м по км 12+000 м, с км 12+600 м по км 13+000 м, с км 13+00 м по км 14+00 м, с км 16+00 м по км 16+500 м покрытие проезжей части дороги имеет дефекты в виде многочисленных выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые значения, износ асфальтового покрытия;
- в нарушение п. 5.3.1 ГОСТ 33220-2015 на участке км 11+300 м обочина имеет дефект в виде занижения: слева на 6 см, протяженностью 5 метров; справа на 6 см, протяженностью 6 метров;
- в нарушение п. 6.1.1, п. 6.1.3 ГОСТ 33220-2015 на участке км 12+0000 м отсутствуют опоры с дорожными знаками 5.19.1(2)»Пешеходный переход»;
- в нарушении п. 3.19 ГОСТ 32825-2014 на участках с км 12+000 м по км 12+300 м, с км 16+500 м по км 21+740 м проезжая часть дороги имеет дефекты в виде разрушения асфальтобетонного покрытия на всю ширину проезжей части, на котором при визуальной оценке площадь повреждений составляет более половины от общей площади оцениваемого участка покрытия.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Департамент дорожного хозяйства ЯО, как орган, уполномоченный осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального значения и обеспечивать безопасность дорожного движения на них, ненадлежащим образом реализует свои полномочия в отношении автомобильной дороги регионального значения «Угодичи-Мосейцево-Погорелово».
Исходя из установленных обстоятельств, на основании приведенных выше положений закона, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований о возложении на Департамент дорожного хозяйства Ярославской области обязанности на автодороге регионального значения «Угодичи- Мосейцево- Погорелово» устранить дефекты дорожного покрытия, дефектов обочины, установления опоры с дорожными знаками и восстановлении асфальтобетонного покрытия, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истцом заявлен срок исполнения мероприятий - до 01.09.2022 г.
По мнению суда, исходя из объема мероприятий, которые необходимо провести Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области, необходимость выделения финансирования, учитывая погодные условия, суд считает указанный срок является разумным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области.
Обязать Департамент дорожного хозяйства Ярославской области на автодороге регионального значения «Угодичи- Мосейцево- Погорелово» в срок до 01 сентября 2022 года:
-на участке с км 0+000 м по км 21+740 м нанести горизонтальную дорожную разметку;
-на участке с км 0+000 м по км 21+740 м устранить дефекты в виде раскрытых необработанных трещин на асфальтобетонном покрытии;
-на участках км 9+700 м, км 11+300 м, с км 11+800 м по км 12+000 м, с км 12+600 м по км 13+000 м, с км 13+00 м по км 14+00 м, с км 16+00 м по км 16+500 м устранить многочисленные выбоины;
-на участке км 11+300 м устранить дефекты обочины в виде занижения: слева на 6 см, протяженностью 5 метров; справа на 6 см, протяженностью 6 метров;
-на участке км 12+0000 м установить опоры с дорожными знаками 5.19.1(2) «Пешеходный переход»;
-на участках с км 12+000 м по км 12+300 м, с км 16+500 м по км 21+740 м восстановить асфальтобетонное покрытие во всю ширину проезжей части.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.Е. Бабич