гр.д.№2-(1) -1492/201
УИД 56RS0007-01-2019-001986-81
Решение
именем Российской Федерации
05 сентября 2019 года г. Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Зверевой К.В.,
при секретаре Тихоновой Е.В.,
с участием истца Агафонова Валерия Викторовича, его представителя адвоката Сараевой Валентины Дмитриевны, представителя ответчика Кинжалова Евгения Петровича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агафонова Валерия Викторовича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) об оспаривании отказа в назначении пенсии,
установил:
Агафонов В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (далее Управление Пенсионного фонда) в г.Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное), указывая на то, что он 14 ноября 2018 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением начальника Управления Пенсионного фонда №79 от 19 февраля 2019 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда.
Требуемый специальный стаж у него имеется, однако из стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии, исключены следующие периоды:
с 04 ноября 1980 года по 09 ноября 1982 года – 2 года 6 дней – военная служба по призыву,
с 15 июля 1985 года по 16 декабря 1985 года – 5 мес. 2 дня – работа в должности оператора дистанционного пульта управления в химическом производстве <данные изъяты>»,
с 14 января 1986 года по 31 июля 1986 года – 6 мес. 18 дней – работа в должности слесаря механосборочных работ при сварке <данные изъяты>
с 01 декабря 1991 года по 31 июля 1993 года – 1 год 8 мес. 1 день – работа в должности котельщика <данные изъяты>
с 15 февраля 1995 года по 23 июля 1995 года – 5 мес. 9 дней, с 25 июля 1995 года по 12 ноября 1995 года – 3 мес. 18 дней, с 14 ноября 1995 года по 24 декабря 1995 года – 1 мес. 11 дней, с 26 декабря 1995 года по 01 апреля 1996 года – 3 мес. 6 дней, с 05 апреля 1996 года по 09 апреля 1996 года – 5 дней – работа в должности сварщика <данные изъяты>»,
с 24 июля 1995 года по 24 июля 1995 года – 1 день, с 13 ноября 1995 года по 13 ноября 1995 года – 1 день, с 25 декабря 1995 года по 25 декабря 1995 года – 1 день, с 02 апреля 1996 года по 04 апреля 1996 года – 3 дня – нахождение в отпуске без сохранения заработной платы.
Всего в специальный стаж работы для назначения досрочной пенсии не было засчитано 5 лет 9 мес. 22 дня.
С данным решением он не согласен.
Факт его работы в должности сварщика в <данные изъяты>» подтверждается последовательными записями в трудовой книжке, архивной справкой. Льготный период работы в течение полного рабочего дня подтверждается расчетно-платежными ведомостями по начислению заработной платы, лицевыми счетами. В указанные периоды он был занят на резке и ручной сварке. Сборка стыков труб и деталей в <данные изъяты> производится в соответствии с требованиями ГОСТ 16037-80, СНиП 3.05.03-85. Согласно данным документам в <данные изъяты> используется только ручная сварка, что подтверждается справкой <данные изъяты>» от 08 апреля 2019 года.
Кроме того, допущенные работодателем недоработки не могут являться основанием для отказа ему в назначении досрочной пенсии.
Период работы с 01 декабря 1991 года по 31 июля 1993 года в должности котельщика <данные изъяты>» подтверждается надлежащим образом, а именно записями в трудовой книжке, которая в силу норм действующего в настоящее время и действовавшего ранее законодательства является основным документом в трудовой деятельности работника, справкой, уточняющей особый характер работы, выданной 16 февраля 2018 года <данные изъяты>», ответом Исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан от 15 февраля 2018 года.
Просил признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) №79 от 19 февраля 2019 года об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) включить в льготный стаж периоды работы:
с 01 декабря 1991 года по 31 июля 1993 года – 1 год 8 мес. 1 день – работа в должности котельщика <данные изъяты>
с 15 февраля 1995 года по 23 июля 1995 года – 5 мес. 9 дней, с 25 июля 1995 года по 12 ноября 1995 года – 3 мес. 18 дней, с 14 ноября 1995 года по 24 декабря 1995 года – 1 мес. 11 дней, с 26 декабря 1995 года по 01 апреля 1996 года – 3 мес. 6 дней, с 05 апреля 1996 года по 09 апреля 1996 года – 5 дней – работа в должности сварщика <данные изъяты>».
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости и выплачивать ее с 24 ноября 2018 года.
В последующем Агафонов В.В. требования уточнил, просил также обязать ответчика включить в его специальный стаж периоды работы:
с 15 июля 1985 года по 16 декабря 1985 года – 5 мес. 2 дня - в должности оператора дистанционного пульта управления в химическом производстве <данные изъяты>
с 14 января 1986 года по 31 июля 1986 года – 6 мес. 18 дней - в должности слесаря механосборочных работ при сварке <данные изъяты>
В судебном заседании Агафонов В.В., его представитель адвокат Сараева В.Д., действующая на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, требования Агафонова В.В. с учетом уточнений поддержали по основаниям, изложенным в заявлениях.
Представитель ответчика Кинжалов Е.П., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования Агафонова В.В. не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, приобщенном к материалам дела.
Выслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 14 ноября 2018 года истец обратился с заявлением к ответчику о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации».
Однако решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г. Бугуруслане от 19 февраля 2019 года №79 в назначении досрочной страховой пенсии было отказано со ссылкой на отсутствие требуемого стажа. Специальный стаж, как считает ответчик, составил 05 лет 03 мес. 06 дней (мужчине в возрасте 57 лет требуется 07 лет 06 мес.).
В стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, не засчитаны периоды работы:
с 15 июля 1985 года по 16 декабря 1985 года – 5 мес. 2 дня – работа в должности оператора дистанционного пульта управления в химическом производстве <данные изъяты>»,
с 14 января 1986 года по 31 июля 1986 года – 6 мес. 18 дней – работа в должности слесаря механосборочных работ при сварке <данные изъяты>
с 01 декабря 1991 года по 31 июля 1993 года – 1 год 8 мес. 1 день – работа в должности котельщика <данные изъяты>», поскольку в Пенсионный фонд не поступили документы от компетентных учреждений Узбекистана о сохранении института досрочных пенсий на территории Узбекистана;
с 15 февраля 1995 года по 23 июля 1995 года – 5 мес. 9 дней, с 25 июля 1995 года по 12 ноября 1995 года – 3 мес. 18 дней, с 14 ноября 1995 года по 24 декабря 1995 года – 1 мес. 11 дней, с 26 декабря 1995 года по 01 апреля 1996 года – 3 мес. 6 дней, с 05 апреля 1996 года по 09 апреля 1996 года – 5 дней – работа в должности сварщика <данные изъяты>», так как отсутствуют документы, подтверждающие занятость на ручной сварке.
Часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (введенного в действие с 01 января 2015 года и в редакции, действующей до 31 декабря 2018 года) предусматривает: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года, право на досрочное назначение пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Закона, на один год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях»).
Пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определяет Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), которые применяются при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с подпунктом «б» указанного пункта при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
В соответствии с подразделом 3 "Котельные и судокорпусные работы" раздела XV "Металлообработка" Списка N 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173, действовавшего до 01 января 1992 года, правом на льготное пенсионное обеспечение пользовались котельщики.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 предусмотрено, что правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются котельщики (раздел XIV "Металлообработка", подраздел III "Котельные, судокорпусные, судостроительные и судоремонтные работы" (код профессии 2150300а-13144)).
Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991 года, также предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Основными критериями для признания права на досрочную страховую пенсию по старости, как вытекает из норм права, указанных выше, являются соответствие наименования должности, которую фактически занимал работник, наименованию должности, предусмотренной Списком № 2, а также установление факта работы в производстве, предусмотренном Списком № 2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Как следует из п. 2 ст. 11 Закона N 400-ФЗ, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ. Одним из таких договоров является Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (далее - Соглашение), в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Российская Федерация и Республика Узбекистан являются участниками этого Соглашения.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.
Распоряжением Правления ПФР от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (далее - Рекомендации), в соответствии с которыми признается возможность включения в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, трудового стажа работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 года, но и после этой даты при условии уплаты страховых взносов в соответствующие органы указанных государств.
Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ.
В соответствии со статьёй 10 Соглашения от 13 марта 1992г. компетентные учреждения (органы) государств-участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера.
С 01 января 2002г. вступил в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001г. N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии со статьёй 10 которого периоды работы и (или) иной деятельности, включаются в страховой стаж в случае уплаты страховых взносов.
Аналогичный порядок включения в страховой стаж периодов работы предусмотрен статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 01 января 2015г.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Таким образом, период работы истца в Республике Узбекистан должен быть учтен при назначении льготной пенсии по старости при условии его документального подтверждения.
Из представленной суду трудовой книжки Агафонова В.В. видно, что он согласно записям в трудовой книжке работал на территории Республики Узбекистан в периоды с 15 июля 1985 года по 16 декабря 1985 года в цехе крупного агрегата по производству аммиака оператором дистанционного пульта управления в химическом производстве <данные изъяты>», с 14 января 1986 года по 31 июля 1986 года – в цехе нестандартизированного оборудования № слесарем механо - сборочных работ при сварке <данные изъяты>», с 21 марта 1986 года переведен в ремонтно-механический цех № слесарем разметчиком <данные изъяты>, с 25 августа 1986 года по 31 июля 1993 года котельщиком <данные изъяты>», с 15 февраля 1995 года по 09 апреля 1996 года - сварщиком <данные изъяты>».
Согласно справке <данные изъяты>» от 16 февраля 2018 года Агафонов В.В. работал на <данные изъяты>» в производстве металлообработки полный рабочий день в режиме полной рабочей недели с 25 августа 1986 года по 31 июля 1993 года в котельно – сварочном цехе в качестве котельщика, что предусмотрено Списком 2, разделом X1V, шифр 2150300а, пункт- 13144, Утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10, дающее право на пенсию по льготному пенсионному обеспечению.
Из ответов Внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан от 31 мая 2019 года №ШД/3001-47-963 и от 13 августа 2019 года №03/30-01-37/632 на запросы суда о подтверждении сведений о трудовом стаже Агафонова В.В. видно, что пунктом 4 Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионом обеспечении граждан» от 03 сентября 1993 года №939-XП, был сохранен действовавший до введения в действие Закона порядок льготного пенсионного обеспечения по возрасту за лицами, работавшими до введения в действие Закона на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренного ранее действовавшим законодательством.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении списков производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию на льготных условиях» №250 от 12 мая 1994 года (действующий) утверждены: Список №3 части 1Х «Социальные работники», пункта 8, подпункта «а» имеется должность «15948 операторы пульта управления» и части ХV «Металлообработка» пункта 9, подпункта «а» «18466 слесари механосборочных работ, занятые разборкой каркасов внутри мягких баков».
В пункте 3 «Котельные, судокорпусные, судостроительные и судоремонтные работы» раздела ХV «Металлообработка» части 1 Списка №3 предусмотрены профессии – «23187 Мастера (старшие мастера), занятые на котельных работах». Профессия «котельщик в производстве металлообработки» в указанных списках не предусмотрен.
Из анализа изложенного следует, что право на льготное пенсионное обеспечение за работниками, занятыми в производстве металлообработки в качестве котельщиков было сохранено в Республике Узбекистан до 03 сентября 1993 года, то есть до принятия закона Республики Узбекистан «О государственной пенсионном обеспечении граждан».
Поэтому суд пришел к выводу, что период работы истца с 01 декабря 1991 года по 31 июля 1993 года (01 год 08 мес.01 день) подлежит включению в специальный стаж.
Вместе с тем из представленных Агафоновым В.В. суду доказательств не усматривается, что истец в периоды с 15 июля 1985 года по 16 декабря 1985 года – 5 мес. 2 дня, с 14 января 1986 года по 31 июля 1986 года – 6 мес. 18 дней был занят на работах, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости.
Истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что в периоды с 15 февраля 1995 года по 23 июля 1995 года – 5 мес. 9 дней, с 25 июля 1995 года по 12 ноября 1995 года – 3 мес. 18 дней, с 14 ноября 1995 года по 24 декабря 1995 года – 1 мес. 11 дней, с 26 декабря 1995 года по 01 апреля 1996 года – 3 мес. 6 дней, с 05 апреля 1996 года по 09 апреля 1996 года – 5 дней работал электрогазосварщиком, был занят на резке и ручной сварке в течение полного рабочего дня, а судом не добыто никаких доказательств в подтверждение этого. Сам по себе факт работы истца в спорные периоды, подтвержденный записями в трудовой книжке, не влечет автоматически возникновения права на льготное пенсионное обеспечение. Для его возникновения необходимо подтверждение работы не менее 80% рабочего времени (полная занятость). При этом не все работники, работающие во вредных или тяжелых условиях труда, пользуются правом на назначение льготной пенсии.
Таким образом, продолжительность стажа истца, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости на момент достижения им возраста 57 лет, и обращения с заявлением о назначении пенсии досрочно составляла менее 07 лет 6 месяцев, что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости в возрасте 57 лет.
Поэтому суд также отказывает в иске Агафонову В.В. в назначении пенсии досрочно, а, следовательно, и в её выплате.
Таким образом, исковые требования Агафонова В.В., носящие имущественный характер, не подлежащий оценке, удовлетворены частично.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В силу ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В пунктах 20 и 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что при неполном (частичном) удовлетворении имущественных требований, подлежащих оценке, судебные издержки присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).
Положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ) не подлежат применению при разрешении, в частности, иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда), иска имущественного характера, не подлежащего оценке (например, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения).
С учетом положений указанных нормативных актов суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы, понесенные по государственной пошлине согласно квитанции от 11 апреля 2019 года, в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 98, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Агафонова Валерия Викторовича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) об оспаривании отказа в назначении пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) включить Агафонову Валерию Викторовичу в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, период работы с 01 декабря 1991 года по 31 июля 1993 года, в остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) в пользу Агафонова Валерия Викторовича в возмещение расходов по государственной пошлине 300 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда путем подачи жалобы через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: К.В.Зверева
Текст мотивированного решения изготовлен 10 сентября 2019 года.