Дело № 12-117/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Усолье 13 марта 2018 года
Судья Березниковского городского суда Пермского края Баранов Г.А.,
при секретаре судебного заседания Бадиной Т.В.,
с участием представителей юридического лица, привлеченного к административной ответственности, - администрации Усольского городского поселения Ундровской Л.А., действующей на основании доверенности № от ....., Кокшарова А.В., действующего на основании доверенности от ..... №,
государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Березниковский» Пономарева С.В.
рассмотрев в помещении Березниковского городского суда Пермского края по адресу: город Усолье, ул. Радищева, 15а, жалобу главы администрации Усольского городского поселения на постановление мирового судьи судебного участка № 9 Березниковского судебного района Пермского края от ..... Наумовой О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.27 ст.19.5 КоАП РФ
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 9 Березниковского судебного района Пермского края от ..... Наумовой О.А. администрация Усольского городского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.27 ст.19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Глава администрация Усольского городского поселения обратился в Березниковский городской суд Пермского края с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, а также в связи с неверным установлением обстоятельств по делу. Указывает, что исполнить предписание ОГИБДД МО МВД России «Березниковский» ремонтные работы по восстановлению дорожного покрытия было невозможно провести в силу климатических условий, а также ограничений, содержащихся в действующих нормативно-правовых актах Российской Федерации. Администрация Усольского городского поселения обращалась в адрес ОГИБДД МО МВД России «Березниковский» с просьбой о переносе сроков устранения выявленных нарушений, что не было учтено судом.
В судебном заседании представитель администрации Усольского городского поселения Кокшаров А.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме. Пояснил, что проведение ремонта связано с бюджетным процессом и проведением конкурсных процедур.
В судебном заседании представитель администрации Усольского городского поселения Ундровская Л.А. доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме. Также просила о снижении назначенного размера штрафа в том случае, если суд придет к выводу о виновных действиях (бездействии) со стороны администрации Усольского городского поселения.
Государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Березниковский» Пономарев С.В. в судебном заседании возражал против доводов жалобы в полном объеме. Пояснил, что в настоящее время имеются технологии «холодного асфальта», позволяющие проводить ремонт практически в любых погодных условиях. Кроме того, после составления протокола по поручению администрации Усольского городского поселения ремонтные работы по восстановлению дорожного покрытия были проведены.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив доводы жалобы, судья пришел к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч.27 ст.19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ст. 26.2 КоАП РФ).
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. №196 ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»), ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствие с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»), осуществление содержания автомобильных дорог местного значения входит в полномочия органов местного самоуправления.
В соответствие с п. 12 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», «содержание автомобильных дорог - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения».
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
На основании п. 1 ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, которая наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 указанного закона, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
Часть 3 статьи 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации» предусматривает осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения уполномоченными органами местного самоуправления.
Пп. 5 п. 1 ст.4 Устава Усольского городского поселения утвержденного решением Думы Усольского городского поселения от 13.11.2013 № 25, установлено, что органы местного самоуправления поселения осуществляют дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения и обеспечивают безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест); осуществляют муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах поселения, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством российской Федерации.
В силу ст. 21 Устава, полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края, наделена администрация Усольского городского поселения.
Автомобильная дорога с асфальтовым покрытием, протяженностью ..... находится в муниципальной собственности Усольского городского поселения, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства у мирового судьи, подтверждается выпиской из ЕГРН, кадастровым паспортом дороги (л.д.17-19).
Таким образом, полномочия по контролю за содержанием автомобильной дороги с асфальтовым покрытием, протяженностью ..... возложены на администрацию Усольского городского поселения.
Перечень работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог регламентируется Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402. В состав работ по содержанию автомобильных дорог входят устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов (абзац "в" подпункта 2 пункта 6 главы IV).
Таким образом, устранение просадок и выбоин отнесены законодательством к обеспечению безопасности дорожного движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог устанавливает ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», который утвержден постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года № 221.
Согласно п. 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Согласно п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Применительно к п.3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, в указанном нормативно-правовом акте не содержится ограничений по его неприменению в зимний период.
В соответствии с пп. «б» п.12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации., утвержденного Указом Президента РФ № 711 от 15.06.1998, госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах
Согласно п.8 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации., утвержденного Указом Президента РФ № 711 от 15.06.1998, руководители подразделений Госавтоинспекции на районном уровне являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также на комплексе "Байконур", а их заместители - заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также на комплексе «Байконур».
..... начальником отдела ГИБДД МО МВД России «Березниковский» администрации Усольского городского поселения выдано предписание № о ликвидации повреждений покрытия проезжей части (неровности, ямы) в районе и на противоскоростных валах перед мостом через ....., срок выполнения предписания – в течение 5 суток с момента получения. Предписание получено 02.011.2017 (л.д.8).
..... установлено, что предписание не исполнено.
Факт совершения административного правонарушения и виновность администрации Усольского городского поселения как юридического лица подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении № от ....., предписанием № от ....., актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ..... с фотоматериалами, и другими материалами дела.
Оснований для выводов о недопустимости, недостаточности либо недостоверности доказательств, подтверждающих его виновность, а также о наличии неустранимых в этом сомнений, не имеется. Приведенные выше доказательства оценены в их совокупности с другими доказательствами, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 К.АП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работы по восстановлению дорожного полотна было невозможно провести в силу требований, содержащихся в СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. № 272, не могут быть признаны обоснованными, поскольку, как следует из раздела 1 данного нормативно-правового акта, настоящий свод правил устанавливает правила производства и контроля качества работ и распространяется на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги, сведений о температурном режиме в рассматриваемый период администрацией Усольского городского поселения в суд не представлено. При этом, в ходе судебного разбирательства было установлено, что администрации Усольского городского поселения предписывалось осуществить мероприятия в рамках содержания автомобильной дороги с асфальтовым покрытием, протяженностью .....
Таким образом, действия администрации Усольского городского поселения правильно квалифицированы по ч.27 ст.19.5 КоАП РФ.
Назначенное администрации Усольского городского поселения административное наказание в виде административного штрафа согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и применено в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
При указанных обстоятельствах жалоба главы администрации Усольского городского поселения удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, исходя из положений части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с данным Кодексом.
На основании части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В тоже время в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, обстоятельства совершения и характер рассматриваемого административного правонарушения, принимая во внимание отсутствие существенных негативных последствий указанного административного правонарушения, следует сделать вывод о том, что наложение на администрацию Усольского городского поселения наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей является чрезмерным, так как не соотносится с характером совершенного административного правонарушения, степенью вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественным и финансовым положением.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным снизить размер назначенного административного наказания администрацию Усольского городского поселения до 50 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 9 Березниковского судебного района Пермского края от ..... Наумовой О.А., вынесенное в отношении администрации Усольского городского поселения по ч.27 ст.19.5 КоАП Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главы администрации Усольского городского поселения - без удовлетворения.
Резолютивную часть первого абзаца постановления изложить в следующей редакции: «Администрацию Усольского городского поселения признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.27 ст.19.5 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей, на счет УФК по Пермскому краю (ГУ МВД России по Пермскому краю) ИНН 5904140498, КПП 590401001, Отделение Пермь г.Пермь, р/с 40101810700000010003, БИК 045773001, ОКТМО 57708000, КБК 18811690040046000140, УИН 18810459170180031750».
В силу ст.30.12 ч.1 КоАП РФ, вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5 настоящего Кодекса.
Судья (подпись) Баранов Г.А.
Копия верна. Судья