Дело (УИД) №58RS0005-01-2020-000639-23
Производство №2-514/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Бессоновка 03 августа 2020 года
Бессоновский районный суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи И.М.Торгашина,
с участием истцов Малькова В.В., Епифановой Н.Р., Епифанова С.А.,
при секретаре Дементьевой А.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малькова Валерия Владимировича, Епифановой Нины Роальдовны, Епифанова Сергея Алексеевича к администрации Бессоновского района Пензенской области о признании права собственности на жилой дом,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы - Мальков В.В., Епифанова Н.Р., Епифанов С.А. обратились в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства:
Им принадлежит на праве общей долевой собственности жилой дом с кадастровым №, общей площадью 47,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> каждому по 1/3 доли в праве.
Земельный участок, на котором расположен вышеуказанный жилой дом, площадью 3000 кв.м. с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит им на праве общей долевой собственности каждому по 1/3 доли в праве.
Их право на объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке.
В период с 2000 год по 2014 год ими была произведена реконструкция указанного жилого дома, возведен пристрой, за счет чего увеличилась общая площадь дома до 127,6 кв.м., что подтверждается техническим паспортом на жилой дом, составленным Бессоновским отделением Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на 24 марта 2015 года.
Разрешения на реконструкцию дома они не получали.
С целью регистрации жилого дома после проведенной реконструкции в соответствии с действующим законодательством, они обратились к кадастровому инженеру, который пояснил, что для постановки жилого здания с учетом реконструкции на кадастровый учет необходимо разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после проведенной реконструкции.
Обратившись, в орган местного самоуправления с уведомлением об окончании реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, они получили письмо администрации Бессоновского района Пензенской области, которым им было отказано в выдаче уведомления о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности со ссылкой на ч.16 ст.55 ГрК РФ.
Истцы указали, что пристрой к жилому дому возведен в соответствии с градостроительными нормами, строительными, противопожарными, санитарными правилами и иными нормативами, не нарушает прав и законных интересов других лиц, не создает угрозы для жизни и здоровья граждан, что подтверждается техническим заключением, выданным АНО «Приволжский ЭКЦ».
Со ссылками на ст.ст.219, 222 ГК РФ просили суд признать право собственности за Мальковым В.В., Епифановой Н.Р., Епифановым С.А. за каждым по 1/3 доли в праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 127,6 кв.м.
В судебном заседании истец Мальков В.В. исковые требования поддержал, просили их удовлетворить. Дополнительно суду пояснили, что дом приобретен по договору купли-продажи в 1997 году. Дом и земельный участок были оформлены на всех членов семьи. Они за счет собственных средств возвели пристрой к дому, увеличив площадь дома. Администрацией Бессоновского района Пензенской области в выдаче разрешения на получение реконструкции жилого дома им было отказано. Перед тем как провести реконструкцию дома, они обращались к соседям, они не возражали против реконструкции дома. Материал для строительства они покупали в специальном магазине. Линейных объектов около их дома не имеется.
В судебном заседании истцы Епифанова Н.Р., Епифанов С.А. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Бессоновского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Возражений против иска не представлено. От представителя по доверенности Асташкиной И.В. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации района, решение полагала на усмотрение суда.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истцов, исследовав собранные по делу доказательства и оценив все в совокупности, суд приходит к нижеследующему.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.3 ч.1 ГПК РФ заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права. Иск о признании вещного права является способом восстановления и защиты нарушенного права.
Право собственности является вещным правом, основания приобретения которого установлены в ст.218 ГК РФ.
В силу норм, закрепленных в указанной статье, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Судом установлено, что истцы Мальков В.В., Епифанова Н.Р., Епифанов С.А. являются сособственниками жилого дома с кадастровым номером 58:05:0060401:1738, общей площадью 47,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> каждый по 1/3 доли в праве общей долевой собственности, о чем в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним произведены записи №, №, № от 18 марта 2015 года соответственно. Документом-основанием явился договор купли-продажи жилого дома от 05 июня 1997 года заключенного между И.А.И. и Мальковым В.В., Епифановой Н.Р. действующей от себя лично и в интересах своего несовершеннолетнего сына Епифанова С.А.
Земельный участок, на котором расположен вышеуказанный жилой дом, площадью 3000 кв.м. с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит Малькову В.В., Епифановой Н.Р., Епифанову С.А. на праве общей долевой собственности каждому по 1/3 доли в праве общей долевой собственности, о чем в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним 09 апреля 2020 года сделаны записи №, № соответственно.
Из технического паспорта на жилой дом, составленного по состоянию на 24 марта 2015 года, следует, что объект недвижимого имущества располагается по адресу: <адрес>, общая площадь жилого дома составляет 127,6 кв.м., в том числе, жилая - 82,6 кв.м., год постройки дома 1959, даты возведения жилых пристроев 2000, 2014 годы.
Согласно письму администрации Бессоновского района Пензенской области отказано в выдаче уведомления о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности со ссылкой на ч.16 ст.55 ГрК РФ.
В соответствии с выводами акта экспертного исследования, проведенного АНО «Приволжский ЭКЦ», жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> после реконструкции по расположению на земельному участке, по объемно-планировочному и конструктивному исполнению, состоянию строительных конструкций, уровню эксплуатационной и противопожарной безопасности, санитарно- эпидемиологическим показателям соответствует установленным требованиям градостроительных, строительных, противопожарных и санитарно-эпидемиологическим норм и правил.
Данное заключение не оспорено.
Суд учитывает, что пристрой к жилому дому не является самостоятельным объектом недвижимого имущества. В случае возведения пристроя к уже существующему зданию, зарегистрированному на праве собственности за гражданином, первоначальный объект права собственности изменяется.
При возведении пристройки увеличивается общая площадь всего здания, следовательно, изменяется объект права собственности, который отличается от первоначального размерами, планировкой и площадью. Новым объектом собственности является жилой дом, включающий самовольно возведенный пристрой.
Таким образом, при изменении первоначального объекта в связи с самовольной пристройкой к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде с указанием изменившейся площади.
В силу статей 40, 41 ЗК РФ собственник возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции закона, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, а также капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.
Разрешение на строительство, полученное в установленном для этого порядке, представляет собой единственное законное основание для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В судебном заседании установлено, и не оспаривалось сторонами, что разрешение на строительство пристройки к жилому дому и в целом реконструкции жилого <адрес> истцы не получали, в связи с чем, в силу статьи 222 ГК РФ имеются признаки самовольной постройки.
Согласно п.1 ст.222 ГК РФ (в редакции закона, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил является самовольной постройкой.
Правовые последствия самовольной постройки определены в п.2 названной статьи. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п.3 настоящей статьи, когда право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
При этом в соответствии с п.3 ст.222 ГК РФ (в редакции закона, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
По смыслу положений статей 222 ГК РФ, статей 2, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право собственности на объект самовольного строительства может быть признано за лицом при наличии совокупности юридических фактов: для строительства объекта в установленном порядке отведен и предоставлен земельный участок. Получено разрешение на строительство, соблюдены градостроительные, строительные и природоохранные нормы.
В тоже время отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Согласно представленным суду документам переустройство жилого дома было проведено без получения на это предусмотренной законодательством разрешительной документации, и, соответственно, спорный объект недвижимого имущества является самовольной постройкой.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что жилой дом располагается на принадлежащем истцам на праве общей долевой собственности земельном участке площадью 3000 кв.м. с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, находящегося в зоне малоэтажной и блокированной застройки Ж-1.
Данных, свидетельствующих о нарушении прав и охраняемых законом интересов других лиц, либо о создании объектом недвижимого имущества угрозы жизни и здоровью граждан суду не представлено.
Согласно письму администрации Бессоновского района Пензенской области истцам отказано в выдаче уведомления о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности со ссылкой на ч.16 ст.55 ГрК РФ.
Согласно выводам, изложенным в акте экспертного исследования, проведенного АНО «Приволжский ЭКЦ», жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> после реконструкции по расположению на земельному участке, по объемно-планировочному и конструктивному исполнению, состоянию строительных конструкций, уровню эксплуатационной и противопожарной безопасности, санитарно- эпидемиологическим показателям соответствует установленным требованиям градостроительных, строительных, противопожарных и санитарно-эпидемиологическим норм и правил.
Требований об устранении нарушений по основаниям, предусмотренным ст.304 ГК РФ, к истцам со стороны иных собственников, муниципальных органов, не заявлялись.
Поскольку в судебном заседании установлено, что до обращения в суд истцами предпринимались меры к легализации спорного объекта недвижимого имущества; пристрой к жилому дому по адресу: <адрес>, возведен на принадлежащем истцам земельном участке строго в пределах его границ, в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка; указанное жилое помещение соответствует строительным, санитарным, противопожарным и другим нормативным актам, не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц и не создает угрозы жизни и здоровью граждан, исковые требования подлежат удовлетворению.
Администрация Бессоновского района Пензенской области возражений против заявленных исковых требований не представила.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о возможности признания за истцами за Мальковым В.В., Епифановой Н.Р., Епифановым С.А. права общей долевой собственности на жилой дом.
Согласно ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Как следует из положений Федерального закона № 218-ФЗ (в частности, п.5 части 2 ст.14, ст.58), вступивший в законную силу судебный акт является документом, устанавливающим, изменяющим или прекращающим право собственности на недвижимое имущество, и основанием для осуществления государственной регистрации права собственности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/3 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░ 127,6 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 58:05:0060401:1751.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░