Дело № 2-2797/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2012 года г. Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Власенко А.В.
при секретаре Григорян С.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пролетарского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района» г.Ростова-на-Дону, третьи лица: Департамент имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону, МКУ «Департамент автомобильных дорог города Ростова-на-Дону» о приведении полотна автомобильной дороги <адрес> в районе <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-93,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пролетарского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района» г.Ростова-на-Дону, мотивируя требования, тем, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Пролетарского района г.Ростова-на-Дону совместно с инспектором дорожного надзора ОГИБДД УВД по г.Ростову-на-Дону в присутствии ведущего инженера ответчика проведено обследование <адрес> в <адрес> на предмет соответствия асфальтобетонного покрытия ГОСТу. В результате которого установлено, что дорожное полотно участка автомобильной дороги по <адрес> в районе <адрес> не соответствует ГОСТу Р 50597-93, на проезжей части дороги имеется выбоина, размеры и глубина которой не соответствуют вышеуказанным требованиям (глубина - 16 см, длина -130 см, ширина- 60 см). Неприведение указанного участка автомобильной дороги в надлежащее состояние создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровью и имуществу населения г.Ростова-на-Дону. Исходя из чего МКУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района» г.Ростова-на-Дону не обеспечивается надлежащее состояние и ремонт автомобильной дороги по <адрес>, чем нарушаются права и интересы участников дорожного движения. Ситец просит обязать ответчика привести полотно автомобильной дороги <адрес> в районе <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
В судебном заседании представитель прокуратуры Пролетарского района г.Ростова-на-Дону Федоркова О.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МКУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района г. Ростова-на-Дону» в судебное заседание не явился, будучи извещенным о дне рассмотрения дела надлежащим образом.
Третьи лица: Департамент имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону, МКУ «Департамент автомобильных дорог города Ростова-на-Дону» в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела судом усматривается, что прокуратурой Пролетарского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, а также состояния улично-дорожной сети.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального Закона от 08.11.2007г. № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 17 указанного Федерального Закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 13 Федерального Закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ч. 3 ст. 15 указанного Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных, инженерных сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
Аналогичные положения содержит п. 15 ч. 1 ст. 21 «Устава г. Ростова-на-Дону» (редакция от 15.12.2009г.), согласно которому к полномочиям городского самоуправления по предметам собственного ведения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 6 Областного Закона от 16.08.2000г. № 97-ЗС «О безопасности дорожного движения на территории Ростовской области», предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах своей компетенции решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 2 ст. 12 ФЗ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Перечень и допустимые по условия обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. № 221. Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Указанным стандартом предусмотрено, что покрытие проезжей части дороги не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. При этом предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см., по ширине 60 см, глубине - 5 см (п.п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Пролетарского района совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УВД по г. Ростову-на-Дону, а так же в присутствии ведущего инженера производственно-технического отдела МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района г.Ростова-на-Дону» проведено обследование <адрес> в <адрес> на предмет соответствия асфальтового покрытия ГОСТу.
В ходе обследования установлено, что дорожное полотно участка автомобильной дороги по <адрес> не соответствует ГОСТу Р 50597-93, на проезжей части дороги в районе <адрес> имеется выбоина, размеры и глубина которых не соответствуют вышеуказанным требованиям (длина 130 см., ширина 60 см, глубиной 16 см).
Согласно п.п. 1.1, 1.2 Устава МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района г. Ростова-на-Дону» данное учреждение является дорожным органом администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, которое создано в целях осуществления функций управления объектами дорожно-массового хозяйства на территории района, осуществления функций заказчика на выполнение работ в сфере содержания, ремонта и эксплуатации объекта дорожно-массового хозяйства на территории района. Учредителем МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района г. Ростова-на-Дону» является администрация Пролетарского района г. Ростова-на-Дону.
ДД.ММ.ГГГГ между УАД Пролетарского района (заказчик) и ООО «<данные изъяты>» (подрядчик) заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети Пролетарского района г. Ростова-на-Дону на период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ год, в соответствии с которым подрядчик выполняет работы по содержанию улично-дорожной сети Пролетарского района г. Ростова-на-Дону.
В соответствии с п. 12 Приказа Минтранса № 160 от 12.1.2007 года в состав работ по содержанию грунтовых дорог входит восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным, или грунтовым покрытием без добавления новых материалов и с таковым, ликвидация колей глубиной до 30 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 100 м3 на 1 километр;
Приказом Минтранса РФ от 01.11.2007 N 157 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.11.2007 N 10516) утверждено приложение N 2. Периодичность проведения видов работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в соответствии с которым работы по восстановлению неровности дорожного полотна грунтовой дороги в Южном федеральном округе производятся с периодичностью 18 раз в год, а работы по восстановлению поперечного профиля 15 % от площади без добавления нового материала и 5 % с его добавлением.
Проанализировав все вышеизложенное и учитывая, что судом установлено несоответствие состояния части полотна грунтовой автомобильной дороги на участке дороге по <адрес> в районе <адрес>, имеющего разрушение дороги виде выбоины, которая превышает предельно допустимые параметры, предусмотренные в п. 3.1.1, 3.1.2, ГоСТА Р 50597-93, а также то обстоятельство, что МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района г. Ростова-на-Дону» данное учреждение является дорожным органом администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, которое создано в целях осуществления функций управления объектами дорожно-массового хозяйства на территории района, осуществления функций заказчика на выполнение работ в сфере содержания, ремонта и эксплуатации объекта дорожно-массового хозяйства на территории района, суд приходит к выводу, что именно на данную организацию должна быть возложена обязанность по организации выполнения работ по содержанию данной дороги и восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части, профилировку части полотна грунтовой автомобильной дороги <адрес> в <адрес> в районе <адрес>.
При разрешении исковых требований, суд исходит из того, что ответчик являются лицом, ответственными за содержание и ремонт указанной дороги. Факт наличия дефектов дороги, создающих опасность при автомобильном движении, подтверждается представленными доказательствами.
Представленные прокурором доказательства, бесспорно, свидетельствуют о необходимости ремонта автомобильной дороги.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 46 ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Согласно ст. 3, 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 г., основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения...
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:
установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления... осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения...
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г., к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; Как следует из п.п. 6, 12 ч. 1 ст. 3, ст. 34 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения... Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Постановлением Госстандарта РФ N 221 от 11.10.1993 г. утвержден ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", которым установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с п. 3.1.1. указанного ГОСТ, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Как следует из ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а под содержанием автомобильных дорог - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
Таким образом, суд находит требования прокурора об обязании МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района г. Ростова-на-Дону» привести полотно автомобильной дороги по <адрес> в районе <адрес> в соответствие с требованиями Государственного стандарта «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. №221 в части проведения работ по ее содержанию обоснованными.
Таким образом суд, полагает возможным обязать ответчика произвести работы в двух месячный срок с момента вступления решения в законную силу, что является разумным и исполнимым.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░ ░ 50597-93», ░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 11.10.1993 ░. № 221
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - 25.12. 2012 ░░░░.
░░░░░: