Дело №2 - 3458/12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Благовещенск ***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Исаченко М.В.,
При секретаре Островской Р.В.,
с участием: истца Гончарова Ю.А., его представителя Кролевецкой О.Ю., представителя ответчика администрации г. Благовещенска Гараниной В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гончарова Юрия Алексеевича к администрации г. Благовещенска о признании незаконным отказа в формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома, обязании сформировать земельный участок для многоквартирного жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Гончаров Ю.А. обратился в Благовещенский городской суд с указанными требованиями, в обоснование указав, что он является собственником *** многоквартирного жилого дома по *** г. Благовещенска. Обратившись в администрацию г. Благовещенска с заявлением входящий ***з от *** с просьбой сформировать земельный участок на котором расположен многоквартирный дом по *** получен отказ *** от *** в осуществлении каких - либо действий в связи с отсутствием градостроительной документации. Действия администрации г. Благовещенска по отказу в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом заявитель полагает необоснованными, по следующим основаниям. В соответствии с п. 2.9 Постановлением Администрации города Благовещенска от *** *** "Об утверждении Административного регламента администрации города Благовещенска по предоставлению муниципальной услуги "Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом" основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: наличие в документах, прилагаемых к заявлению, подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; отсутствие проектов планировки и межевания территории и иных документов, позволяющих определить границы земельного участка; обращение с заявлением представителя, действующего на основании документа, удостоверяющего права (полномочия), не содержащего соответствующих полномочий; отсутствие документа (ов), указанных в приложении к заявлению. Согласно пункта 2 статьи 6 Федерального закона от *** *** «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межеваний территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.В соответствии с частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. В соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом, часть 5 указанной статьи предусматривает, что органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.При этом, подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. С учетом обстоятельств, достоверно свидетельствующих о сложившейся застройке в квартале 407 г. Благовещенска и установлением границ смежных земельных участков, а также имеющимся в распоряжении администрации города иных документов, свидетельствующих о сформированных границах земельных участков и представленного заключения проектной организации, полагаем, что отказ администрации города Благовещенска является формальным и незаконным как несоответствующий не только федеральному законодательству, но и местным нормативно-правовым актам. На основании вышеизложенного, и руководствуясь гл. 25 ГПК РФ просит суд признать отказ администрации города Благовещенска об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Формирование земельного участка на котором расположен многоквартирный дом», выраженный в письме *** от *** незаконным, как не соответствующим нормам Градостроительного законодательства. Обязать администрацию города Благовещенска осуществить действия по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный *** в г. Благовещенске, в течение трех месяцев с момента вынесения судебного акта.
Заявитель, его представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования, настаивали на их удовлетворении, привели доводы, аналогичные изложенным в заявлении.
Представитель администрации г. Благовещенска в ходе судебного разбирательства возражала против удовлетворения требований Гончарова Ю.А., поддержала доводы изложенные в письменном отзыве, в обоснование возражений указав, что заявителем не представлено доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что ответ от *** *** принят в нарушение требований действующего законодательства. Так согласно ответу администрации г. Благовещенска от *** ***, Гончарову Ю.А. отказано в формировании земельного участка, используемого для многоквартирного жилого дома по ***, поскольку территория квартала *** города Благовещенска не обеспечена проектом планировки и проектом межевания территории. Жилой дом по ***, является многоквартирным, поскольку согласно пункта 6 положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденным Постановлением Правительства РФ от *** ***, многоквартирным домом признается совокупность двух или более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Действующим законодательством предусмотрен ряд особенностей, связанных с формированием земельных участков под многоквартирными жилыми домами, одна из которых - образование земельного участка посредством подготовки проектов планировки и межевания территорий, на что и было правомерно указано в ответе администрации города Благовещенска *** ***. Постановлением администрации города Благовещенска от *** *** утвержден Административный регламент администрации города Благовещенска по предоставлению муниципальной услуги "Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом". Данным регламентом определены сроки и последовательность действий административных процедур при осуществлении администрацией города Благовещенска полномочий по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, основания для отказа в предоставлении запрашиваемой услуги, требования к порядку выполнения процедур. Регламент является письменным официальным документом, принятым органом местного самоуправления в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Ни в настоящее время, ни на момент рассмотрения заявления Гончарова Ю.А., регламент отменен не был. Названный нормативный правовой акт является действующим и не признанным несоответствующим действующему федеральному или областному законодательству. На основании изложенного, просила отказать Гончарову Ю.А. в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица, привлеченный к участию в деле определением Благовещенского городского суда от *** - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Амурской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки не известны, имеется письменное ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Амурской области. При данных обстоятельствах в соответствии со ст., 167. 257 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что *** Гончаров Ю.А. обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением (вход. *** от ***), содержащим просьбу сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом по *** г. Благовещенска.
В ответ на указанное обращение администрацией г. Благовещенска за подписью заместителя главы администрации г. Благовещенска И.А. Беловым *** за исх. *** заявителю был направлен ответ, в котором сообщалось, что администрацией г. Благовещенска рассмотрено соответствующее обращение Гончарова Ю.А. о формировании земельного участка под жилым многоквартирным домом. Согласно пункта 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Поэтому для формирования земельного участка, используемого для многоквартирного дома по адресу: ***, квартал *** должен быть выполнен и утвержден в установленном порядке проект планировки и проект межевания территории квартала ***. В настоящее время проект планировки и межевания данной территории не разработан, в связи с чем отсутствуют основания для проведения работ согласно поданному заявлению.
Анализируя указанный ответ администрации г. Благовещенска, суд, несмотря на отсутствие соответствующего прямого категорического указания, расценивает данный ответ как отказ органа местного самоуправления в удовлетворении заявления Гончарова Ю.А. о формировании земельного участка, на котором располагается многоквартирный жилой дом, поскольку из смысла оспариваемого ответа явно усматривается, что работы по формированию земельного участка по заявлению Гончарова Ю.А. проводиться не будут. То обстоятельство, что указанный ответ представляет собой отказ в удовлетворении заявления о формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома, подтвердила и не оспаривала в судебном заседании и представитель администрации г. Благовещенска.
Проверяя законность и обоснованность отказа администрации г. Благовещенска в формировании земельного участка по заявлению Гончарова Ю.А. суд учитывает, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 8, ст. 9 Конституции Российской Федерации). Право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации). Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36 Конституции Российской Федерации).
Основания возникновения частной собственности на землю установлены положениями Земельного Кодекса Российской Федерации, в частности согласно ч.ч. 1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, по общему правилу, право собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности приобретается за плату. Возможность приобретения права собственности на безвозмездной основе допускается в качестве исключения в случаях, прямо установленных законом.
Так, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Анализируя приведенные нормы права, суд отмечает, что вопросы возникновения прав в отношении земельного участка, на котором расположен жилой многоквартирный дом, комплексно регулируются нормами земельного и жилищного законодательства Российской Федерации. Положения Земельного кодекса РФ устанавливают, что такой земельный участок предоставляется в общую долевую собственность домовладельцев. При этом, порядок и условия такого предоставления земельное законодательство не регулирует, ограничиваясь отсылкой на соответствующие положения жилищного законодательства.
Указанные в ч. 2 ст. 36 ЗК РФ порядок и условия передачи земельного участка в общую долевую собственность домовладельцев закреплены положениями Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Так, в соответствие со ст. 16 указанного Федерального закона в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом судом учитывается, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от *** ***-П по делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ЕЮ, ВП и ЕА положения части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в той мере, в какой они препятствуют собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36. Установлено, что впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о правомочности обращения Гончарова Ю.А. как собственника помещения в многоквартирном жилом доме по *** г. Благовещенска в индивидуальном порядке в администрацию г. Благовещенска с заявлением о формировании земельного участка для указанного многоквартирного жилого дома.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона *** от *** «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона Амурской области «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области» органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством осуществляют следующие полномочия: управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и настоящим Законом.
На основании указанных правовых норм суд приходит к выводу, что на территории г. Благовещенска формирование земельных участков, на которых расположены жилые многоквартирные дома, относится к полномочиям администрации г. Благовещенска, что не оспаривалось в ходе производства по делу представителем ответчика.
Из положений ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации сформирован не был, с момента обращения собственника помещения в многоквартирном доме в орган местного самоуправления по вопросу формирования данного земельного участка у органа местного самоуправления возникает обязанность осуществить соответствующие действия по формированию данного земельного участка. С момента формирования земельный участок бесплатно переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается исключительно с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка.
Постановлением Конституционного Суда РФ от *** *** положения ч. 2 и ч. 5 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» во взаимосвязи с ч. 1 и ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п. 3 ст. 3 и п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ - как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от *** *** «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 ст. 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст.36 ЖК РФ.
Как следует из оспариваемого ответа администрации г. Благовещенска, пояснений представителя администрации г. Благовещенска, изложенных в ходе судебного разбирательства, возможность формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом до разработки проектов межевания и планировки территории отсутствует, что и послужило основанием к отказу в удовлетворении заявления Гончарова Ю.А. о формировании земельного участка. В обоснование данных доводов администрация г. Благовещенска ссылается на положения п. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», устанавливающие, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
Указанная норма права, по мнению представителя администрации г. Благовещенска, не допускает возможности формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом в случае отсутствия проектов планировки и межевания территории.
По мнению суда, данная позиция основана на неправильном толковании положений действующего законодательства. В силу приведенных выше императивных правовых норм окончание формирования земельного участка влечет безусловное и немедленное возникновение права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном жилом доме в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом. В связи с этим препятствия в формировании земельного участка одновременно являются и препятствиями в возникновении у собственников помещений в многоквартирном доме права общей долевой собственности в отношении указанного земельного участка. Ранее судом было установлено, что вопросы возникновения права частной собственности в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, входят в предмет земельного права и подлежат регулированию земельным законодательством. Положения ч. 2 ст. 36 ЗК РФ четко определив, что земельный участок под многоквартирным жилым домом переходит бесплатно в общую долевую собственность домовладельцев, в части регулирования порядка и условий возникновения такого права отсылают к нормам жилищного законодательства. Условия и порядок возникновения права общей долевой собственности, как ранее указывалось, содержатся в положениях ст. 16 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Суд обращает внимание, что данные положения связывают возникновение права собственности только с процессом формирования земельного участка, окончание которого влечет безусловное возникновение права общей долевой собственности домовладельцев на земельный участок. Положения данной нормы, равно как и иные положения жилищного законодательства, не связывают возможность формирования земельного участка, а соответственно и возможность возникновения права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, с разработкой проектов межевания и планировки территории, относящейся к полномочиям органов местного самоуправления и осуществляемой в зависимости от наличия с их стороны соответствующего волеизъявления, поскольку возникновение права собственности на земельный участок не может быть поставлено в зависимость от исполнения либо неисполнения (ненадлежащего исполнения) органом местного самоуправления обязанности по разработке проектов межевания и планировки территории. В свою очередь сам по себе Федеральный закон «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» не входят в систему жилищного законодательства, поскольку не содержат норм, регулирующих жилищные правоотношения. Между тем, из содержания ч.2 ст. 36 ЗК РФ следует, что условия и порядок возникновения права общей долевой собственности, устанавливаются именно жилищным законодательством. Соответственно, применяя описанным выше способом положения п. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», орган местного самоуправления фактически указывает на наличие дополнительных условий, соблюдение которых необходимо для формирования земельного участка, а соответственно и для возникновения прав у собственников помещений в отношении земельного участка.
При этом, судом не усматривается коллизии правовых норм, поскольку приведенные положения законов по своему содержанию не противоречат друг другу. Ошибочным является именно порядок применения данных законов органами местного самоуправления. Анализируя положения п. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» суд не усматривает обязательность существования проектов планировки и межевания территорий для целей формирования земельных участков, поскольку исследуемые положения не содержат запрета на формирование земельных участков до разработки соответствующих проектов. Назначение проектов планировки и межевания территории сводится к обеспечению устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (ст. 41 Градостроительного кодекса РФ). Между тем, положения Градостроительного кодекса РФ не содержат требований о приостановлении строительства, равно как и формирования земельных участков, на территориях, проекты планировки и межевания которых к моменту осуществления соответствующего юридического действия не разработаны. При таких обстоятельствах, принимая во внимание правовое значение проектов планировки и межевания территории, а также учитывая прямое указание закона, суд приходит к выводу, что формирование земельных участков производится в обязательном порядке с учетом проектов межевания и планировки при их наличии. В свою очередь отсутствие данных документов не является препятствием к формированию земельного участка, действующее законодательство не содержит прямого запрета на формирование земельных участков в отсутствие документации по планировке территории.
Также суд обращает внимание, что в соответствии с ч.ч. 1-3, 5 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме содержат: 1) схему расположения элемента планировочной структуры; 2) схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории; 3) схему организации улично-дорожной сети и схему движения транспорта на соответствующей территории; 4) схему границ территорий объектов культурного наследия; 5) схему границ зон с особыми условиями использования территорий; 6) схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории; 7) иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории.
В силу ч.ч. 1, 5 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: 1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; 2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; 4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; 5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 6) границы территорий объектов культурного наследия; 7) границы зон с особыми условиями использования территорий; 8) границы зон действия публичных сервитутов.
Положения данных статей содержат исчерпывающий перечень сведений (информации), помещаемых в соответствующую документацию по планировке территории. По мнению суда, и при отсутствии в настоящее время утвержденных в установленном порядке проектов планировки и межевания территории орган местного самоуправления обладает всей необходимой для формирования земельного участка информацией, либо может ее получить путем направления соответствующего запроса, что обеспечит возможность формирования земельного участка и учет законных интересов всех участников земельных правоотношений, будет способствовать устойчивому развитию территории. Доказательств обратного, а именно отсутствия у органа местного самоуправления каких-либо конкретных сведений, включаемых в документацию по планировке территории, объективно исключающих возможность формирования земельного участка под многоквартирным домом, суду ответчиком не представлено.
Кроме того, судом учитывается, что как следует из представленного в материалы дела кадастрового плана земельного участка от *** *** земельный участок, занятый жилым домом по ***, расположенный в юго- восточной части кадастрового квартала, граница которого проходит по *** - *** - *** - *** (квартал ***), декларативной площадью 3331 + 20 кв.м. с разрешенным использованием под многоквартирный жилой дом с объектом торговли, ранее был поставлен на государственный кадастровый учет, земельному участку был присвоен кадастровый номер ***.
Таким образом, уже после вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» было произведено формирование данного земельного участка, ранее поставленного на государственный кадастровый учет по декларативной площади.
Указанные обстоятельства, по мнению суда, также подтверждают отсутствие в настоящее время объективных обстоятельств, препятствующих формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по *** г. Благовещенска, располагающегося в границах ранее земельного участка с кадастровым номером ***.
В связи с изложенным, принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ администрации г. Благовещенска в формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома по *** г. Благовещенска, является безосновательным, в связи с чем, требования Гончарова Ю.А. о признании его незаконным являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель на администрацию г. Благовещенска просит возложению обязанность сформировать земельный участок для многоквартирного жилого дома по *** г. Благовещенска Амурской области, при этом, данный выбор восстановления нарушенного права суд находит заявленным преждевременным, поскольку изложенные меры направлены так же на осуществление иных действий, которые зависят не только от органа местного самоуправления но и от действий иных уполномоченных органов и организаций.
В порядке восстановления нарушенного права Гончарова Ю.А. суд возлагает на администрацию г. Благовещенска обязанность повторно рассмотреть заявление входящий *** от *** с просьбой сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по *** г. Благовещенска в установленный законом срок.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение администрации г. Благовещенска *** от *** об отказе в формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ***.
Обязать администрацию г. Благовещенска повторно рассмотреть заявление Гончарова Юрия Алексеевича (входящий *** от ***) с просьбой сформировать земельный участок на котором расположен многоквартирный дом по *** г. Благовещенска в установленный законом срок.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Исаченко
Решение в окончательной форме изготовлено ***