дело № 2-392/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Благовещенск 28 мая 2018 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,
при секретаре Умец О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвин В.В. к администрации Благовещенского района Амурской области об исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Литвин В.В. обратилась в суд с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Амурской области о возложении на Управление Росреестра по Амурской области обязанности снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <номер> путем исключения сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости.
Определением Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ к производству суд приняты уточненные требования Литвин В.В. об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером <номер>, произведена замена ненадлежащего ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Амурской области на надлежащего – администрацию Благовещенского района Амурской области, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра по Амурской области.
В иске в обоснование заявленных требований истец Литвин В.В. указала, что постановлением главы администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ <номер> ей выделен земельный участок под строительство индивидуального жилого дома. Указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и ему присвоен кадастровый <номер>. На выделенном земельном участке ею был построен жилой дом, на который в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности. При оформлении прав на земельный участок выявилось наложение границ находящегося с 2002 года в ее владении земельного участка с кадастровым номером <номер> на границы земельного участка с кадастровым номером <номер>, имеющего назначение: огород, который был поставлен на государственный кадастровый учет в 2000 году. Между тем, на выделенном ей земельном участке она проживает с 2002 года, каких-либо споров и претензий третьих лиц по поводу использования ею земельного участка не возникало. Наличие на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером <номер> препятствует постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, выделенного ей в 2002 году. С учетом уточнения заявленных требований, просит суд исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <номер>.
Истец Литвин В.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, на их удовлетворении настаивала.
Представитель ответчика - администрации Благовещенского района Амурской области Сотникова М.Г. просила суд принять решение на основании имеющихся в деле доказательств.
В письменном отзыве на иск представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Амурской области разрешение спора оставило на усмотрение суда, указав, что земельный участок с кадастровым номером <номер> является ранее учтенным, сведения о границах и площади указанного земельного участка были внесены декларативно на основании материалов инвентаризации. ДД.ММ.ГГГГ в адрес филиала от ООО «Амурземпроект» поступило письмо о пересчете координат земельного участка из системы координат СК-914 в систему координат МСК-28 в приведенной таблицей координат. Пересчитанные координаты были внесены в ЕГРН. Земельный участок с кадастровым номером <номер> был образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер> площадью 3 254 кв.м., поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ сведения о земельном участке с кадастровым номером <номер> были аннулированы и исключены из Государственного кадастра недвижимости на основании ч. 4 ст. 24 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - по причине неосуществления государственной регистрации права на земельный участок.
В судебное заседание не явились: представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмет спора – администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражая против удовлетворения исковых требований; ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Амурской области, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя; Управления Росреестра по Амурской области, будучи извещен о времени и месте рассмотрения дела. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в частности в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушению, могут быть пресечены, в частности путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании постановления главы администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ <номер> Литвин (Поповой) В.В. предоставлен в аренду на три года земельный участок площадью 3 166 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома, расположенного в <адрес> в районе теплиц.
На указанном земельном участке истцом было осуществлено строительство индивидуального жилого дома, которому постановлением администрации Чигиринского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> присвоен адрес: <адрес>.
Вступившим в законную силу решением Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ за Литвин В.В. признано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером <номер>.
Из кадастрового дела объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером <номер> следует, что на основании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ф <номер> земельный участок, образованный путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер> площадью 3 254 кв.м., разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <номер>.
Решением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ф <номер> сведения о земельном участке с кадастровым номером <номер> аннулированы и исключены из Государственного кадастра недвижимости на основании ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - по причине неосуществления государственной регистрации права на земельный участок в течение двух лет с момента его постановки на кадастровый учет.
В настоящее время сведения о земельном участке с кадастровым номером <номер> в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что следует из уведомления филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>.
Из ответов администрации Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, данных на заявления Литивин В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, следует, что запрашиваемый Литвин В.В. земельный участок накладывается на границы земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, являющихся ранее учтенными. Администрацией направлено письмо в ФФГБУ «Земельная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> с просьбой исключить сведения из ГКН земельном участке с кадастровым номером <номер>. Сведения о снятии указанного земельного участка с кадастрового учета в администрацию не поступали.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ <номер> земельный участок с кадастровым номером <номер> поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет площадь 1 392 кв.м., категорию земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: огород, расположен по адресу: <адрес>. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о правообладателем объекта недвижимости отсутствуют.
Земельный участок с кадастровым номером <номер> поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет площадь 133 кв.м., категорию земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: гараж, расположен по адресу: <адрес>, земельный участок в северной части кадастрового квартала, граница которого проходит по контуру квартала 39. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о правообладателем объекта недвижимости отсутствуют.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 названной статьи).
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (п.п. 4); ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем (п.п. 6).
Из статьи 8 настоящего Федерального закона следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Статьей 11.2 ЗК РФ, в редакции от 05.04.2011 г., действовавшей на дату постановки земельного участка с кадастровым номером <номер> на кадастровый учет - ДД.ММ.ГГГГ, предусматривалось, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1).
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (п. 2).
В соответствии с ч. 2 ст. 22.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 20.03.2011 г.) государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 24 указанного Закона (в ред. от 05.04.2013 г.) сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости при постановке на учет образованных земельных участков, носят, по общему правилу, временный характер и аннулируются (исключаются) из государственного кадастра недвижимости, если по истечении двух лет со дня постановки на такой учет не осуществлена государственная регистрация прав на эти участки.
Как установлено судом выше, земельный участок, предоставленный Литвин В.В. в аренду под строительство индивидуального жилого дома на основании постановления главы администрации Чигиринского сельсовета <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, был образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами <номер>. Поскольку в течение двух лет с момента постановки земельного участка на государственный кадастровый учет - ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрации права собственности на образованный земельный участок осуществлена не была, сведения о земельном участке были аннулированы и исключены из ГКН.
Вместе с тем, истец Литвин В.В. является собственником жилого дома, расположенного на образованном земельном участке, с момента предоставления земельного участка истец владеет им и использует по назначению. Наличие в Едином государственном реестре сведений о земельном участке с кадастровым номером <номер> препятствует в постановке образованного земельного участка на государственный кадастровый учет и дальнейшем оформлении прав на земельный участок.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Литвин В.В. к администрации Благовещенского района Амурской области об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером <номер>.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Литвин В.В. к администрации Благовещенского района Амурской области об исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости – удовлетворить.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <номер>.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий