Производство №М-8253/2020
УИД 28RS0004-01-2020-011684-89
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11января 2021 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Юрковой Н.С.,
при секретаре Назарчик Д.В.,
с участием Перенесенко А.Е., представителя призывной комиссии г. Благовещенска Амурской области Кувалдиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Перенесенко А. Е. к Призывной комиссии г. Благовещенска, Военному комиссариату Амурской области, Военному комиссариату г. Благовещенска и Благовещенского района о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Перенесенко А.Е. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что он состоит на воинском учете в военкомате г. Благовещенска и Благовещенского района. 02 октября 2020 года Перенесенко А.Е. явился в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования. Дежурный по призывному пункту должен знакомить призывников с порядком работы призывного пункта, разъяснять обязанности призывников и вести учет явившихся на основании списков по дням явки. По прибытии в военный комиссариат в отношении административного истца данные действия произведены не были. Кроме того, у каждого прибывшего гражданина начальник 2 отделения военного комиссариата обязан проверять наличие необходимых документов и их соответствие установленным требованиям, сверять данные с содержанием личного дела. Во время проведения медицинского освидетельствования у врача-терапевта Перенесенко А.Е. сообщил о наличии заболевания «***», вместе с тем, направлений на дополнительное медицинское освидетельствование, выдано не было. Указал, что 09 октября 2020 года призывная комиссия в отношении Перенесенко А.Е. осуществлялась не в полном составе, а именно из основного состава призывной комиссии находилось четыре человека, что препятствовало вынесению объективного решения и неверного определения категории годности. Считает, что ему (Перенесенко А.Е.) должна быть определена категория годности «В» - ограничено годен к военной службе по п. «б». Неверное определение категории годности ставит под угрозу состояние здоровья административного истца, а также нарушает право на освобождение от призыва на военную службу. Кроме того, при определении категории годности были нарушены нормы Постановления Правительства от 04.07.2019 № 565.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным решение призывной комиссии г. Благовещенска от 09 октября 2020 года.
В судебном заседании административный истец Перенесенко А.Е. настаивал на административных исковых требованиях, пояснил об обстоятельствах, изложенных в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что врач-терапевт поликлиники назначил лечение и диету в связи с установленным диагнозом, вместе с тем, врач указал, что установленное заболевание может быть возрастным. При входе в здание военного комиссариата документы у него не проверялись, только повестка, которую принял работник комиссариата, в то время как данное действие должен производить офицер или младший офицерский состав. Решение в призывной комиссии не обжаловалось.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, пояснила, что административные ответчики не препятствуют призывникам проходить дополнительные обследования самостоятельно. Перенесенко А.Е. была установлена категория годности «Б-4», заключение поликлиники представлено не было. Правом обжаловать решение в призывной комиссии Амурской области, а также заявлять ходатайства о назначении судебной военно-врачебной экспертизы, административный истец не воспользовался. На данный момент призывная комиссия расформирована, во время следующего призыва у Перенесенко А.Е. будет возможность предоставить на осмотр заключения врачей, обжаловать решение в призывной комиссии Амурской области. При входе в здание военного комиссариата находятся дежурный и медсестра, которые направляют призывников в необходимые кабинеты, проверяют документы. Доказательств того, что призывная комиссия работала не в полном составе, не представлено. До медицинского осмотра карта из поликлиники запрашивается в том случае, если призывник состоит на учете с хроническим заболеванием, административный истец на подобном учете не состоит.
Как следует из письменного возражения представителя призывной комиссии г. Благовещенска, решение призывной комиссии г. Благовещенска от 09 октября 2020 года в отношении Перенесенко А.Е. принималось в рамках работы комиссии, утвержденной Постановлением Губернатора Амурской области от 25 сентября 2020 года №231 "О призыве граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе, на военную службу в октябре - декабре 2020 года". При принятии решения о состоянии годности призывника к военной службе призывная комиссия руководствуется графой I Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе".Согласно документов, представленных административным истцом в призывную комиссию г. Благовещенска, было принято решение об установлении ему категории годности «Б-4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.Административный истец в своем административном заявлении указывает, что он предъявлял жалобы врачу о наличии заболевании «***». В материалах личного дела призывника имеются документы о прохождении им исследований: ***.Согласно документов, находящихся в личном деле и представленных призывником документов, документы были изучены и было вынесено заключение врача- специалиста, на основании ст. 24г, 12т, 66д, 68г гр.1 расписания болезни и ТДТ (приложение к Положению о военно-врачебнойэкспертизе, утверждённым постановления Правительства РФ от 04.07.2013г № 565) была поставлена категория «Б-4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.Призывная комиссия г. Благовещенска приняла решение единогласно призвать Перенесенко А.Е. в вооруженные силы РФ.На контрольное медицинское освидетельствование на призывную комиссии Амурской области заявление Перенесенко А.Е. не подавал. О проведении независимой военно-врачебной экспертизы не заявлял.Требования Перенесенко А.Е. о признании незаконным решения призывной комиссии г. Благовещенск не подлежат рассмотрению в порядке судопроизводства, так как понуждение административного ответчика к совершению указанных действий является ограничением права призывной комиссии на самостоятельное решение вопросов призыва и предоставления отсрочек в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.На данный призыв Перенесенко А.Е. не имеет права на освобождение от призыва на военную службу, так как согласно п. «а» п.1 ст. 23 ФЗ от 28.03.1998 № 53 освобождаются граждане признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, а так же не имеет права на зачисление в запас, согласно п. 1 ст. 52 данного ФЗ.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив имеющиеся материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Согласно нормам Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории при содействии местной администрации; осуществляет призыв призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании. Полномочия по принятию решения в отношении призывника о годности к военной службе, призыве, освобождении и предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу предоставлены призывной комиссии.
В силу пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно ст. 26 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах.
В соответствии с положениями ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Федерального закона).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования указанных граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565.
В приложении к указанному Положению, имеются Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, включающие в себя Расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе граждан, в том числе, при их первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу - I графа.
Как следует из материалов дела, Перенесенко А.Е., *** года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате по г. Благовещенску и Благовещенскому району Амурской области с 16 января 2013 года.
Согласно выписке из дела с протоколами заседания призывной комиссии г. Благовещенска № 7 от 09 октября 2020 года, Перенесенко А.Е. выставлена категория годности – «Б-4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, на основании статей 24г, 72г, 66д, 68г графы I расписания болезней и ТДТ, являющегося приложением к Положению о военно–врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 565 от 04 июля 2013 года.
Не согласившись с данным решением, Перенесенко А.Е. обратился в Благовещенский городской суд с настоящим административным исковым заявлением.
Из доводов административного истца следует, что у него имеется следующее заболевание: «***», в связи с чем ему должна быть присвоена категория годности В – ограничено годен к военной службе, выдан военный билет без отправки в армию.
Между тем, рассмотрение вопроса об изменении диагноза, категории годности призывника к военной службе возможно только на основании документов, подтверждающих наличие у призывника заболевания, препятствующего прохождению им военной службы, полученных из соответствующих медицинских организаций государственной или муниципальной систем здравоохранения.
В то же время в соответствии с пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574.
В соответствии с пунктом 2 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе независимая экспертиза основывается на принципах законности, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности, полноты исследований и предусматривает проведение медицинского обследования и медицинского освидетельствования.
Согласно пункту 3 Положения независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей, в том числе, выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (далее - экспертное учреждение).
В силу пункта 5 Положения гражданин при производстве независимой экспертизы имеет право выбора экспертного учреждения и экспертов.
Исходя из пунктов 7 и 8 Положения, независимая экспертиза производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем).
Независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.
При подаче заявления предъявляется паспорт, удостоверяющий личность заявителя.
К заявлению о производстве независимой экспертизы прилагается копия заключения военно-врачебной комиссии, заверенная в установленном порядке.
Таким образом, при несогласии с медицинским заключением врача-специалиста военно-врачебной комиссии призывник был вправе обратиться за проверкой его обоснованности в избранную им по своему усмотрению медицинскую организацию, имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую, в том числе, выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе.
Указанный способ защиты носит заявительный порядок (пункт 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, часть 6 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Между тем, указанным предусмотренным законом способом защиты своих прав истец не воспользовался, в уполномоченную организацию, имеющую право осуществлять независимую военно-врачебную экспертизу, в целях проверки обоснованности выставленного диагноза не обратился, в рамках настоящего дела ходатайств о проведении подобных исследований не заявлял.
Указание административного истца на то, что в призывной комиссии присутствовало 4 человека из основного состава доказательствами не подтверждено.
Рассматривая доводы административного истца о том, что прибыв в военный комиссариат дежурным по призывному пункту в отношении административного истца не были произведены действия по ознакомлению с порядком работы призывного пункта, разъяснению обязанности призывников и ведению учета явившихся на основании списков по дням явки, а также то, что начальник 2 отделения военного комиссариата не проверил наличие необходимых документов и их соответствие установленным требованиям, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 Порядка организации работы призывного пункта и призывной комиссии при проведении призыва граждан на военную службу (приложение Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе)граждан, прибывающих в военный комиссариат на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, встречает дежурный по призывному пункту (на период призыва назначается из числа офицеров или прапорщиков военного комиссариата), который знакомит их с порядком работы призывного пункта, разъясняет им обязанности призывников и ведет учет явившихся на основании списков по дням явки.
В силу п. 4 Порядка у каждого прибывшего гражданина начальник 2 отделения военного комиссариата проверяет наличие необходимых документов и их соответствие установленным требованиям, сверяет их данные с содержанием личного дела призывника. В ходе беседы и из содержания представленных документов выявляются изменения в семейном положении гражданина, а также связанные с состоянием его здоровья, образованием, профессиональной подготовкой и др. В случае отсутствия у гражданина документов, позволяющих призывной комиссии вынести в отношении него соответствующее решение, он направляется начальником 2 отделения за недостающими документами. При этом ему устанавливается срок повторной явки на заседание призывной комиссии с вручением под личную подпись повестки.
Вместе с тем, из дела следует и подтверждается пояснениями самого административного истца, у призывника Перенесенко А.Е. проверялисьдокументы, он был ознакомлен с порядком работы призывного пункта и обязанностями призывника, в отношении призывника Перенесенко А.Е. в установленном порядке было проведено медицинское освидетельствование, после чего истец был направлен на заседание призывной комиссии г. Благовещенска. В день прохождения комиссии жалоб от административного истца не поступало.
Кроме того, из пояснений представителя административного ответчика следует, что при входе в здание призывной комиссии г. Благовещенска находятся дежурный и медицинская сестра, которые направляют призывников в необходимые кабинеты по повестке. Оснований не доверять пояснениям представителя административного ответчика у суда не имеется.
Таким образом, вышеизложенные доводы административного истца подлежат отклонению.
При указанных обстоятельствах, судом не усматривается оснований для признания незаконным решения призывной комиссии г. Благовещенска Амурской области от 09 октября 2020 года о признании Перенесенко А.Е. годным к воинской службе, в связи с чем заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Перенесенко А. Е. в удовлетворении требований административного искового заявления о признании незаконным решения призывной комиссии г. Благовещенска Амурской области от 09 октября 2020 года о призыве на военную службу - отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 12января 2021 года.
Председательствующий Н.С. Юркова